Вверх
  • Уильям Генри Фокс Толбот — изобретатель калотипии и бумажных фотографий
  • Роль Луи Дагера в совершенствовании фотографического дела – первые хорошие фото в истории
  • Феликс Надар — человек, сделавший первую аэрофотографию
  • Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
  • Эдвард Майбридж и его пейзажи
  • Роман Кармен. Мастер «живого» репортажа
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии

Обсудить
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Фото Роджера Фентона

Одной из важнейших вех в истории развития фотографии стало открытие мокроколлодионного, или, как его еще называют, мокроколлоидного процесса. Считается, что именно с его появлением фотография начала свое массовое распространение. Для понимания значимости этого изобретения нужно обратить внимание на то, что существовавшие до этого дагеротипия и калотипия были основаны на использовании серебра и, соответственно, очень дороги. Также сложности возникали и из-за большой длительности экспонирования.

Новый метод

Итак, в марте 1851 года англичанин Фредерик Скотт Арчер (1813–1857) представил Королевскому научному обществу Великобритании и Парижской академии наук, а также опубликовал в журнале «Химик» доклад об изобретении коллодионного метода. Суть его состояла в получении фотографических негативных изображений на фотопластинках с коллодионной эмульсией. Для изготовления такого фотоматериала поверхность стеклянной пластинки покрывали раствором йодистого калия в коллодии, а затем обрабатывали его раствором азотнокислого серебра. В результате образовывалось йодистое серебро, распределенное в коллодии, так называемая коллодионная эмульсия. Коллодионная эмульсия не проявлялась в сухом состоянии, поэтому съемку и обработку необходимо было производить сразу после изготовления коллодионной фотопластинки, пока она еще влажная. Проявление экспонированной пластинки производилось железным проявителем, а фиксирование — цианистым калием.

Арчер, будучи скульптором и фотографом, использовал калотипию, создавая эскизы натурщиц для своих работ. Экспонирование занимало от 5 до 15 минут. Именно поэтому требовались более чувствительные фотопластины. В попытке усовершенствовать процесс он и пришел к использованию коллодия, формула которого к тому времени уже несколько лет была известна.

Большие возможности

Негатив, получаемый таким способом, мог передавать мельчайшие детали и едва различимые тона и был гораздо более чувствительным, чем дагеротип и калотип. Время экспозиции было сокращено до нескольких секунд, что позволяло экспериментировать с подвижными объектами и создавать более естественные образы.

Конечно, современный портрет с помощью такой технологии снять невозможно, но все равно это был громадный прорыв. В конце концов, именно на основании этого изобретения в последующие годы разрабатывалось передовое на то время оборудование для пейзажной съемки с движущимися объектами.

Арчер не запатентовал свое открытие, что в сочетании со значительным удешевлением процесса способствовало популяризации и развитию фотографии. Однако такая недальновидность привела его к финансовому краху и смерти в бедности. А ведь если бы патент был получен, Арчер обеспечил бы себя до конца дней. Мокрый коллодионный процесс господствовал в фотографии еще почти 30 лет!

Главный недостаток метода Арчера состоял в том, что все манипуляции необходимо было провести за время, пока покрытие не успевало полностью высохнуть. Отсюда, кстати, и название «мокрый». Поэтому, съемки вне лаборатории вызывали определенные неудобства: проявочные устраивались в самых разнообразных местах — в палатках, лодках, железнодорожных вагонах, экипажах и даже ручных тележках.

z
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Снимок Арчера, полученный при помощи мокроколлодионного процесса
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Фредерик Скотт Арчер
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Фото Роджера Фентона
z

Даже такие сложности не помешали быстрому распространению метода и, исходя из свидетельств очевидцев, практически полному вытеснению дагеротипии. «Дагеротипов больше не сыщешь! Большинство фотографов распродают аппараты Дагера за бесценок или вовсе выбрасывают», — написал в колонке редактора журнала для фотолюбителей Томас Саттон в 1860 году.

Первые в истории батальные фотографии

В качестве самого яркого и известного примера использования мокроколлодионного процесса обычно вспоминают так называемую Крымскую кампанию Роджера Фэнтона — основателя (1853) и первого почетного секретаря Королевского фотографического общества Лондона. Когда в конце марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну, британское правительство сформировало небольшое фотографическое подразделение, в состав которого в 1855 году и вошел Роджер Фэнтон. Лаборатория была организована в фургоне, получившем название «фотографический», на котором они с двумя ассистентами передвигалась по горным дорогам Крыма. В течение трех месяцев он сделал более 350 фотографий, используя коллодионный процесс. Его работы — поля сражений, портреты героев, бои за Балаклаву и Севастополь — стали первыми фотодокументами в истории фотографии.

Хотя мокрые коллодионные пластинки предназначались и использовались для получения негативов, с которых получались позитивные отпечатки, еще Арчер заметил, что, если рассматривать негатив на фоне темной поверхности, то получающееся изображение выглядит как позитив: светлые участки становятся черными, а темные — светлыми.

Так появились амбротипы (от греческого слова ambrotos — «неизменный» либо «бессмертный») или коллоидные позитивы — негативные портреты на стекле с подложкой из бархата, бумаги или просто закрашенные краской с обратной стороны. Запатентован этот процесс был в только в 1854 году в США Джеймсом Амброзом Каттингом. Широкое применение это изобретение получило главным образом в создании портретов. Амбротипия быстро стала конкурентом дагеротипии, так как была проще и дешевле в изготовлении и на первый взгляд мало чем от нее отличалась. Особенно благодаря аналогичному оформлению — часто портрет преподносился клиентам в таком же «фирменном» бархатном или кожаном футляре, как и дагеротип.

Мокроколлодионные пластины и амбротипы в 1870-х годах начали вытесняться сухими бромжелатиновыми негативами. Ну а сейчас фотографии с подобным колоритом можно получить через съемку на длинной выдержке, если уметь хорошо пользоваться этой опцией.

z
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Семейный портрет. Амбротип.
Открытие мокрого коллоидного процесса – одна из важнейших вех в истории развития фотографии
Фото Фредерика Скотта Арчера

Опубликовано: 09.10.2009

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Ольга Джола
Опубликовано 09.10.2009
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd