Качество изображения
Несмотря на лавину различных новшеств, главной интригой в Nikon D850 остаётся матрица. Впервые в камерах Nikon используется CMOS-матрица с обратной подсветкой. Такая конструкция призвана обеспечить лучшие результаты при работе на высоких ISO. Также впервые сенсор имеет столь высокое разрешение — 45,7 Мп. На выходе мы получаем изображения вплоть до 8256×5504 пикселей. Низкочастотный фильтр на матрице отсутствует.
Зачем нужно столько мегапикселей? Тут как со временем и деньгами: их много не бывает. Больше детализации — больше свободы во всём. Высокое разрешение позволяет печатать снимки в большом формате, даёт простор при кадрировании и большую гибкость в обработке. К примеру: ретушь портрета или предметного снимка становится гораздо более удобной, если кадр снят в большом разрешении. Именно поэтому камеры с большим разрешением так любимы студийными фотографами и пейзажистами. Однако классические студийные фотоаппараты редко оснащены столь же мощным автофокусом и не имеют столь быстрой серийной съёмки. Значит Nikon D850 подарит высокое разрешение не только фотографам, работающим в студии и пейзажистам, но и всем, кто связан с репортажной съёмкой.
Минимальным ISO в новой матрице является ISO 64, как и в Nikon D800/D810. Минимальное расширенное значение ISO составляет ISO 32. Максимальное ISO в новинке подросло до 25600 единиц. Напомним, что в Nikon D810 такое значение было доступно лишь в качестве расширенного и не баловало пользователя низким уровнем цифровых шумов.
Запись отснятого материала может происходить в форматах RAW(NEF), JPEG и TIFF. В меню достаточно опций, чтобы выбрать нужное качество и размер файлов.
Радуют гибкие настройки съёмки в RAW. При съёмке в этом формате мы можем выбрать глубину цвета между 12 и 14 битами, степень сжатия между сжатым, сжатым без потерь и несжатым. Мы снимали в 14-битный RAW со сжатием без потерь — с ней файлы весят 50–60 МБ. Если же снимать без сжатия, то файл «растолстеет» примерно до 100 МБ.
Не всегда нужно столь высокое разрешение, как предлагает Nikon D850. Иногда лишние мегапиксели не нужны или даже идут во вред. Такое бывает, например, и при репортажной съёмке: никто репортажные снимки печатать огромными форматами не будет. Здесь важнее скорость обработки отснятого материала и передачи заказчику, место на карте памяти или жёстком диске компьютера. В Nikon D850 предусмотрена возможность снизить разрешение RAW-файлов до 26 или до 11 Мп. Естественно, всё это актуально и для JPEG.
Кадр, снятый в RAW с разрешением 26Мп. Даже работая “вполсилы”, Nikon D850 обеспечивает разрешение выше, чем среднестатистические зеркалки с разрешением 20-24Мп.
При съёмке в JPEG доступны привычные профили Picture Control. Помимо стандартного, среди них есть профили Portrait, Landscape, адаптированные под эти виды съёмки. Впрочем, даже в стандартном режиме цвета передаются корректно. Тон кожи на портретах получается живой и естественный. Есть и специфический профиль Flat, в котором съёмка происходит с минимальным контрастном, им можно пользоваться, снимая видео под дальнейшую постобработку.
Цифровой шум
С одной стороны, большое разрешение всегда влечёт за собой повышение уровня цифровых шумов. С другой, отличную работу на высоких ISO обещает инновационная конструкция матрицы с обратной подсветкой. Проверим, как ведёт себя камера на различных значениях светочувствительности. Все снимки сделаны в формате RAW+JPEG максимального качества. RAW — 14 бит, сжатие без потерь. В статье представлены полноразмерные JPEG с камеры, по ссылкам внизу — исходные RAW-файлы.
Начнём с минимальных ISO. Тут все предсказуемо — никаких шумов на ISO 32–100 мы не увидим. Зато они демонстрируют высочайшую детализацию. Рассмотреть можно всё, включая плитку облицовки на высотке!
На ISO 200–400 шумов практически нет.
