Как вы стали свадебным фотографом?

В 2008 году, мне тогда было 19 лет, я впервые в жизни увидел зеркальный фотоаппарат - папа моей подруги занимался фотографией, и у него был Nikon d60. Я взглянул в видоискатель, услышал как щелкает затвор, и понял, что это моё. Начал снимать на мыльницу Sony, которая была у родителей, а через полгода, на день рождения, купил себе свою первую камеру, это была Sony а350. В то время я учился на юридическом факультете, и параллельно занимался фотографией. Университет я благополучно закончил, но в итоге понял, что это не мое, и стал фотографом.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Наверное, момент регистрации. Потому что в этот момент люди проявляют самые искренние чувства. Можно притвориться на сборах, на прогулке, на банкете. А момент регистрации он очень короткий, и настоящие эмоции не спрячешь. В эти секунды, когда зачитывается речь, когда жених с невестой обмениваются кольцами, их поздравляют родственники, сразу видно - насколько для них это важно. Мне нравится, что это уникальный момент, потому что и прогулку, и банкет, и сборы, в той или иной мере можно повторить, а момент регистрации - его не повторишь никак. Я люблю честность, искренность, неподдельность, я чувствую все эти моменты, растворяюсь в них, и мне очень нравится их наблюдать.

Момент регистрации - один из самых сложных в плане съемки. У вас есть какие-то свои приемы, чтобы все получилось?

Конечно, каждая регистрация индивидуальна. Трудно сказать — снимайте так-то, и будет вам счастье. Думаю, что прежде чем снимать такой ответственный момент как регистрация, нужно попрактиковаться в качестве репортажного фотографа на менее важных мероприятиях, чтобы научиться видеть момент, уметь его ловить, уметь быстро настраивать камеру. В принципе, во всех загсах у нас достаточно светло, и если снимаешь на светосильный объектив, то без вспышки можно работать спокойно. Главное при съемке регистрации - уметь быстро реагировать. Я не снимаю сериями, я снимаю одиночными кадрами. Если снимать серией, то в какой-то момент ты упускаешь суть происходящего. И моменты в загсе, они все-таки не такие быстрые, как спортивные соревнования, достаточно просто в нужный момент нажимать на кнопку.

Самая запомнившаяся свадьба?

В прошлом году была очень интересная свадьба, которую я снимал 14 часов. Это был насыщенный событиями день, при этом у ребят получилось здорово все организовать. Утром прошли сборы, потом поехали в загс, потом - в ресторан с родителями. После этого к ресторану подъехали их друзья, и дальше начался настоящий квест, гости не знали, каким будет следующий пункт маршрута, но все места, в которых мы после этого побывали, связаны с историей знакомства пары. Сначала мы поехали за город, в ботанический сад, где прошла выездная регистрация: между двух красивых деревьев на опушке сделали импровизированную арку. Затем мы отправились на берег Обского моря. Там открытая беседка, гостей ждал бармен с коктейлями и легкими закусками, здесь же организовали гриль, прошла прогулка на закате и разные веселые конкурсы. Когда стало темнеть, мы вернулись в город, и возле планетария зажгли бенгальские огни. Здесь же бросали букет и подвязку. Завершился этот день вечеринкой в закрытом баре. Обычно, когда запланировано столько событий, люди разбивают свадьбу на несколько дней, но здесь все вошло в один день, все было динамично, просто и душевно, и мне это очень запомнилось и понравилось.

Вам приходилось сталкиваться с экстремальными ситуациями во время съемки?

Однажды я снимал свадьбу у нас в Академгородке. До регистрации оставалось около часа, мы снимали прогулку. И вот пара идет по аллее, я отдаляюсь, чтобы сделать общий план, и вижу, они что-то застряли, закопошились вдалеке, и не идут ко мне. Подхожу и вижу, что у невесты все платье - в больших чернильных пятнах. Оказалось, вокруг на деревьях растут какие-то фиолетовые ягоды, птицы их едят, и сверху от этих птиц вниз летят результаты их жизнедеятельности, соответственно ядреного фиолетового цвета - вокруг вся тропинка в этих чернильных пятнах. Мы начинаем судорожно придумывать - что же делать? Находим по интернету химчистки, едем в одну, другую, и понимаем, что везде платье готовы взять, но вернут его только дней через пять, не раньше. И в одной химчистке нам дают адрес прачечной при больнице: «Там, может быть, помогут». Мы приезжаем, платье действительно обещают отчистить через два часа. Второго платья у невесты нет, и она переодевается в обычную одежду. До свадьбы - двадцать минут. Невеста без платья. Мы быстро едем в местный прокат свадебных платьев. И там… вообще все не в ее формате! Все пышное, на кольцах, в общем, нет ни одного платья, которое она может надеть. По счастливой случайности, соседняя дверь - это шоу-рум местного дизайнера, и там, среди прочего, висит одно короткое белое платье - очень красивое, ее размера. Мы его покупаем, мчимся на регистрацию, и даже не опаздываем. В загсе все проходит хорошо, после этого забираем платье из прачечной, и свадебный день благополучно продолжается. Единственное, о чем я жалею, что не снял это приключение с поисками платья, я просто искренне включился в решение этой ситуации, переживал за ребят, представил - что бы делал, если бы это случилось с моей невестой?

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Нужно составить шорт-лист и потом внимательно смотреть фотографии, причем не избранные в портфолио, а свадьбы целиком - те, которые фотограф снял недавно. Потому что последние серии отражают актуальные навыки, актуальный стиль фотографа. После этого - встреча. Важные моменты обязательно нужно проговорить, чтобы ваши ожидания совпали с результатом. Например, я всегда говорю, что снимаю репортаж, я не стремлюсь снимать файн-арт портреты и постановку. Возможно, эти фото будут недостаточно «глянцевыми» и отретушированными, но они будут эмоциональными и живыми. Я советую не экономить на фотографиях, наоборот, фотография - это главное, на что нужно тратить деньги на свадьбе. Потому что, если у вас не будет хороших фото, все веселое, интересное, что было в этот день, забудется очень быстро.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Репортажный стиль, с помощью которого я стараюсь достичь максимальной достоверности и естественности. Я работаю быстро и незаметно. За счет того, что использую светосильные объективы, я могу снимать в темном помещении без вспышки и добиваться художественного размытия фона, когда получается более объемное изображение, близкое к киношному. Мне больше нравятся моменты, когда люди что-то делают сами, чем когда я прошу их что-то сделать. Потому что при просмотре таких фотографий они будут вспоминать свои эмоции в этот момент, а не то, что попросил их сделать фотограф — а помнишь фотограф попросил кота подбросить? Моя идеальная съемка - когда люди делают то, что они бы делали, если бы их никто не снимал. Мне нравится когда есть на что смотреть, за чем подглядывать. На встрече я говорю паре: давайте представим, что у вас есть идеальный день вашей жизни, как бы вы хотели его провести, куда пойти, с кем встретиться, чем заняться - и отсюда возникают идеи. Кто-то договаривается о съемке в кинотеатре, в котором они познакомились, кто-то катается на яхте по морю, кто-то на самокате, кто-то идет в бар, где работает. Заполняя день такими событиями, люди делают его веселым, понятным, и тебе не надо придумывать съемочные ситуации, нужно просто запечатлеть, как люди проживают этот счастливый день. Я снимаю не только свадьбы, но и лавстори, семейные истории, портреты, репортажи. Если обобщить, то я сохраняю уникальные моменты жизни людей. Например, я делал серию о том, как старшая дочка в семье, где трое детей, первый раз идет в школу, такое не повторится больше никогда. У меня есть знакомая, я снимал ее свадьбу, ее беременность, выписку из роддома. Дети вырастут, квартиру, и даже город ты можешь поменять, и очень важно сохранить воспоминания о таких уникальных моментах жизни, чтобы, глядя на карточки, можно было вспомнить свои эмоции, а также то, где и когда происходили эти события.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Их несколько. Если говорить о близких композиционных и колористических решениях, мне очень нравится Уэс Андерсон, его геометричные, выверенные планы. Как режиссер - Тарантино, именно по сценарию фильмов. Операторская работа очень нравится у Звягинцева, его драматичные, нуарные фильмы. Из операторов мой последний фаворит - Эмануэль Любецки, который снял фильмы «Выживший», «Гравитация» и «Бердмен». Этот человек три раза подряд получает Оскар за операторскую работу, это о чем-то, да говорит. Он снимает на сверхширокий угол, когда уже стирается грань между фильмом и зрителем, и возникает эффект присутствия - ты вживаешься в роль героя. Наверное, это будущее операторской работы. Про это сказано много, например, известный военный фотограф, Роберт Капа, один из основоположников репортажной документальной фотографии, говорил: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит ты не был достаточно близко».

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Я радуюсь, когда идет дождь. Это бывает редко, но во-первых, во время свадьбы, по всем приметам - это к счастью, а во-вторых, для фотографа это возможность пополнить портфолио необычными кадрами. Мне кажется, профессионал - это человек, который гарантирует результат, независимо от того - ночная съемка или дневная, дождь или снег. Просто нужно уметь снимать в любых условиях.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я снимаю на Sony A99. Я выбрал Sony 9 лет назад, когда переход на Sony для свадебщиков еще не был мейнстримом. Просто на момент покупки бюджетная камера Sony имела ряд преимуществ перед конкурентами. Любимый объектив - это Sigma 35/1.4 арт-серии. Он самый универсальный, светосильный, бесшумный, 35 мм на полном кадре - это такое эталонное фокусное, на которое снимали многие классики репортажной и стрит-фотографии. Большую часть свадьбы я снимаю на этот объектив. Причем, недавно я его утопил, и сейчас у него не работает автофокус. Но у Sony есть очень удобная функция — пикинг, это когда в видоискателе ты видишь зону резкости, и поэтому на мауале снимать оказалось несложно. Есть 24мм тилт-шифт и 14мм для сверхшироких планов и тесных помещений. Эти три объектива покрывают 95 процентов моих нужд. Крупные лицевые портреты я снимаю на 85 мм. Раз в год, наверное, я использую объектив 70-200, когда снимаю мероприятия, где нет возможности подойти ближе.

День до свадьбы - советы жениху и невесте

Выспаться. Закончить все дела за неделю, за месяц - как можно раньше до свадьбы, чтобы не переживать. И быть в хорошем настроении.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снять свадьбы своих детей. У меня два сына, старшему осенью будет 4 года, а младшему сейчас пять месяцев.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Кадр с бегущими женихом и невестой на белом фоне. Это снято на Обском море зимой, это реальная свадьба. Была сильная метель, кадр снят на сверхширокий угол, и за счет того что вокруг белое поле и очень плотная стена белого снега, кажется что они вот в таком необычном пространстве находятся. Мне кажется, этот кадр в своей простоте отражает суть того, что я делаю. Он, с одной стороны, очень неправильный - просто белый фон и маленькие люди бегут. Но, с другой стороны, я в нем вижу чуть больше, чем он есть. И он, в каком-то смысле, уникален - его трудно повторить, тут совпали и место, и погода, и ракурс, и момент.

Читайте также

Интервью
Елена Горина
Москва
Интервью
Анатолий Битюков
Санкт-Петербург
Интервью
Антон Вельт
Санкт-Петербург
Интервью
Евгений Бекарев
Новосибирск

Фотографы в городах и странах