Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Объективы Nikon для творческой работы с перспективой

Дата публикации: 06.09.2018

Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

В троицу уже протестированных широкоугольников неожиданно врывается суперзум Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR. Чего ждать от этого объектива с более чем десятикратным зумом? Обычно такая оптика имеет низкую светосилу и посредственную резкость. Но давайте не будем руководствоваться предубеждениями и проверим всё на практике. Вдруг AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR способен удивить?

Первый же сюрприз — не свойственное объективам этого класса качество сборки: ничего не болтается и не гремит, детали подогнаны отлично, а ход колец фокусировки и зума очень мягкий.

При увеличении фокусного расстояния вперёд выезжает «хобот» солидных размеров.

Чтобы «хобот» не выезжал при переноске объектива, предусмотрен фиксатор.

Важный плюс Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR — большое количество типичных фокусных расстояний в компактном корпусе. Если бы мы собирали комплект из отдельных объективов, чтобы закрыть все фокусные расстояния этого суперзума, нам пришлось бы носить с собой рюкзак с не менее чем тремя объективами. Тут же — один, весом всего 800 граммов! Диаметр светофильтров привычный — 77 мм.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/640 с, 145.0 мм экв.Cкачать RAW

Объектив оснащён тихим и быстрым приводом автофокусировки SWM, поддерживается ручная доводка при использовании автофокуса. За включение и отключение автоматической фокусировки отвечает переключатель на корпусе объектива. Рядом с ним — два тумблера, контролирующие работу оптического стабилизатора изображения: для включения и смены режима работы.

Стабилизатор может работать в двух режимах — нормальном и активном. Первый подойдёт для большинства задач, застрахует фотографа от «шевелёнки», сумеет распознать панорамирование при съёмке с проводкой. Активный режим пригодится для съёмки быстрого движения, когда камера не просто дрожит в руках, а движется в пространстве, допустим, при съёмке из окна автомобиля.

1/40 с с рук в телеположении без смаза? Это реально с Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR! Разумеется, многое зависит от сноровки фотографа, но в среднем стабилизатор может компенсировать до 3 ступеней выдержки.

1/40 с с рук в телеположении без смаза? Это реально с Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR! Разумеется, многое зависит от сноровки фотографа, но в среднем стабилизатор может компенсировать до 3 ступеней выдержки.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/40 с, 250.0 мм экв.Cкачать RAW

Качество изображения

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/60 с, 210.0 мм экв.Cкачать RAW

Самый сложный тест для любого суперзума — тест на качество изображения. Как правило, резкость объективов этого класса можно мягко назвать «компромиссной». Посмотрим, как с этим испытанием справится Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR.

28 мм

На минимальном фокусном расстоянии Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR имеет светосилу f/3.5. Снимая на открытой диафрагме, вы столкнётесь с заметным виньетированием и слабой резкостью по краям кадра, а также с не самой высокой резкостью в центре. Дело в том, что максимальная резкость достигается на некотором удалении от центра объектива. Увидеть хроматические аберрации можно в контрастных сценах, но в целом их уровень остаётся незначительным.

Прикрывшись до f/5.6, можно заметно увеличить резкость в центре и подтянуть углы, хотя они всё ещё остаются мягковатыми. Виньетирование снижается.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F3.5, 1/500 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/160 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

На f/8 — отличная резкость в центре, хорошая резкость по краям кадра, почти незаметное виньетирование.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/60 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Высокая резкость наблюдается и на f/11. Тут меньше виньетирование и резче углы. Далее, ближе к f/16, резкость падает из-за дифракции.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/40 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/15 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Дисторсия на минимальном фокусном расстоянии, конечно, присутствует. Её можно заметить при съёмке сюжетов с прямыми линиями (например, башен Сити). Однако для данного класса оптики геометрические искажения невелики и с лёгкостью правятся при обработке. Правда, при этом немного сокращается угол обзора.

Кадр без применения профиля объектива в Adobe Lightroom — видна бочкообразная дисторсия: стены небоскребов изогнуты.

Кадр без применения профиля объектива в Adobe Lightroom — видна бочкообразная дисторсия: стены небоскребов изогнуты.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F3.5, 1/10 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW
Кадр с использованием профиля объектива. Стены высотных зданий прямые.

Кадр с использованием профиля объектива. Стены высотных зданий прямые.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F3.5, 1/10 с, 28.0 мм экв.

105 мм

На промежуточном фокусном расстоянии 105 мм Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR имеет светосилу f/5.3. На открытой диафрагме сразу получаем хорошую резкость, особенно в центре кадра. Края хоть и проигрывают по детализации, но тоже имеют вполне приемлемую чёткость.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.3, 1/250 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/100 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

На f/8–11 — хорошая резкость в центре и на краях. К f/16 детализация падает под влиянием дифракции.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/50 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/25 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
На фокусных расстояниях в районе 105 мм дисторсия минимальна. Она практически незаметна на сюжетах из реальной жизни.

На фокусных расстояниях в районе 105 мм дисторсия минимальна. Она практически незаметна на сюжетах из реальной жизни.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/25 с, 105.0 мм экв.
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/30 с, 82.0 мм экв.

300 мм

На максимальном фокусном расстоянии светосила Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR составляет f/5.6. Хороший показатель, ведь у многих конкурентов на длинном конце зума только f/6.3.

