Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

История оптики Pentax: байонетные объективы

Дата публикации: 09.10.2009

Вторая часть статьи посвящена объективам с байонетным креплением К. Про объективы Pentax с резьбовым креплением можно прочитать в первой части статьи.

В 1974 году миру был представлен ключевой элемент системы Pentax — байонет K, пришедший на смену резьбовому креплению объектива. Трехлепестковая конструкция позволяла установить или снять объектив одним движением, повернув его на 70˚ относительно корпуса фотоаппарата. Вместе с новым байонетом пришли и новые объективы. Однако это не означало, что старые объективы с резьбовым креплением можно было выбросить в мусорное ведро. И по сей день их использование возможно благодаря применению специального переходника. Надо заметить, что байонет K обеспечил максимальную преемственность поколений: даже новейшие цифрозеркалки от Pentax могут работать со всеми объективами, выпущенными Pentax начиная с 1974 года.

История оптики Pentax: байонетные объективы
Современный модельный ряд автофокусной оптики SMC Pentax
z
Переходное кольцо М42-байонет К

Переходное кольцо М42-байонет К

За более чем 30-летнюю историю байонета K его конструкция существенно изменилась, прежними остались лишь типоразмеры крепления. Первые экземпляры объективов под новый байонет имели два основных преимущества: возможность быстрой замены и автоматический блок диафрагмы. В 1981 году Pentax начинает внедрять систему автофокуса. В конструкции объектива и байонета появляется электронная контактная группа, которая должна обеспечивать общение «линзы» с «тушкой». В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид, но в последующих моделях его удалось разместить в самом корпусе аппарата. Объективы при этом сохраняли привычный внешний вид и изящество (чему компания всегда уделяла особое внимание). Появление ультразвуковых моторов фокусировки вновь изменило положение вещей: такие моторчики благодаря их малым размерам удалось уместить в объективе, а рядом с байонетом появилась новая контактная группа, которая позволила сохранить преемственность форматов крепления. Прямая обязанность ультразвукового мотора в объективах Pentax — обеспечивать мгновенную, точную и бесшумную фокусировку.

z
Pentax ME-F. В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид. © skagman

Pentax ME-F. В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид. © skagman

С появлением электронной связи между объективом и камерой открылись новые горизонты для облегчения и совершенствования процесса съемки. От объектива камера получала информацию о максимальном и минимальном значениях диафрагмы. Позднее камера также стала получать информацию о выбранном фокусном расстоянии, удаленности объекта съемки и типе объектива. Все эти данные помогали электронике в камере наиболее точно определить экспопару. Некоторые последние объективы предоставляют также информацию о частотно-контрастной характеристике (MTF).

В настоящее время модельный ряд объективов Pentax включает все наиболее востребованные типы объективов. Среди них есть и бюджетные модели для начинающих, и более дорогие для опытных любителей и профессионалов.

Объектив SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED IF SDM

Основной серией являются объективы с маркировкой DA, разработанные специально для цифровых камер с размером матрицы 23,5х15,7 мм (APS-C). Все объективы отличаются высоким качеством проецируемого изображения. Даже штатный объектив Pentax SMC DA 18-55mm f/3.5-5.6 дает картинку сочнее и четче, чем некоторые более дорогие объективы конкурентов. Кроме того, этот объектив комплектуется блендой со специальной заглушкой, открывающей доступ для вращения поляризационных и градиентных фильтров. Помимо универсального штатного, в серии присутствуют и портретные объективы с постоянным фокусным расстоянием, и широкоугольные зумы. Особого внимания заслуживает «рыбий глаз» SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) с применением элементов из низкодисперсного стекла. Это единственная модель сверхширокоугольного зум-объектива от именитого производителя, не имеющая аналогов у конкурентов.

Объектив SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Объектив SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Объектив SMC Pentax DA 18-55mm f/3.5-5.6

Объектив SMC Pentax DA 18-55mm f/3.5-5.6

Как известно, наиболее распространенными объективами для повседневной съемки исторически являются так называемые полтинники — объективы с фокусным расстоянием 50 мм. Сфера их применения очень широка. Однако серия Limited, объединяющая «фиксы» с непревзойденным творческим потенциалом, лишена подобной модели. «Лимы» (так среди пентаксистов называют объективы этой серии) будто выходят за рамки стандартного взгляда на творческий объектив. И в этом есть своя прелесть. Главной особенностью серии является малый размер объективов. Этого удалось добиться благодаря специальной оптической схеме, которая помимо прочего дает интересный неповторимый рисунок. Во время теста камеры Pentax K20D у нас в редакции побывал объектив 40mm f/2.8 типа «блинчик» (такое название обусловлено сверхплоским дизайном). Модель продемонстрировала отличную резкость по всему полю кадра, приятные глазу контраст и насыщенность и мягкую передачу тонов. Стоит упомянуть, что в серию входят объективы с разными фокусными расстояниями — от широкоугольных (SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited) до средних теле-объективов (SMC Pentax FA 77 f/1.8 Limited).

Объектив SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Объектив SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Объектив SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM

Объектив SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM

Наверное, самой яркой и неоднозначной моделью серии Limited является объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited. Этот объектив очень хвалят, но и ругают довольно громко — мнения резко противоположные. На открытой диафрагме он дает не самые выдающиеся результаты. Картинка получается слегка мягкой, что ограничивает использование линзы в качестве портретного варианта. Однако с прикрытой диафрагмой от 2.8 до 11 объектив демонстрирует на пленке более 100 lp/mm (согласно данным журнала Popular Photography, США), что превышает аналогичные показатели у Zeiss Contax 50/1.4 и Leica 50/1.4. При этом характер размытия фона меняется в зависимости от условий освещения и характера заднего плана, становясь то более жестким, то удивительно мягким и пластичным, с насыщенными, но точными тональными переходами. Такое неоднозначное поведение предоставляет широкие возможности фотохудожнику, работающему не просто с объектом, но и с цветом, светом.

Объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited

Объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited

Квинтэссенцией почти вековых традиций объективостроения стала серия DA STAR. Модельный ряд DA* состоит из различных объективов как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием, объединенных непревзойденным качеством исполнения и совершенством оптической схемы. Многолетний опыт компании Pentax воплотился в серии объективов профессионального уровня, позволяющих опытным фотографам добиться исключительного результата независимо от условий съемки. Все модели серии являются пыле- и влагозащищенными. Светосильность объективов позволяет комфортно вести съемку в условиях плохой освещенности, а также добиваться художественного размытия фона. Для обеспечения точной и быстрой фокусировки модели серии DA* оснащаются ультразвуковыми приводами фокуса. Такие моторы помогают оперативно, плавно и бесшумно навестись на объект, а также предоставляют фотографу возможность вмешаться в процесс фокусировки вручную в любой момент. Благодаря применению особых сортов стекла с низким уровнем дисперсии объективы звездной серии дают резкую, чистую и яркую картинку, лишенную хроматических аберраций. Традиционное покрытие линз SMC дополнено покрытием SP (Super Protect), препятствующим загрязнению передней линзы и позволяющим легко и быстро устранить жирные пятна и пыль. В серию входят объективы как с традиционным набором фокусных расстояний, например «штатник» SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL [IF] SDM, так и уникальная по своим характеристикам модель SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED [IF] SDM, универсальный телеобъектив с постоянной светосилой. Не обошлось и без почти классического «полтинника» SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM. Среди прочих его выделяет специальное просветляющее покрытие поверхностей линз Pentax Aero Bright Coating (ABC), созданное на основе материалов silica aero gel.

Объектив SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED IF SDM

Заключение

Одной скромной обзорной статьи недостаточно, для того чтобы описать хотя бы малую часть особенностей объективов Pentax. Приятно отметить то, что компания регулярно и довольно часто обновляет и пополняет свой модельный ряд, радуя нас передовыми технологиями и нестандартными решениями. Огромным плюсом для фотолюбителей является исключительная совместимость моделей различных лет, позволяющая использовать старую пленочную оптику даже на самых последних моделях цифровых фотокамер.

Отличительной особенностью объективов Pentax на протяжении многих лет является высокий художественный потенциал. Но не будем забывать, что еще больший творческий потенциал заложен не в фототехнике, а в нас самих. Фотографию создает фотограф, а техника лишь помогает ему в этом. Удачных вам снимков с объективами Pentax!

Дата публикации: 09.10.2009
Комментировать
User
Владислав Бельченко

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus