Вверх

Зенитар 1,4/85: тест объектива

Дата публикации: 31.10.2018

Особенности рисунка Зенитар 1,4/85

Не так давно Красногорский механический завод им. С.А. Зверева (КМЗ), выпускающий широкий спектр оптических приборов под маркой «Зенит», возобновил производство нескольких популярных ранее объективов, в числе которых — два портретных с классическим фокусным расстоянием 85 мм и высокой светосилой.

Зенитар 1,4/85: тест объектива

Один из них — легендарный Гелиос 40-2, которым снимали уже несколько поколений фотографов в России и во всём мире. Второй — герой этого обзора Зенитар 1,4/85, более молодой, но уже отчасти знакомый фотографам по своим предыдущим версиям MC Гелионар-1K 1,4/85 и MC Зенитар-1K 1,4/85.

Многие молодые фотографы, узнав, что эти объективы не имеют автофокуса и какой-либо электронной связи с фотоаппаратом, задают недоуменный вопрос: «Зачем они вообще нужны? Это же такая морока!». Мы обязательно постараемся ответить на него и рассказать о привлекательных сторонах возрождённой оптики. А тут сразу упомянем видеографов, которым очень приглянется объектив с плавным и длинным ходом кольца фокусировки.

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Если говорить в двух словах, то такие «мануальные» объективы интересны своим собственным, порой неповторимым рисунком. Итак, ещё немного истории, а затем приступим к плотному знакомству с фотографическими возможностями Зенитар 1,4/85.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/160 с

Если у популярного объектива Гелиос 40-2 были прародители из 30-х годов ХХ века, то Зенитар 1,4/85 — довольно молодой портретный объектив. Его разработка началась на КМЗ в начале 1980-х, он создавался под байонет К для фотокамер Pentax (отсюда буква К в упомянутых выше названиях) и выпускался небольшими сериями в 1980-х и 1990-х. Затем в 2013–2014 годах объектив получил обновлённый дизайн, единый для всей оптики марки «Зенит», а его оптическую схему пересчитали для самых популярных байонетов зеркальных камер — Canon EF и Nikon F. Версию с резьбовым креплением М42 делать не стали.

Зенитар 1,4/85 имеет характер размытия более спокойный и ровный, чем у Гелиос 40-2. Фото: Влад Шутов

Зенитар 1,4/85 имеет характер размытия более спокойный и ровный, чем у Гелиос 40-2. Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/640 с

Главное отличие этих двух портретников — в характере размытия. Гелиос 40-2 закручивает фон, и эта особенность оптического рисунка обеспечила ему столь высокую популярность. Зенитар 1,4/85 просто плавно размывает фон без какой-либо закрутки, но зато обеспечивает больше свободы по размещению модели в кадре — ведь закручивающий эффект наиболее интересно выглядит тогда, когда модель или парочка молодожёнов находятся близко к центру.

Так размывает фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Так размывает фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/800 с
Так размывает фон Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Так размывает фон Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с

Более современный Зенитар 1,4/85, по сравнению с «ветераном» Гелиос 40-2, начиная с открытой диафрагмы обеспечивает немного более высокую резкость. Но у него тоже есть эффект, вызванный не до конца исправленной сферической аберрацией. Он проявляется в лёгком ореоле или свечении контуров ярко освещённых объектов, что очень здорово можно обыграть в портретной съёмке, добавив кадрам романтичности.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Это волшебство наблюдается именно на открытой диафрагме: такого эффекта не получить при помощи современных автофокусных объективов, поскольку в них сферические аберрации обычно полностью устранены.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2500 с

Уже при закрытии диафрагмы до f/2 картинка с Зенитара 1,4/85 в центре кадра становится резкой и мало отличается от той, что выдают современные конкуренты. Воздушное размытие ещё остаётся на краях кадра, а при значении f/2.8 оно пропадает уже на всей его площади (по резкости края немного отстают), а взамен более отчётливо проступает небольшая хроматическая аберрация. В то же время практически исчезает виньетирование, хорошо видимое на открытой диафрагме и ослабленное на f/2.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/1600 с
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1000 с

На значениях от f/4 до f/8 картинка резкая по всему полю, хроматические аберрации слабы, их можно обнаружить только на периферии кадра.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/500 с
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 с
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с

При закрытии диафрагмы до f/11 на снимках появляются первые, ещё очень слабые, признаки влияния дифракции, но уже при f/16 они проступают явно, а на крайнем значении f/22 картинка уже существенно замыливается.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/80 с
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/40 с
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/15 с

