Вверх
  • Арт-репортаж как явление в фотоискусстве
  • Сконструированная реальность: что это?
  • О зарождении туристической фотографии
  • Съемка в жанре Hю
  • Фотографии поколения ЖЖ
  • Секреты создания фотокниг: 7 советов
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Фотографии поколения ЖЖ

Обсудить

Часть 1

Согласно прогнозам некоторых футурологов, нам осталось около 20 лет до того момента, когда прогресс дойдет до точки сингулярности — взрывоподобного роста технологий и перехода на совершенно новый уровень цивилизации. Однако человек уже сейчас не успевает перерабатывать тот лавинообразный поток информации, льющийся на него из дисплеев, телескопов, динамиков, рекламных щитов и офисных календарей.

Где человек? Его нет. Он потерян в бесконечном цифровом потоке, где копию не отличишь от оригинала, а истинный смысл теряется в миллионе интерпретаций. Влияет этот процесс и на искусство: оно становится все более дегуманизированным, лишенным личностного начала — «цепляет» не автор, но стиль.

Фотографии поколения ЖЖ
Фотографии поколения ЖЖ

Однако существует и обратная тенденция — и особенно она заметна на примере некоторых фотографов 1984–89 годов рождения, пытающихся реанимировать старые аналоговые технологии и обитающих в основном на страницах LiveJournal, ну, или максимум Flickr. Однако это не стилизация под винтаж, а выход на совершенно другой уровень. Термина, обозначающего это новое (не побоюсь этого слова) направление в фотографии, еще нет, но выросло оно во многом из ломографии, однако совсем не равно ему.

Фотографирование на пленку — это эстетический уход от внешнего, пресыщенного дигитальной информацией мира. Внутрь собственной персоносферы. Снимать пленкой, да еще на старые зеркалки не так-то просто — от этого фотография становится либо бесконечно медленной, либо абсолютно спонтанной. Момент нажатия кнопки — это момент раскрытия внутреннего я. И не нужно претенциозных сюжетов, главное — искренность.

Фотографии поколения ЖЖ

Что или кого снимать, для них не важно, просто объекты съемки должны быть значимы для автора и только для него (ведь это блоги): вещи на фотографиях живут собственной жизнью, друзья (а они для молодых, жаждущих общения, значимы) — вдумчиво смотрят в твой третий глаз своими двумя, и этот диалог обращается бесконечностью поставленных друг против друга зеркал. Важна внутренняя жизнь. Нет никакого сюжета или истории, фотография — это не пойманное мгновение жизни, она сама по себе самоценная жизнь. Медленная эстетика раскрытия пустоты или, наоборот, спонтанность.

В принципе это самый что ни на есть постимпрессионизм. Пробуждение чувств. С изобразительной точки зрения «постимпрессионисты» используют все аналоговые спецэффекты: искажения цвета из-за просроченной пленки или неправильной калибровки сканера, пикториализм — за счет элементарно ненаведенной резкости или запотевшего объектива, двойную экспозицию (что усиливает эффект спонтанности), снимают полароидами и одноразовыми фотоаппаратами; совмещают фотоработы с рисунками (цифровой коллаж). Но, в отличие от ломографии, за всем этим нет игры в красивые цветные картинки, есть настоящие, глубокие чувства.

Впрочем, сами фотографы стараются избегать четких интерпретаций своих работ. Для них это зона интимности, всегда остающаяся загадкой для стороннего наблюдателя и чуть приоткрытая для ближайшего круга друзей — нередко таких же фотографов со схожим мировидением. Предельная искренность не требует объяснения. В общении через комментарии авторы всячески подчеркивают связь каждой отдельной фотографии с их жизнью, переживаниями, эмоциями, зачастую выражающимися не в отдельных сюжетах, а в самом визуальном подходе, являющем собой полное сосредоточение на объекте съемки, в наблюдении.

Молодые постимпрессионисты, повторюсь, позволяют людям и предметам на своих фотографиях жить своей жизнью — но, что важно, жизнью внутри и рядом с фотографом. В этом проявляется автобиографичность подобного подхода к фотографии. Также она видна и по увлечению автопортретом — чаще всего в зеркале с камерой (это классика, конечно).

Разумеется, все это уже не ново, скажете вы, и будете правы. Волшебники и волшебницы повзрослеют, и волшебство потеряется — и это тоже, может быть, так. Но, заметьте, это поколение взяло в руки ФЭДы, «Зениты» и «Киевы», в то время когда их одноклассники снимали свой выпускной уже на цифровики. И хотя здесь присутствует немалая доля эстетства, все-таки интересно, как будет развиваться это новое направление в фотографии, ведь ситуация (техническая и культурологическая) до сих пор невиданная.

Фотографии поколения ЖЖ

Содержание:

Опубликовано: 17.02.2010

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Тимофей Усиков
Опубликовано 17.02.2010
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd