Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Сравнительный тест объективов Canon RF и Canon EF

Дата публикации: 14.01.2019

Тест Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и Canon RF 24-105mm f/4L IS USM

Зумы Canon RF 24-105mm f/4L IS USM и Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM имеют между собой значительно меньше различий, чем описанные выше сверхсветосильные «полтинники». Они близки по весу, размеру и цене. Любопытно, что RF 24-105mm f/4L IS USM чуть компактнее и легче, чем EF 24-105mm f/4L IS II USM. С Canon EOS R он образует сбалансированный и сравнительно компактный по меркам полнокадровых камер комплект.

Конструкция

Внешний вид объективов довольно сильно различается. Дизайн Canon RF 24-105mm f/4L IS USM однозначно воспринимается как более современный благодаря лаконичному оформлению. Например, у него нет шкалы дистанций фокусировки. Зато такая шкала выводится в видоискателе EOS R, когда вы включаете ручной фокус. Кольцо ручного фокуса электронное. Также отмечаем «фишку» всей RF-линейки — дополнительное управляющее колесо на объективе RF 24-105mm f/4L IS USM.

На его фоне EF 24-105mm f/4L IS II USM смотрится более классическим объективом. Здесь и привычная шкала дистанций, и два обычных механических кольца: зум и ручной фокус.

Набор переключателей у обоих объективов идентичен: выключатель автофокуса, выключатель стабилизатора и блокировка зума.

При зумировании оба объектива выдвигают вперёд линзоблок. Незначительный технологический люфт линзоблока воспринимается тактильно, то есть выдвижной «хобот» можно пошатать. Но этот люфт, присутствующий у обеих моделей, действительно очень мал.

Со стороны байонета оба зума имеют уплотнительное резиновое кольцо.

В работе

Ещё первая версия объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM славилась высокой скоростью автофокуса. Вторая версия по быстроте реакции ей точно не уступает. Претензий к автофокусу EF 24-105mm f/4L IS II USM не возникает даже у самых придирчивых фотографов. Объектив не притормаживает, всегда наводясь на резкость одним махом, с разбегу. Автофокусировка занимает доли секунды как в широкоугольном, так и в телеположении. При фокусировке слышно лишь лёгкое шуршание привода.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Похожим образом ведёт себя и RF 24-105mm f/4L IS USM. Разница лишь в том, что его автофокус полностью бесшумен. Здесь используется не кольцевой USM-мотор, а новый привод Nano USM. Он совмещает в себе преимущество классического USM (скорость) и достоинства шаговых STM-двигателей — бесшумность и плавность фокусировки. Два последних свойства будут важны видеографам. Классический USM-привод тоже можно заставить работать плавно, не спеша переводя фокус с точки на точку. Но его микрошаги будут создавать характерный шум, пусть и не очень громкий. Таким образом, в работе автофокуса при фотосъёмке у двух объективов паритет, а вот для видеосъёмки RF 24-105mm f/4L IS USM приспособлен чуть лучше.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

В ходе теста мы также проверили работу стабилизатора в обеих моделях. При съёмке с рук с увеличенной выдержкой EF 24-105mm f/4L IS II USM не только выполнил свой норматив в 4 заявленных ступени экспозиции, но и перевыполнил его ровно на ступень. Нам удалось получить резкие кадры с выдержкой до ⅓ с при фокусном расстоянии 105 мм.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 10000, F4, 1/50 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 5000, F4, 1/25 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/13 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/6 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/3 с, 105.0 мм экв.

RF 24-105mm f/4L IS USM также уверенно справился с задачей, отработав положенные ему 5 ступеней выдержки и позволив снимать на ⅓ с с рук при фокусном расстоянии 105 мм. Однако хочется отметить: при выдержках, увеличенных на 2–3 ступени, его стабилизатор работал чуть увереннее, чем у EF-собрата.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/50 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/25 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/13 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.5, 1/6 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/3 с, 105.0 мм экв.