Надо сказать, что на открытой или слегка прикрытой диафрагме у Зенитар 1,4/85, в отличие от Гелиос 40-2, резкость от центра к краям падает не так быстро, поэтому Зенитаром гораздо проще снять классический портрет, в котором лицо модели находится в верхней трети кадра, а не вблизи его середины.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/320 с

Резкость резкостью, но для портретного объектива очень важен характер боке. Тут можно отметить, что у Зенитар 1,4/85 размытие более спокойное, чем у Гелиос 40-2. На некоторых дистанциях съёмки края бликов тоже довольно чётко очерчены и выглядят как чешуя, но они не такие контрастные и почти не окрашены из-за хроматической аберрации.

Фото: Влад Шутов

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/4000 с

При удачно выбранной дистанции и правильном освещении каёмок у бликов вообще нет — мы получаем идеальное размытие фона.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с

Закрытие диафрагмы до f/4 и более позволяет разглядеть, что блики многогранные: диафрагма имеет 8 лепестков, но это совсем не бросается в глаза. Объекты на заднем плане узнаваемы, при этом не перетягивают на себя внимания — так и должен рисовать хороший портретник.

Фото: Влад Шутов

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с

Объектив Зенитар 1,4/85 боится яркого встречного света. Снимая в таких условиях, особенно без бленды, нужно быть очень аккуратным, чтобы не получить в кадре засветы и блики. Если внимательно выбирать точку съёмки и положение солнца, то падение контраста из-за засветки вполне можно превратить в романтическую дымку.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Особенности фокусировки с Зенитар 1,4/85

Есть ещё один важный момент, к которому стоит быть готовым при работе с полностью мануальным объективом (а наш Зенитар 1,4/85 именно такой). Дело в том, что эффективно снимать с визированием через оптический видоискатель, стабильно попадая в резкость, получается только при прикрытии диафрагмы до f/2.8 или хотя бы до f/2.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с

А вот при съёмке на открытой диафрагме с визированием через оптический видоискатель фотографу и модели придётся запастись терпением и быть готовыми к тому, что процент брака будет велик — уж очень мала глубина резкости, а автоматического подтверждения фокусировки нет. Наиболее остро эта проблема встаёт при съёмке многомегапиксельной камерой, такой как Canon EOS 5DS R (50 Мп), а при меньшем разрешении сенсора влияние ошибки фокусировки снижается.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/400 с

Выход из этой ситуации — съёмка в режиме Live View с визированием по экрану, в том числе с увеличением картинки. Также многие камеры имеют функцию «фокус-пикинг» для подсветки контуров предметов в резкости. А любителям всего классического и «мануального» напомним, что многие зеркальные камеры позволяют (даже в домашних условиях) поставить вместо стандартного фокусировочного экрана специальный — с клиньями Додена, микропризмами или матированием.

Если же прикрыть диафрагму до f/5.6 и более, например, при съёмке в студии, то никакого дискомфорта при фокусировке не будет, и на выходе мы получим результаты, ничем не уступающие другим современным портретным объективам.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 с
Дата публикации: 31.10.2018
Комментировать
Главы:123
Далее «Особенности конструкции Зенитар 1,4/85»
User
Антон Шарапов и Павел Молчанов
Сергей Горбунов, 2018-12-09T17:04:41

У меня тоже создалось впечатление, что сплошное мыло, но есть один нюанс. У меня мануальный цейсс 85mm f1.4 c подтверждением автофокуса. Так вот навести резкость крайне сложно, поскольку подтверждение начинает работать задолго до реальной точки фокусировки, а точка фокусировки в действительности область (несколько градусов поворота фокусировочного кольца в пределах которого резко, но по-разному!). Они используют 5DSr с разрешением 50 мегапикселей, а приближение в режиме Live View у него всего лишь 10х. То есть увеличения скорее всего не хватает для того чтобы убедиться в точности фокусироски. А ещё я не уверен, что зенит разрешает 50 мегапикселей на открытой диафрагме. Так что путей возникновения нерезкости полно! До кучи местами есть откровенная шевелёнка, а это не айс! В общем к такой оптике нужно привыкнуть, а уже потом показывать класс! Привыкнуть это значит проникнуться философией создателей, понять что же они хотели сказать и что имели ввиду! Тут ничего этого не было, отсюда и мыло!

Георгий Полицарнов, 2018-11-26T07:52:09

Ну Вы сами на свой вопрос и ответили... В Зените-М не только байонет Leica, там всё — Leica. Вряд ли кто-то будет всерьез рассматривать этот объектив как пару к данной камере. В системе полно более интересной оптики.

