Сравнение объективов камер
Мы уже не раз писали, что гордость серии RX10 — мощные зум-объективы. Но насколько они хороши? Для самых придирчивых читателей мы сделали детальный тест оптики этих камер.
У моделей Sony DSC-RX10 и Sony DSC-RX10II объективы одинаковые (Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-73,3/2.8), поэтому тестировать оптические характеристики мы будем на примере одной из них. У Sony DSC-RX10 III новый объектив Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2.4-4.
Итак, первым выступит Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-73,3/2.8
Перспективные искажения
Широкоугольное положение (эквивалентное фокусное расстояние 24мм) объектива Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-73,3/2.8 на примере камеры Sony DSC-RX10. Из-за широкоугольного положения весь ансамбль смотрится слегка карикатурно, но уличить объектив в том, что он изменяет видимую глазом геометрию, не получится: все ступеньки прямые. Характерной бочкообразной дисторсии нет.
Впрочем, архитектуру можно снимать и на других положениях зума. Проверим эквивалентные фокусные расстояния 35, 50 и 75 мм? Искажений геометрии не наблюдается. Тест на дисторсию объектив Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-73,3/2.8 прошёл успешно!
Теперь расчехлим Sony DSC-RX10III. В широкоугольном положении 24 мм Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2.4-4 демонстрирует прекрасную передачу геометрии на плоскости.
Тестирование последующих эквивалентных фокусных расстояний 35, 50 и 75 мм также показали прекрасный результат. Безусловно, здесь не обошлось без внутрикамерной коррекции искажений. Но в конечном счёте нас же интересует хороший результат, а не путь его достижения.
Тест на бликозащиту и хроматические аберрации
Первым на предмет засветок и хроматических аберраций тестируем Sony DSC-RX10. Бленда отсутствует, солнце в зените. Ставим лёгкую поправку экспокоррекции в +0,3 ступени. Что мы наблюдаем? Идеальную картинку. Если не знать, что искать, то все четыре примера выглядят одинаково хорошо, и только в сравнении друг с другом можно уловить лёгкую разницу. Так, на открытой диафрагме f/2.8 есть небольшие хроматические аберрации, которые сходят на нет уже при f/5.6. Засветок нет. Потрясающий результат для суперзума!
Теперь в те же условия мы поставим Sony DSC-RX10 III. И здесь уже заметна разница. На открытой диафрагме можно видеть, что появились цветные контуры вокруг капель воды у объектива Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2.4-4. Прикрытие диафрагмы до f/4 не сильно влияет на конечный результат. Картинка существенно меняется только при f/5.6, а сходят на нет хроматические аберрации лишь при f/8. Для суперзума с кратностью 25х это достойный результат. Если же по каким-либо причинам прикрыть диафрагму у вас не получается, то можно воспользоваться программными средствами подавления аберраций из RAW-файла. В комплекте с камерой поставляется профессиональный RAW-конвертер Capture One.
Резкость и виньетирование
Настала пора протестировать объективы на резкость и виньетирование на всех значениях диафрагмы. Первой выступает Sony DSC-RX10 в широкоугольном положении 24 мм экв. Результат получился очень интересным.
Диафрагма f/2.8 полностью рабочая и обладает весьма хорошей резкостью как по центру, так и по краям. При f/4 происходит незначительный прирост резкости, максимальный же её пик приходится уже на f/5.6.
Диафрагма f/8 не демонстрирует ничего, кроме увеличения самой зоны резкости, f/11 я бы назвал порогом, выходить за который не стоит. Виньетирования в широкоугольном положении нет. Впрочем, скорее всего и здесь не обошлось без программной коррекции в самой камере.
Сразу за ЯК-42 на ВДНХ стоит вертолёт МИ-8. Выкручиваем зум в максимальное телеположение до 200 мм экв. и наблюдаем, как поведёт себя объектив на этом фокусном расстоянии. На открытой диафрагме f/2.8 Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-73,3/2.8 показал не самый лучший результат. Картинка мягкая. Однако при f/4 фотографии приобретают ту самую приятную глазу резкость. Пик резкости, как и в случае с широким углом, приходится на f/5.6, но в отличие от широкого угла значение f/11 оказалось полностью рабочим. Виньетирования при эквивалентном фокусном расстоянии 200 мм обнаружить не удалось.
Переходим к Sony DSC-RX10III. Сначала тестируем широкоугольное положение. Фотография на открытой диафрагме f/2.4 выглядит очень хорошо. От центра до края резкость высокая. По мере прикрытия диафрагмы до f/5.6 можно наблюдать плавное увеличение резкости с её пиком на f/8.
Чтобы провести тест максимального телеположения Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2.4-4, мне пришлось отойти на весьма солидное расстояние. Позже я измерил его через Яндекс.Карты. Получилось аж 170 метров! Да, эквивалентное фокусное расстояние 600 мм совсем не шутки, особенно когда планируешь поместить в кадр «птицу» таких размеров! На таком фокусном расстоянии резкость при f/4 не слишком высока. Зато на f/5,6 фотография оживает! Пик резкости приходится на f/8, хотя большой разницы между f/5.6 и f/8 искать не стоит. Значения f/11 и f/16, как и в случае с широкоугольным положением зума Zeiss Vario-Sonnar T 8.8-220/2,4-4, полностью рабочие. Лишь на f/16 можно наблюдать небольшое падение резкости. Виньетирования так же замечено не было.
Эффективность работы стабилизатора Super Steady Shot
Кстати, наш тест резкости мы в этот раз делали с рук! Оптический стабилизатор позволяет получить качественный результат даже на выдержках, во много раз превышающих критические. В Sony DSC-RX10III эффективность стабилизатора составила 4 стопа, а в Sony DSC-RX10 целых 5 стопов!
Что это означает? Чтобы снять резкий кадр без стабилизатора, нам бы потребовалась выдержка, обратно пропорциональная эквивалентному фокусному расстоянию. Если это 200 и 600 мм, то 1/200 и 1/600 секунды соответственно. Достичь таких выдержек в солнечную погоду нетрудно. Однако даже в пасмурный день придётся повышать ISO, а следовательно, терять в качестве изображения. Я же смог сделать резкую фотографию на 1/20 секунды с эквивалентным фокусным расстоянием 600 мм и на 1/6 секунды с 200 мм!
Предварительные выводы
Очевидно, в процессе формирования изображения картинка проходит через внутрикамерную обработку, и на выходе пользователь получает фотографию, практически лишённую оптических недостатков. Но назвать объективы камер Sony DSC-RX10 и Sony DSC-RX10II до конца безупречными нельзя. Всё же мы имеем дело с суперзумами! В случае с Sony DSC-RX10 лучше не использовать f/11 и f/16 из-за заметного падения качества изображения. Sony DSC-RX10II продемонстрировал заметные хроматические аберрации до f/5.6. При использовании телеположения в этих объективах нужно стараться прикрывать диафрагму на ступень-две. Помня об этих особенностях, вы точно получите качественные снимки.