Вверх
  • История компании Panasonic: не только фотоаппараты
  • История компании Olympus
  • История компании Kodak: история изобретений
  • Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать
  • История, развитие и современные принципы хорошей рекламной фотографии
  • Натюрморт в фотографии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Обсудить
Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Жерара Юфера

Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. В репортаже, как правило, исключается режиссура кадра и вмешательство в естественный ход событий. Сам термин «фоторепортаж» происходит от французского «информировать», «извещать». Главная особенность репортажного снимка — его документальность. Иначе говоря, уместна лишь фиксация события через призму восприятия автора.

Условно фоторепортаж можно разделить на два вида. Первый — это событийный, к нему относятся съемка значимых событий, таких как международные форумы, театральные премьеры, спортивные соревнования международного уровня и т. д. Второй вид — повседневный фоторепортаж, отражающий жизнь в ее ежедневных бытовых проявлениях.

Репортаж может раскрывать тему одним кадром, когда задуманный сюжет удается вместить в единственный снимок, или при помощи фотоочерка, то есть серии кадров. При этом события могут быть последовательными или, наоборот, хаотичными, но объединенными одной темой и идеей. Фотоочерк позволяет создать из снимков целостное и связанное повествование. Именно поэтому материал должен сниматься по схеме: начало событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.

Исторически фоторепортаж произошел от этнографической натурной фотографии второй половины XIX века (некое подобие записной книжки путешественника). Результаты этих ранних съемок стали основой для возникновения репортажной фотографии. Большой общественный резонанс вызвали фотоснимки с фронтов Крымской (1853–1856) (Роджер Фентон), Гражданской в США (1861–1865) (Мэтью Брэди, Александр Гарднер), русско-турецкой (1877–1878) (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

z
Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Жиля Карона

Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Карла Майданса

z

События Первой мировой войны дали толчок к развитию репортажной фотографии. Вот яркий пример из того времени: на обложке еженедельника «Искра» (февраль 1915, № 6) солдат в бекеше с винтовкой на фоне заснеженной равнины. Это типичный постановочный портрет, а на центральном развороте дается подборка из 12 снимков с фронтовыми сюжетами, сделанными в разное время. Конечно, это еще не репортаж, но тем не менее отдельные кадры носят репортажный характер.Важную роль в эволюции фотографии на этом этапе сыграли такие приемы, как репортажная съемка скрытой камерой, длительное фотонаблюдение, создание фотоочерков.

Подлинным триумфом документальной фотографии в России стал советский фоторепортаж 1920-х — начала 1930-х годов, возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране преобразованиях. Мастера документального фотоискусства 1920-х годов (Максим Альперт, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Александр Родченко, Семен Фридлянд, Яков Халип, Аркадий Шайхет и др.) виртуозно использовали новаторские приемы создания фотографической выразительности, используя, например, необычные ракурсы.

z
Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Роберта Лернера

Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Жиля Карона

z

Очередным этапом развития советской документальной фотографии стал репортаж периода Великой отечественной войны 1941–1945 годов. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин, Марк Редькин, Евгений Халдей и др. Свой вклад в создание фотолетописи Второй мировой войны внесли и репортеры других стран антигитлеровской коалиции.

Особое место в мире сегодняшней фотографии занимает крупнейшее международное объединение, существующее и по сей день, — «Магнум» (Magnum Photos). Создано оно было в Париже в 1947 году благодаря дружбе и энтузиазму нескольких фотографов — Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Джорджа Роджерса и Дэвида «Чима» Сеймура. Сегодня в «Магнум» входят лучшие профессиональные фоторепортеры, а офисы агентства находятся в Париже, Нью-Йорке, Лондоне и Токио.

В сообщество входили такие выдающиеся фотографы, как Джеймс Нахтвей (James Nachtwey), Себастьян Сальгадо, Юджин Смит (William Eugene Smith). Роберту Капе, который в 1947 году совместно с Джоном Стейнбеком работал над книгой о Советском Союзе, удалось первым из агентства «Магнум» побывать в СССР. После приезжал Брессон.

z
Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Альфред Эйзенштадт. Поцелуй. 1945 г.

Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Роберт Дуано. Поцелуй у Парижской мэрии.

Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Мартина Мункачи

z

Единственный русский фотограф в «Магнуме» Георгий Пинхасов стал членом агентства в 1981 году. Одной из первых его выдающихся работ было сотрудничество с Андреем Тарковским в качестве фотографа на съемочной площадке фильма «Сталкер». Эмигрировав во Францию в середине 1980-х, он не терял связи с Россией и сумел запечатлеть ключевые события, от землетрясения в Ленинакане и путча 1991 года до жизни творческой богемы.

Невозможно представить пути развития актуального фотоискусства без нью-йоркского Международного центра фотографии (ICP), созданного в 1974 году братом Роберта Капы Корнеллом Капой.

В наши дни проводится большое количество конкурсов репортажной фотографии. Так, начиная с 1955 года под патронатом принца Королевства Нидерланды существует фонд World Press Photo. Ежегодно международное независимое жюри, состоящее из 13 профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 10 различных категориях, представленные фотожурналистами, агентствами, газетами и журналами со всех уголков мира. Сегодня World Press Photo во многом определяет современную ситуацию спроса и предложения на рынке фотографии в СМИ.

С 1979 года проводится международный конкурс по репортажной съемке на приз Оскара Бернака (Oskar Barnack Prize). Жюри присуждает премию лучшей серии фотографий, состоящей из 12 снимков. Эта международная премия спонсируется компанией Lieca Camera с 1979 года, года 100-летнего юбилея изобретателя камеры Leica Оскара Бернака. Премия учреждена в содружестве с фотографическим фестивалем «Встречи в Арле». Среди мировых конкурсов следует отметить такие, как международный пресс-клуб Америки (Overseas Press Club Of America) — одна из самых престижных профессиональных наград, фотоконкурс от AGFAnet, NPPA Award, Pulitzer Prize и др.

z
Репортаж как жанр фотожурналистики: как снимать

Фото Льюиса Хайна

Опубликовано: 15.02.2010

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Марина Кадыкова
Опубликовано 15.02.2010
ossw, 2008-11-07T05:06:08

Спасибо за информацию.

Олег, 2008-01-29T23:05:07

расскажите, пожалуйста, об основах репортажной съемки. К примеру, нужно поместить на православный сайт 5-10 фото церковной службы (внутри церкви и крестный ход): как снимать, какие планы брать?

Александр Безруков, 2007-12-12T06:02:32

Шарбат Гула (ударения в каждом слове на последний слог) --- так зовут девочку, изображенную на фотографии. Но Стив МакКарри, когда делал этот снимок, конечно, не знал этого.

Сергей Виноградов, 2007-12-05T17:32:05

Прошу прощение за полемику, просто Стив Маккьюри мой любимый фотограф. Поэтому погорячился :)
Девочку, которую сфотографировал Стив, зовут Шарбат Гула.
Ее историю можно узнать здесь: http://day-another-day.livejou...

Сергей Виноградов, 2007-12-05T17:18:13

Про нижнее фото девочки. Что, Шарбат Гула это творческий псевдоним фотографа Стива Маккьюри (Steve McCurry)? :)

Фото 12-летней афганской девочки сделано Стивом Маккьюри в лагере беженцев на афганско-пакистанской границе.
Советские вертолеты разрушили деревню юной беженки, вся ее семья погибла, и, прежде чем попасть в лагерь, девочка проделала двухнедельный путь в горах.
После публикации в июне 1985 года эта фотография становится иконой National Geographic. С тех пор этот образ где только не использовался - от татуировок до ковриков, что превратило фотографию в одно из наиболее растиражированных фото в мире.

B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd