NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE)
Когда на свет появилась камера Nikon Z fc, для неё потребовался объектив, соответствующий ей по стилистике и размеру. Им стал NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) — компактный фикс с элементами ретродизайна, превращающийся на DX-камере в эквивалент 42-мм объектива.
Сам по себе NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) полнокадровый, хоть и выпущен вместе с DX-моделью. Поэтому в нашем тесте вы найдёте кадры как с «кропнутого» Nikon Z fc, так и с полнокадрового Nikon Z 6.
Особенности конструкции
NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) сделан максимально компактным и простым. В отделке использован преимущественно пластик, из него же сделан и байонет. Такое техническое решение обеспечило объективу вес в 160 граммов. При толщине 43 мм и диаметре 71,5 мм его легко носить в кармане, а камера с ним помещается почти в любую сумку.
Реализовав компактность конструкции, разработчики не забыли и о пыле-влагозащите. Она здесь тоже есть.
Характерное рифление фокусировочного кольца, металлический декоративный ободок и даже оригинальные шрифты — всё это отсылает нас к позапрошлому поколению оптики Nikon. Кольца управления были точно воссозданы по оригинальным чертежам, а их текстура напоминает о легендарных зеркальных фотокамерах Nikon.
Ретромотивы в отделке помогают объективу гармонировать с обликом Nikon Z fc, но и на других современных камерах он не смотрится инородным.
На корпусе NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) нет выключателя автофокуса. Вероятно, он пал жертвой миниатюризации. Сам автофокус очень быстрый и беззвучный. Фокусировка внутренняя, то есть внешние элементы конструкции во время наведения на резкость не перемещаются.
Кольцо ручной фокусировки имеет нелинейный ход, позволяя наводиться с максимальной точностью. Однако нелинейность выражена не столь ярко, так что с ручной фокусировкой в видео тоже можно комфортно работать.
В оптической схеме использовано девять элементов, объединённых в восемь групп. Две линзы — асферические. Посмотрим, как это скажется на характере рисунка? Диафрагма семилепестковая со скруглённым отверстием. Минимальная дистанция фокусировки составляет 19 см от плоскости матрицы, а масштаб съёмки при этом 0,2х.
Объектив в работе. Кроп и полный кадр
NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) — объектив с секретом. Дело в том, что 28 и 42 мм — очень разные фокусные расстояния. Первое — скорее пейзажное. При установке на полный кадр объектив становится классическим тревел-фиксом для общих планов.
А эквивалент 42 мм — это уже про акценты в кадре, про выделение главного объекта. На кропе он именно так и будет себя вести, обладая незаурядной универсальностью и обеспечивая привычную глазу передачу перспективы.
Обладая сравнительно большой глубиной резкости, NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) сможет эффектно размывать фон только на малой дистанции съёмки. Это касается и кропа, и полного кадра.
Крупные планы с боке ему под силу, но главный объект должен быть от вас буквально на расстоянии вытянутой руки. С расстояния в метр-полтора получается лишь лёгкое отделение объекта от фона. Но есть и плюсы: главный объект почти всегда входит в глубину резкости, и о выборе диафрагмы можно не думать.
Само качество боке не вызывает вопросов: размытие мягкое и приятное глазу. Его не портят даже два асферических элемента в конструкции, хотя часто именно они являются причиной «грязного» рисунка.
Съёмка в контровом свете и бликозащита
NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) только выглядит будто объектив из прошлого. Оптическая схема современная, как и просветляющее покрытие. Объектив не боится яркого контрового света.
Даже если съёмка идёт почти в полной темноте, яркие источники света не провоцируют появления артефактов. Контраст высок, бликов не образуется.
Вероятно, в Nikon были настолько уверены в бликозащите этой модели, что даже не предусмотрели для неё крепление бленды.
Хроматические аберрации
Этот вид искажений часто свойственен широкоугольникам. Но NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) от него практически избавлен. Назойливых фиолетовых и зелёных полосок по границе контрастных объектов вы, скорее всего, не встретите на своих снимках.
Они могут появляться при сильном увеличении только на самых провокационных сюжетах, например, когда солнце пробивается через тонкие ветви деревьев.
На «обычных» кадрах со средним или даже высоким контрастом хроматические аберрации не появляются.
Геометрические искажения
Современные камеры умеют уверенно справляться с геометрическими искажениями, присущими почти любой оптике. NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) не исключение. Если открыть RAW-файлы, например, в Adobe Camera RAW, то искажений вы не встретите: их уже исправил встроенный профиль. То же касается и JPEG.
Но на самом деле искажения есть. Их можно увидеть, например, в RAW-конвертерах, не поддерживающих встроенные профили. Объектив имеет заметную бочкообразную дисторсию, программное исправление которой приводит к некоторой обрезке углов. Для большинства сюжетов это не будет играть заметной роли, ведь в момент построения кадра вы уже видите исправленное изображение. Тем не менее данную особенность объектива мы демонстрируем нашим читателям.
Виньетирование
Затемнение углов кадра хорошо заметно на открытой диафрагме, если вы снимаете на полнокадровый фотоаппарат. Для некоторых сюжетов его можно использовать как художественный приём. Но если вам важно идеальное техническое качество, то уже на f/4 виньетирование очень сильно снижается, а на f/5,6 полностью уходит.
Резкость
На открытой диафрагме при работе с полнокадровой камерой NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) обеспечивает отличную резкость по центру и умеренно высокую по краю кадра. Лишь в самых углах заметна некоторая мягкость картинки.
При f/4 углы добирают резкости до высокого уровня, а начиная с f/5,6 NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) радует идеальной детализацией по всему полю кадра.
Если снимать на DX-камеру, то о мягких углах на открытой диафрагме и вовсе можно забыть. Ведь они буквально останутся за кадром.
Выводы
Под скромной ретровнешностью в малютке NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) скрывается мощный творческий потенциал. Объектив может работать как на кроп-камерах, так и на полнокадровых, по-разному проявляя свой характер. В первом случае он — универсальный эквивалент 42 мм, объектив для любых сюжетов с естественной передачей перспективы. Во втором — лёгкий и компактный тревел-фикс для пейзажей и общих планов, классический широкоугольник.
У объектива очень удачное соотношение веса, размера и технического качества изображения. Фотограф может рассчитывать на высокую резкость с открытой диафрагмы, уверенную работу в контровом свете, очень низкий уровень хроматических аберраций.
Из формальных минусов отметим присущую NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) бочкообразную дисторсию, которая принудительно правится даже в RAW, так что фотограф вряд ли с ней столкнётся. А из мелких неудобств обращает на себя внимание отсутствие выключателя автофокуса на корпусе и пластиковый байонет.
Плюсы:
- компактность и малый вес;
- высокая резкость с открытой диафрагмы даже на полном кадре;
- уверенная бликозащита;
- очень низкий уровень хроматических аберраций;
- мягкое размытие;
- бесшумная внутренняя автофокусировка;
- уникальный ретродизайн;
- пыле и влагозащита.
Минусы:
- в сторонних RAW-конвертерах без поддержки профиля объектива будет заметна бочкообразная дисторсия;
- нет выключателя автофокуса на корпусе;
- пластиковый байонет.