На открытой диафрагме в центре кадра наблюдаем хорошую резкость, по краям же резкость ниже, но на рабочем уровне. Присутствует небольшое затемнение по краям. Хроматические аберрации минимальны. Прикрывшись до f/8, улучшаем детализацию и в центре, и по краям.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/160 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/100 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

На f/11 резкость остаётся высокой, к f/16 снижается из-за дифракции.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/50 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/25 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

В телеположении зума заметна небольшая бочкообразная дисторсия — прямые линии оказываются немного вогнутыми к центру кадра. Исправить это, так же как и виньетирование с хроматическими аберрациями, можно в один клик, использовав профиль объектива в Adobe Lightroom.

Кадр без использования профиля объектива

Кадр без использования профиля объектива

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/13 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
Кадр с включённым профилем объектива в Adobe Lightroom

Кадр с включённым профилем объектива в Adobe Lightroom

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/13 с, 300.0 мм экв.
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/60 с, 250.0 мм экв.

Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR удивляет своей резкостью. Её будет более чем достаточно и для пейзажной, и для репортажной, и для портретной съёмки. А если не забывать при съёмке пейзажей и архитектуры прикрывать диафрагму до f/8–11, то кадры будут почти идеально резкими и без хроматических аберраций. Уровень дисторсии на всех фокусных расстояниях тоже минимален и легко правится при обработке.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F13, 5 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Опыт использования

Волшебство объектива с десятикратным зумом — возможность быстрой смены фокусных расстояний, крупности планов. Секунду назад вы снимали пейзаж с широким углом обзора и вот уже фотографируете здания, удалённые от вас на пару километров!

Эти кадры сделаны...

Эти кадры сделаны...

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/30 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW
...с одной точки.

...с одной точки.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/80 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Такая универсальность удобна и в репортажной съёмке. Благо автофокус у Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR достаточно быстрый, чтобы снимать движущиеся объекты.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 500, F6.3, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 500, F6.3, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Единственное ограничение — сравнительно низкая светосила. Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR раскроет весь свой потенциал при съёмке с достаточным освещением, в идеале — дневным.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/250 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/400 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

При слабом освещении объектив тоже полезен в качестве универсального инструмента для пейзажной съёмки. Да, широкого угла объективу недостаёт, 28 мм — не так уж широко при сравнении с тем же Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR. И всё же Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR привлекателен своей универсальностью.

Поскольку на тестовых съёмках у нас были все четыре объектива, оказалось, что Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR отлично работает в паре с широкоугольными: он закрывает все фокусные расстояния, кроме самых коротких, для съёмки на которых используются Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR и Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/25 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

С помощью Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR можно брать очень необычные ракурсы, сжимать перспективу, благодаря чему в одном кадре могут оказаться сильно удалённые друг от друга объекты.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 80, F8, 1/3 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW

Сжатая телевиком перспектива в пейзажной и тревел-съёмке — мощный творческий приём. Искать так называемые прострелы очень интересно!

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/125 с, 170.0 мм экв.Cкачать RAW

Пейзаж, как правило, снимается в утренние и вечерние часы, когда свет красивый, но не столь интенсивный. И можно подумать, что низкая светосила помешает такой съёмке… Не совсем так! Серьёзный пейзаж снимают со штатива, а значит выдержки можно использовать длинные, не опасаясь смазов. Плюс в ряде ситуаций поможет и стабилизатор, компенсирующий около трёх ступеней выдержки.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/8 с, 44.0 мм экв.Cкачать RAW

Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR можно использовать и при портретной съёмке, получая те самые классические портреты с минимальными искажениями пропорций лица и тела модели и красиво размытый фон.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/125 с, 210.0 мм экв.

На фокусных расстояниях в районе 300 мм за счёт сжатой перспективы лицо модели становится более «плоским», что можно использовать, скажем, для уменьшения крупного носа.

Сравните передачу пропорций лица на этом кадре и на портретах, сделанных Nikon AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED.

Сравните передачу пропорций лица на этом кадре и на портретах, сделанных Nikon AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/160 с, 300.0 мм экв.

Выводы

Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR удобно использовать в репортажной работе и брать в путешествия, он подходит для пейзажной съёмки, им можно снимать портреты и красиво размывать фон. Субъективно, наиболее интересен он в телеположении, когда позволяет работать со сжатой перспективой.

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/30 с, 82.0 мм экв.

Основные технические нюансы — мягкая картинка по углам и виньетирование на всех фокусных при съёмке на открытой диафрагме. Впрочем, если сравнивать с «одноклассниками», то Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR на их фоне даёт удивительно качественную картинку. Это объектив-швейцарский нож со множеством применений, который способен заменить в вашей фотосумке пять линз!

NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/160 с, 300.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/125 с, 28.0 мм экв.Cкачать RAW

Плюсы

  • универсальный 10-кратный зум, заменяющий несколько объективов;
  • сравнительно компактный корпус и малый вес;
  • качественная сборка;
  • оптическая стабилизация с эффективностью до трёх ступеней выдержки;
  • отличное качество изображения для этого класса оптики;
  • быстрая и тихая ультразвуковая фокусировка.

Минусы

  • мягкое изображение по краям кадра и виньетирование при съёмке на открытых диафрагмах;
  • особенность всего класса суперзумов — низкая светосила.
Дата публикации: 06.09.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «Выводы»
comments powered by Disqus