Тест Sony SEL40F25G: качество изображения и выводы
Этот объектив — один из самых необычных в модельном ряду Sony. В системе Alpha есть очень много 35-мм и 50-мм объективов, но 40-мм пока только один — это FE 40 mm f/2,5 G. Несмотря на кажущуюся малой разницу с 35 мм, его уже нельзя назвать широкоугольником.
Это самостоятельное и самодостаточное фокусное расстояние, куда более близкое к классическому «полтиннику». Кстати, на матрицах APS-C оно ведёт себя… опять же, близко к полнокадровому полтиннику. В этом одно из неочевидных преимуществ данной модели.
Оптическая схема
Объектив состоит из девяти элементов, которые не объединены в группы. В нём применяются сразу три асферические линзы. Для нас это повод повнимательнее взглянуть на характер размытия и мягкость боке. Диафрагма семилепестковая.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 см в режиме автофокуса и 25 см при ручном фокусе. При этом достигается максимальный масштаб съёмки 0,23х. Умеренно крупные планы объективу удаются, но о макро говорить не приходится.
Резкость
К резкости в центре кадра даже на 60-мегапиксельной камере здесь не возникает никаких претензий уже на открытой диафрагме. К краям детализация начинает снижаться, но и их нельзя назвать мягкими. На 24-мегапиксельной матрице, скорее всего, падения детализации и вовсе можно не заметить.
Даже незначительное диафрагмирование до f/2,8 выводит детализацию периферии на высокий уровень, а на f/4 всё поле кадра становится резким.
Высокое оптическое качество сохраняется до f/11, а затем начинается спад из-за дифракции.
Размытие фона
Не стоит недооценивать светосилу f/2,5. FE 40 mm f/2,5 G вполне способен справиться с размытием фона, особенно при крупноплановой съёмке. Поэтому характеру боке мы уделяем особое внимание.
Размытие SEL40F25G получилось в меру жёстким. Он сохраняет детали фона, оставляет их читаемыми, но при этом не допускает явных двоений и других неприятных артефактов. Блики не смягчены по краю, но и не имеют ярко выраженной каёмки.
Их заполнение не очень равномерное. Здесь самое время вспомнить о трёх асферических элементах в конструкции. Часто именно асферика вызывает подобные неоднородности в боке. Однако заметно это лишь при сильном увеличении снимка. Диафрагма скруглена не полностью. Округлая форма блика начинает сменяться более угловатой уже на f/4.
Хроматические аберрации
Подобно SEL24F28G, его 40-мм собрат избавлен от хроматических аберраций. Мы искали их в JPEG и в RAW, но даже на открытой диафрагме заметных аберраций найти не смогли.
Бликозащита и контровый свет
Sony FE 40 mm f/2,5 G не склонен к потере контраста и ловле солнечных зайчиков в контровом свете. Он уверенно отрисовывает яркие источники света, не давая каких-либо артефактов.
Лучики от лепестков диафрагмы появляются лишь после f/8 и выражены слабо.
Геометрические искажения
Геометрические искажения объектива отлично исправляются программно в фото, видео и в процессе визирования. В RAW объектив демонстрирует умеренную бочкообразную дисторсию, от коррекции которой лучше не отказываться.
Эффект дыхания
Эффект дыхания у Sony FE 40 mm f/2,5 G присутствует, хоть и выражен сравнительно слабо. Этим он отличается от SEL24F28G. При перефокусировке с бесконечности на минимальную дистанцию масштаб изображения немного увеличивается, а блики смещаются от края кадра.
Выводы
Если говорить о Sony FE 40 mm f/2,5 G как о фотообъективе, то перед нами потрясающе удобный фикс на каждый день. Как и два его собрата, он имеет отдельное кольцо диафрагмы, умеет бесшумно и быстро фокусироваться, защищён от пыли и влаги и легко помещается в карман. При этом с открытой диафрагмы объектив резок, а после f/4 легко разрешает даже 60-мегапиксельную матрицу. Он избавлен от хроматических аберраций, имеет небольшую и исправляемую программно дисторсию.
Боке SEL24F28G можно охарактеризовать как умеренно жёсткое. Он способен размыть фон, выделить главный объект, но при этом не будет «замыливать» фон до неузнаваемости, сохранит очертания предметов заднего плана.
Вторая специализация FE 40 mm f/2,5 G — видеосъёмка. И тут он показывает себя весьма неплохо. Эффект дыхания присутствует, но сравнительно мал. Диафрагму можно закрывать очень плавно прямо во время записи. А по рисунку он очень похож на SEL24F28G, обеспечивая монтажное единство материалу, взимаемому на связку этих объективов.
Плюсы:
- высокая резкость изображения с открытой диафрагмы;
- отсутствие хроматических аберраций;
- уверенная бликозащита;
- компактность и лёгкость;
- одинаковые размеры и расположение органов управления с другими объективами серии;
- металлический корпус, пыле- и влагозащита;
- отдельное кольцо установки диафрагмы;
- плавный или ступенчатый ход кольца диафрагмы;
- бесшумный автофокус.
Минусы:
- небольшая бочкообразная дисторсия, если отключить коррекцию искажений;
- неравномерное заполнение бликов в боке;
- присутствует слабый эффект дыхания.