На ISO 800–1600 появляются первые заметные монохромные шумы. Однако заметить их можно, лишь просматривая фото в максимальном увеличении. Детализация изображения не страдает. Побороть такие шумы легко при грамотной обработке.
При ISO 3200–6400 шумы становятся заметнее. Разумеется, на таком высоком ISO ни один фотоаппарат не даст абсолютно гладкую картинку. Тем не менее, изображение с Nikon D850 на таких ISO остаётся вполне рабочим. Если вы снимаете репортаж, ничто не помешает снимать при такой светочувствительности. Однако надо отметить, что на ISO 6400 начинает появляться цветной шум, особенно в тёмных участках кадра.
Логично, что на ISO 12800 и 25600 изображение имеет самый высокий уровень цифрового шума. Интересно, что цветовой шум проявляется совсем незначительно, нет снижения насыщенности цветов. А вот детализация в сравнении с низкими ISO заметно снижается. Но благодаря большому разрешению матрицы, снижение детализации остаётся практически незаметным, если не рассматривать кадр в полном масштабе. Такие значения светочувствительности вполне подойдут для репортажной съёмки в самых экстремальных условиях освещения. Учитывая огромное разрешение матрицы Nikon D850, шумы даже на высоких значениях ISO будут не так заметны при ресайзе изображения.
Nikon D850 показал отличную работу на высоких ISO! Особенно для матрицы с таким большим разрешением.
Динамический диапазон
Фотоаппараты Nikon славятся широчайшим динамическим диапазоном. Они способны передать максимум деталей в тенях и светлых участках даже при съёмке контрастных сцен. Многие фотографы только из-за этого перешли на камеры Nikon. Широкий динамический диапазон позволит исправить кадр при ошибках экспозиции — из тёмных или пересвеченных участков получится вытянуть много деталей, и кадр не уйдёт в корзину.
При съёмке в JPEG, динамический диапазон расширяется с помощью фирменной технологии Nikon Active D-Lighting. Она давно зарекомендовала себя как эффективный инструмент при съёмке в этом формате. Есть и функция съёмки HDR — она реализована так же, как и в Nikon D810, и доступна только для JPEG.
А что нас ждёт при съёмке в RAW? Сможет ли новинка унаследовать лавры Nikon D800 и D810?
Испытаем камеру. Итак, наша задача — спасти кадр с потерей деталей в светлых и тёмных участках.
Результат экстремальной «растяжки» динамического диапазона Adobe Camera Raw: Shadows +100, Highlights -100. Как видим, удалось вытянуть детали как из темных, так и из светлых участков. Отмечаем низкий уровень шума в тенях.
Даже профессионал не всегда точно попадает в экспозицию и спасение недоэкспонированных кадров — частое явление. А как справится RAW с экстремальным осветлением изображения?
Adobe Camera Raw: Exposure +4EV
Видим, что Nikon D850 позволяет серьёзно вытягивать информацию в тенях: при этом сохраняются все детали, не происходит искажения цветов. Но отметим и появление небольшого цифрового шума в области теней. Его уровень находится в пределах допустимого, и это при том, что «шумодав» мы не использовали совсем. Из теней можно «достать» порядка 4 ступеней экспозиции без появления сильных цифровых шумов. Далее вслед за новыми деталями охотнее появляются и шумы.
RAW с Nikon D850 весьма гибок в обработке. Как всегда, важную роль в получении качественных результатов играет грамотное экспонирование снимков.
Подведём промежуточные итоги. Nikon D850 — это новая планка качества для всех производителей фототехники. То, на что в ближайшее будущее будут равняться остальные игроки на рынке полнокадровых фотоаппаратов (как минимум в аспектах качества изображения и детализации). Аппарат сочетает в себе высокую скорость работы с невероятной детализацией снимков, позволяет делать качественные кадры в любых условиях, в том числе при плохом освещении на высоких значениях светочувствительности. Динамический диапазон тоже достаточно широк, чтобы RAW-файлы были гибки в обработке и позволяли «вытянуть» достойный результат даже в самых сложных ситуациях.