Тест Sony SEL24F28G: качество изображения и выводы
В Sony SEL24F28G все характеристики — от веса до фокусного расстояния — выдают весьма удачный тревел-фикс для стрита и пейзажа. Собственно, это одна из возможных специализаций SEL24F28G.
Однако с таким же успехом он может стать интересным видеообъективом, особенно для динамичных съёмок с рук или со стабилизатора. А ещё не стоит упускать из вида, что на APS-C камерах он близок по углу обзора к 35-мм объективу. Так что перед нами действительно универсальная модель.
Оптическая схема и особенности
В оптической схеме SEL24F28G используется всего 8 элементов в 7 группах. Но простой её назвать нельзя. Сразу три элемента имеют асферические поверхности, один изготовлен из сверхнизкодисперсионного стекла. Диафрагма состоит из семи лепестков.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 24 см от плоскости матрицы при использовании автофокуса и всего 19 см при ручной фокусировке. Но за счёт короткого фокусного расстояния максимальный масштаб съёмки сравнительно невелик — 0,19х.
Резкость
Для теста резкости мы использовали самую требовательную камеру из семейства Alpha — это Sony A7R IV. Забегая вперёд, скажем, что на 24-мегапиксельных моделях этот объектив чувствует себя намного более уверенно!
Уже на открытой диафрагме на 60-мегапиксельной матрице SEL24F28G даёт хорошую резкость по центру кадра. Но ближе к краям кадра она снижается до умеренной.
Закрытие диафрагмы до f/4 существенно повышает резкость периферии, а центр кадра оказывается практически идеально резким. Небольшой прирост детализации по самому краю будет наблюдаться вплоть до f/8.
Закрывать диафрагму сильнее для увеличения качества изображения на камерах с высоким разрешением матрицы не стоит. Уже при f/11 начинает сказываться дифракция. На f/16 и f/22 её влияние особенно заметно.
Геометрические искажения
Современные камеры Sony уверенно исправляют искажения оптики «на лету». Это значит, что при включённой в камере коррекции вы не увидите геометрических искажений и виньетирования ни на фотографиях, ни в видеороликах, ни в процессе кадрирования. Однако в RAW искажения всё же присутствуют.
Речь идёт о сильной бочкообразной дисторсии и заметном виньетировании на открытой диафрагме. К сожалению, коррекция бочкообразной дисторсии не проходит бесследно: объектив теряет часть поля зрения в углах.
Виньетирование
Виньетирование отлично исправляется программно. Но даже если коррекцию отключить, вопрос решается небольшим диафрагмированием. Уже при f/4 виньетирование значительно ослабляется.
Хроматические аберрации
Ещё один тип искажений, традиционный для широкоугольников — хроматические аберрации. Но от них Sony FE 24 mm f/2,8 G практически избавлен. Даже на откровенно провокационных сюжетах, снятых на открытой диафрагме, хроматические аберрации отсутствуют и в RAW, и в JPEG.
Размытие фона
Если использовать малую дистанцию фокусировки и открытую диафрагму, Sony FE 24 mm f/2,8 G может довольно сильно размывать фон.
Двоений и ярко выраженного эффекта чешуи в боке нет. При сильном размытии фоно оно смотрится приятно и мягко. Лишь на отдельных сюжетах чуть деформированные по краю кадра блики могут добавить неаккуратности рисунку в зоне нерезкости.
Бликозащита и контровый свет
Объектив уверенно держит контровый свет. Расположенные в углу кадра яркие источники света не дают бликов в кадре. Контраст может падать лишь локально, вокруг яркого источника.
При закрытии диафрагмы блики от источников света не появляются, но начиная уже с f/5,6 единичные источники света обрастают «звёздочками» с 14 тонкими лучами. Впрочем, часто такие артефакты смотрятся даже выигрышно.
Эффект дыхания
Эта характеристика важна прежде всего при видеосъёмке. При перефокусировке SEL24F28G не изменяет своего фокусного расстояния, а значит, и масштаба изображения. Эффект дыхания практически отсутствует.
Выводы
Sony FE 24 mm f/2,8 G — очень компактный и удобный в работе объектив. Он легко помещается в карман, весит менее 200 граммов и при этом имеет набор органов управления, как у топовых G Master: отдельное кольцо установки диафрагмы с изменяемым типом хода, кнопку блокировки автофокуса. А главное, он унифицирован по конструкции с двумя другими участниками нашего теста, что делает их взаимозаменяемыми при работе на стабилизаторе или подвесе.
Даже на многомегапиксельных матрицах объектив способен дать хорошую резкость. Правда, на открытой диафрагме придётся смириться с некоторой мягкостью углов снимка. Хроматических аберраций практически нет. Виньетирование выражено слабо. Бочкообразная дисторсия может быть исправлена непосредственно в камере как при фото-, так и при видеосъёмке.
Для видео этот объектив приспособлен не хуже, чем для фото. Отсутствующий эффект дыхания, бесшумный автофокус, возможность бесступенчатого изменения диафрагмы и даже рифление кольца диафрагмы для сопряжения с зубчатым приводом — бесспорные плюсы модели. Возможно, именно в такой универсальности и кроется секрет сравнительно высокой стоимости этой модели.
Плюсы:
- высокая резкость изображения по центру с открытой диафрагмы;
- отсутствие хроматических аберраций;
- уверенная бликозащита;
- отсутствие эффекта дыхания;
- компактность и лёгкость;
- одинаковые размеры и расположение органов управления с другими объективами серии;
- металлический корпус, пыле- и влагозащита;
- отдельное кольцо установки диафрагмы;
- плавный или ступенчатый ход кольца диафрагмы;
- бесшумный автофокус.
Минусы:
- бочкообразная дисторсия, если отключить коррекцию искажений;
- мягкие края на открытой диафрагме.