Александр, 2018-11-24T21:20:35

Открою вам секрет.
Портретные диафрагмы всегда были 4-5.6.
Всегда1
И если надо было "смягчить" ставили софт -фильтр или софт -объективы.
А "дырочники" и фотографы с "боке мозга" типа Сафина и Агеева с конторровичами,все не уймутся неся свое "боке" в народ))
Народ просто разучился работать задним планом.
Сходите в Эрмитаж и гляньте на полотна живописцев.
Тогда почему то умели.

Александр, 2018-11-24T21:12:31

Вообще рад за КМЗ.
Не стоит терять такую огромную школу и опыт по фото оптике.
Наверное нам стоит взять опыт корейской фирмы "самъянг"

Александр, 2018-11-24T21:08:49

Георгий ,а если у чела "Зенит -М"!
Правда там байонет Л.

Сергей Фомченков, 2018-11-23T16:25:49

А где фокус? На фото сплошное мыло.

george7, 2018-11-23T04:57:33

По моему все фото одно большое бокэ

Георгий Рысь, 2018-11-23T02:52:14

думаю это меньшая из проблем. ))

Георгий Рысь, 2018-11-23T02:51:19

Это какой то АД а не стекла. В глазах просто рябит от грубого, резкого боке превращающего задний план в какой то калейдоскоп. Я не знаю каким слепым надо быть чтобы на это снимать.
И не надо галимое мыло выдавать за "мягкость". Мягкость - это когда скрадываются текстуры кожи, например, а тут кожа вся в текстуре и прыщах, а резкости нет.

Юрий, 2018-11-22T17:07:51

Я буду прям: покупать не буду. перебьюсь имеющимся Никон 85/1.8.

Alan Wake, 2018-11-12T07:44:39

Почти на всех фотографиях мыло мыльное, глаза не в фокусе.
Более менее на 5,6, нафига оно надо тогда?

Игорь Титков, 2018-11-12T07:16:28

единого цвета конечно не бывает, но посмотрев на фото вы видите цвет лица естественный или не естественный

Сергей Травкин, 2018-11-11T10:39:57

Не заметил никакой жути и атаса, резкость на уровне 85 1,2L на открытой, удивительная для такого объектива.

Алексей Abblomov, 2018-11-10T16:36:36

Так не бывает единого "естественного" цвета лица, освещение разное всегда, особенности конкретного человека ... стандарта нет, как ни крути.

Игорь Титков, 2018-11-07T10:00:15

это только кажущееся, играть с цветом / получить натуральные тона это очень даже не всем, а только единицам посильная задача. Для любопытства полистайте форум о Leica Q на club foto ru, и не только его, где как раз владельцы отмечают настройки цвета и почему они снимают в JPG. Да и на выложенных фото в данной статье цвет лица некоторых моделей далек от естественного, а это и является одним из главных критериев фото.

Георгий Полицарнов, 2018-11-06T12:58:15

Про видео согласен. Про тональный баланс не очень. В современной фотографии, где постпродакшн почти полностью отвечает за цвет, цветопередача самого объектива уходит на второй план. Именно поэтому мы не касаемся данного аспекта ни в одном из тестов.

Игорь Титков, 2018-11-06T12:33:42

потому, что фотокамера и данные объективы в первую очередь для фото... но это не значит, что с их помощью нельзя и видео
и фото потому, что на застывшем кадре / фото лучше видны те или иные недостатки, и если тональный баланс не соответствует оригиналу / особенно это видно на цвете зелени и цвете лица, то остальные параметры объектива постольку поскольку. Другими словами, если на фото ваше лицо имеет нездоровый оттенок: красное, желтое, синее, радость от резкости объектива вас вряд ли посетит

Георгий Полицарнов, 2018-11-06T08:51:40

Игорь, а почему результат — это фото? Вот объясните мне. А видео? Там объектив с большим и плавным ходом кольца автофокуса даст большие преимущества. И мягкость на открытой не будет заметна даже в 4K. Ммм?

Игорь Титков, 2018-11-06T08:30:43

как раз в лоб их и надо сравнивать, потому, что сравнивают результат / полученное при этом фото/, который является главным, а чем и как это второе

Игорь Титков, 2018-11-06T08:22:08

автофокус не всегда преимущество и преимущество canon тоже спорно

Cf5233e2 384a 4d7b bc56 04f534280433