NIKKOR Z 40mm f/2
NIKKOR Z 40mm f/2 стал вторым после NIKKOR Z 28mm f/2.8 (SE) компактным и бюджетным фиксом в линейке оптики Nikon для беззеркалок серии Z. Объектив является полнокадровым, но подойдёт и для камер формата DX: фокусное расстояние 40 мм достаточно универсально, чтобы сделать его штатным фиксом на любой из беззеркалок семейства Nikon Z.
Вся интрига лишь в том, насколько качественную картинку даёт NIKKOR Z 40mm f/2. Об этом и поговорим в нашем тесте.
Конструкция и особенности
NIKKOR Z 40mm f/2 получился очень маленьким и лёгким по современным меркам. Над байонетом он возвышается менее чем на 5 см, а весит около 170 граммов. Диаметр светофильтра — скромные 52 мм.
Во внешней отделке преобладает пластик, из пластика же сделан и байонет.
Из органов управления на корпусе только одно фокусировочное кольцо. Оно имеет нелинейный ход, что удобно для фотосъёмки, но в видео может затруднить работу с медленной перефокусировкой. В меню камеры функцию кольца можно настроить так, чтобы менять фокус, диафрагму, чувствительность или корректировать экспозицию.
Выключателя автофокуса на объективе нет, придётся использовать меню камеры.
При наведении на резкость никакие внешние части объектива не перемещаются, фокусировка внутренняя. Корпус защищён от пыли и капель воды.
Для фокусировки используется шаговый мотор, который работает очень быстро. Наведение на резкость происходит не беззвучно, но очень тихо. Если поднести ухо к объективу, можно разобрать лёгкое шуршание при перемещении линз внутри.
В оптической схеме использовано всего шесть элементов в четырёх группах. Правда, сразу две линзы являются асферическими. Это повод повнимательнее присмотреться к боке на предмет мягкости рисунка, что мы и сделаем ниже. Диафрагма девятилепестковая скруглённая.
Минимальная дистанция фокусировки NIKKOR Z 40mm f/2 составляет 29 см от плоскости матрицы, а максимальный масштаб при этом 0,17х. Это не макро, но для крупных планов вполне достаточно.
DX или FX?
Универсальность — главный конёк NIKKOR Z 40mm f/2. Вполне можно рассматривать ситуацию, когда он будет единственным объективом для камеры на протяжении длительного времени. Причём это касается и кропа, и полного кадра.
В обоих случаях угол обзора позволит одинаково успешно снимать портреты, общие, средние и крупные планы. На кроп-камерах для портретной съёмки этот объектив даже удобнее, чем на полном кадре.
Снимок скадрирован пропорционально формату DX.
Сложности могут быть разве что с сюжетами, в которых хочется охватить побольше пространства. Угол обзора для полного кадра составляет всего 57°.
Светосилы f/2 достаточно для сильного размытия фона и в режиме DX. Если говорить об абсолютных цифрах, то это примерно треть ступени проигрыша более дорогому NIKKOR Z 50mm F/1.8 S.
Снимок сделан в режиме FX
Снимок сделан в режиме DX
Резкость, виньетирование и хроматические аберрации
Мы тестировали NIKKOR Z 40mm f/2 на 45-мегапиксельном Nikon Z 7. Это требовательная к разрешению оптики камера. Кроме того, плотность пикселей Z 7 близка к кроп-камерам Nikon. А значит, результаты теста можно легко спроецировать на опыт использования NIKKOR Z 40mm f/2 с DX-моделями.
На открытой диафрагме центр снимка уже безупречно резок. Детализация несколько снижается к периферии, но даже на краях кадра остаётся приемлемой для качественной фотопечати. С DX-камерами края будут безоговорочно резкими. Пожалуй, это главное, что нужно знать о NIKKOR Z 40mm f/2.
Присутствует виньетирование — затемнение углов снимка. Хроматические аберрации выражены крайне слабо.
Если прикрыть диафрагму буквально на ступень, до f/2,8, то техническое качество снимка сильно возрастает. Виньетирование заметно ослабевает, детализация краёв поднимается до очень высокой, а центр становится идеально резким. Хроматических аберраций уже не видно. Дальнейшее диафрагмирование увеличивает глубину резкости, но существенного прироста качества уже не даёт — максимум достигнут на f/2,8. После f/11 происходит снижение детализации из-за дифракции.
Боке
Характер размытия зоны нерезкости у NIKKOR Z 40mm f/2 отличается некоторой жёсткостью. То есть объектив оставляет фон читаемым и узнаваемым, но при этом расфокусированным.
Отметим, что такое размытие в целом характерно для компактных фиксов и является особенностью, а не недостатком.
Объясняется это чётко очерченной формой единичного блика в боке. Заполнение бликов ровное, без неприятных артефактов в виде луковых колец. Даже каёмки по краю блика нет. И это несмотря на применение асферики в оптической схеме! Так что размытие смотрится чистым и аккуратным, а одиночные блики — яркие и эффектные.
Наслаиваясь друг на друга, блики не образуют неприятной «чешуи». Прямые линии не двоятся. В целом характер размытия отличается «правильностью» и спокойствием.
При закрытии диафрагмы блики остаются круглыми до f/2,8, при f/4 у них появляются угловатые контуры, а при f/5,6 форма окончательно становится девятиугольной — по числу лепестков.
Геометрические искажения
При съёмке на NIKKOR Z 40mm f/2 о геометрических искажениях смело можно забыть. Во-первых, они исправляются программно в JPEG в самой камере. Во-вторых, при работе с продуктами Adobe корректирующий профиль принудительно применяется к RAW. При всём желании искажений вы не увидите. В-третьих, даже если ваш конвертер не поддерживает встроенный корректирующий профиль, уровень дисторсии у NIKKOR Z 40mm f/2 крайне низкий, и на большинстве сюжетов её просто не будет заметно.
Бликозащита
NIKKOR Z 40mm f/2 не комплектуется штатной блендой. На корпусе даже нет крепления для её установки. И это вполне оправданное решение: объектив неплохо держит как контровый, так и боковой свет. Если яркий источник расположить строго в углу кадра, то появление небольших бликов вокруг него возможно. Но это будут локальные артефакты, не влияющие на итоговое качество снимка. Контраст высок, локальных засветок не образуется.
Выводы
NIKKOR Z 40mm f/2 — простой и универсальный объектив с доступной ценой, который может стать штатным фиксом как для полнокадровой, так и для DX-беззеркалки Nikon Z. Он резок с открытой диафрагмы, практически лишён хроматических аберраций и геометрических искажений, неплохо противостоит бликам, а выраженное на f/2 виньетирование уходит при диафрагмировании до f/2,8.
Сравнительно высокая светосила позволяет снимать с размытым фоном крупные и даже средние планы. В зоне боке NIKKOR Z 40mm f/2 рисует чётко очерченные яркие блики. Его боке чуть жёсткое, но выразительное и контрастное, с хорошо читаемым задним планом.
Компактность и малый вес (всего 170 граммов) делают его желанной покупкой для путешественников и тех, кто носит фотоаппарат с собой ежедневно. Тихий автофокус позволяет использовать NIKKOR Z 40mm f/2 для съёмки видео. А из условных минусов мы можем назвать лишь пластиковый байонет и отсутствие выключателя автофокуса.
Плюсы:
- высокая резкость даже на открытой диафрагме;
- низкий уровень хроматических аберраций;
- «правильный» рисунок боке;
- низкий уровень дисторсий;
- очень компактный размер;
- малый вес;
- тихая автофокусировка;
- наличие защиты от пыли и влаги.
Минусы:
- пластиковый байонет;
- нет выключателя автофокуса на корпусе.