Резкость и детализация. Виньетирование. Хроматические аберрации. Фокусное расстояние 24 мм

В широкоугольном положении оба объектива дают отличную детализированную картинку. Центр кадра «звенит» уже на f/4. И всё же различия есть. При попарном сравнении увеличенных снимков перевес в детализации на стороне RF 24-105mm f/4L IS USM. В центре кадра разница невелика, но на краях становится заметнее. Обратите внимание на левый нижний угол, там EF 24-105mm f/4L IS II USM чуть смягчил картинку.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Такой уровень детализации допустим для профессиональной крупноформатной печати. Также отметим практически полное отсутствие хроматических аберраций у обоих объективов. Из формальных недостатков изображения обращает на себя внимание заметное виньетирование.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрываем диафрагму до f/5,6! Виньетирование обоих объективов ослабевает, но не уходит полностью. Детализация в центре кадра выходит на одинаковый уровень. А вот углы и края резче у RF 24-105mm f/4L IS USM. Разница хорошо заметна на изразцовой отделке колокольни в правом верхнем углу.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/1000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/1000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагмирование до f/8 не позволяет EF 24-105mm f/4L IS II USM догнать лидера. Детализация у обоих объективов высокая, но в сравнении выигрывает RF-версия. Виньетирование объективов ослабевает до уровня, когда им можно пренебречь.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Полностью уравнивает объективы по детализации лишь дифракция, которая начинает сказываться после f/11 и несколько понижает детализацию.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/125 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/125 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/60 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/60 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Резкость и детализация. Виньетирование. Хроматические аберрации. Фокусное расстояние 105 мм

В телеположении в первую очередь отмечаем крайне низкий уровень хроматических аберраций у обоих объективов. Только в RAW при доскональном изучении снимка можно найти единичные тонкие фиолетовые каёмки толщиной буквально в один пиксель. Виньетирование выражено слабо, но у EF 24-105mm f/4L IS II USM оно чуть-чуть заметнее.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Резкость обоих объективов можно охарактеризовать как высокую, но картинка с RF 24-105mm f/4L IS USM всё равно выглядит чуть резче. В углах кадра эта разница несколько усиливается, здесь EF 24-105mm f/4L IS II USM вновь позволяет себе смягчить изображение. Однако оговоримся: такого уровня детализации достаточно для крупноформатной фотопечати.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрываем диафрагму до f/5,6, и RF 24-105mm f/4L IS USM, что называется, уходит в отрыв. Его изображение уже идеально по всей площади снимка, а EF-версия всё ещё мягковата в углах, да и виньетирование у неё полностью не ушло, хоть и сильно ослабло.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

При f/8 следов виньетирования уже не остаётся. Детализация обоих объективов в центре и по краям выходит на одинаково высокий уровень. И лишь в углах кадра преимущество остаётся за RF 24-105mm f/4L IS USM.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Такая же ситуация сохраняется и при f/11, а потом дифракция понижает детализацию обеих моделей до одного уровня.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/200 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 125, F16, 1/160 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/100 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4 L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 250, F22, 1/160 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/50 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Геометрические искажения

Оба зума, как и положено этому классу оптики, имеют геометрические искажения — бочкообразные в широкоугольном положении и подушкообразные в телеположении.


Дисторсии для обоих объективов выражены примерно в одинаковой степени. Для профессионального применения такую дисторсию придётся исправлять в камере или в фоторедакторе с использованием профиля. Для повседневной съёмки или сюжетов, не содержащих прямых линий, подобный уровень геометрических искажений сложности не представляет.


Боке

В телеположении оба объектива могут довольно сильно размывать фон, особенно если главный объект расположен близко к камере.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/125 с, 103.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке нельзя назвать идеальным: у RF 24-105mm f/4L IS USM заполнение блика не слишком однородное (боке становится более «грязным»), а блики EF 24-105mm f/4L IS II USM могут иметь контрастную каёмку (боке жестковато). Но в целом зона размытия в обоих случаях выглядит аккуратно и приятно. Для зумов такой характер размытия считается очень хорошим результатом.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/125 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Работа в контровом свете

В широкоугольном положении оба зума довольно легко ловят блики. EF 24-105mm f/4L IS II USM способен их поймать даже на открытой диафрагме. После f/8 количество бликов увеличивается, они становятся более контрастными.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1250 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/160 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/80 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/40 с, 24.0 мм экв.

В абсолютно тех же условиях RF 24-105mm f/4L IS USM на открытой диафрагме бликов не поймал, однако при f/8 они всё равно появились.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/200 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/125 с, 24.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/80 с, 24.0 мм экв.

В телеположении преимущество RF 24-105mm f/4L IS USM становится чуть очевиднее. Он не допускает появления засветки, лучше держит контраст. Паразитные блики проявляют себя только после f/8.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/4000 с, 76.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2500 с, 76.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/1250 с, 76.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/640 с, 76.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/320 с, 76.0 мм экв.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/160 с, 76.0 мм экв.

У EF 24-105mm f/4L IS II USM размытые блики в жёстком контровом свете видны уже на открытой диафрагме, присутствует локальная засветка.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3200 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/1600 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/800 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/400 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/200 с, 105.0 мм экв.
Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Эффект дыхания

Воодушевившись отличной приспособленностью RF 24-105mm f/4L IS USM для видеосъёмки (бесшумный Nano USM мотор, бесступенчатое закрытие и открытие диафрагмы), мы решили провести для обоих объективов тест на «дыхание» — изменение масштаба съёмки при перефокусировке. Как ни крути, а 24-105 — это универсальный объектив видеографа.

В результате RF 24-105mm f/4L IS USM отлично справился с задачей: как у настоящих видеообъективов, у него хорошо скомпенсирован эффект дыхания: масштаб изображения не меняется при зумировании. А EF 24-105mm f/4L IS II USM продемонстрировал наличие дыхания — всё-таки это классический фотообъектив.

Выводы

Несмотря на мощный технологический задел, который разработчики заложили несколько лет назад в обновлённый Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, он уступил при сравнении с Canon RF 24-105mm f/4L IS USM. Однако различия в отдельных случаях приходилось рассматривать чуть ли не под микроскопом. Так, оба объектива имеют прекрасную детализацию с открытой диафрагмы, и разница в пользу RF 24-105mm f/4L IS USM заметна только при попарном сравнении кадров с сильным увеличением.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 5 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

У обоих объективов отлично скомпенсированы хроматические аберрации. Оба могут похвастаться эффективными стабилизаторами, отрабатывающими до 5 ступеней выдержки при съёмке с рук. Скорость и точность автофокуса также не вызывает никаких вопросов — всё на высоте. Но вместе с общими плюсами есть у них и общие минусы. Например, заметное виньетирование в широкоугольном положении и геометрические искажения.

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/100 с, 24.0 мм экв.

В копилку индивидуальных плюсов RF 24-105mm f/4L IS USM необходимо добавить наличие дополнительного управляющего кольца на объективе, электронное кольцо фокусировки, а также отличную приспособленность для видеосъёмки. Он оснащён бесшумным Nano USM мотором автофокуса, а при перефокусировке не проявляет эффекта дыхания. Кроме того, его диафрагма во время видеосъёмки может закрываться плавно и бесступенчато.

Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/1000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Пусть в этот раз и с меньшим отрывом, но RF-оптика в нашем сравнительном тесте превзошла почти по всем параметрам классические EF-объективы.

Плюсы Canon RF 24-105mm f/4L IS USM

  • высокая резкость по всему полю кадра с открытой диафрагмы;
  • отлично исправленные хроматические аберрации;
  • быстрый и бесшумный автофокус;
  • эффективный оптический стабилизатор;
  • плавное закрытие диафрагмы при видеосъёмке;
  • исправленный эффект дыхания;
  • дополнительное управляющее кольцо на корпусе;
  • хорошее для зума боке.

Минусы Canon RF 24-105mm f/4L IS USM

  • присутствуют геометрические искажения;
  • возможно появление бликов в контровом свете;
  • заметное виньетирование в широкоугольном положении.

Плюсы Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • отлично исправленные хроматические аберрации;
  • быстрый автофокус;
  • эффективный оптический стабилизатор;
  • хорошее для зума боке.

Минусы Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

  • присутствуют геометрические искажения;
  • возможно появление бликов в контровом свете;
  • заметное виньетирование в широкоугольном положении.
Дата публикации: 14.01.2019
Комментировать
Главы:123
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus