Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
В троицу уже протестированных широкоугольников неожиданно врывается суперзум Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR. Чего ждать от этого объектива с более чем десятикратным зумом? Обычно такая оптика имеет низкую светосилу и посредственную резкость. Но давайте не будем руководствоваться предубеждениями и проверим всё на практике. Вдруг AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR способен удивить?
Первый же сюрприз — не свойственное объективам этого класса качество сборки: ничего не болтается и не гремит, детали подогнаны отлично, а ход колец фокусировки и зума очень мягкий.
При увеличении фокусного расстояния вперёд выезжает «хобот» солидных размеров.
Чтобы «хобот» не выезжал при переноске объектива, предусмотрен фиксатор.
Важный плюс Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR — большое количество типичных фокусных расстояний в компактном корпусе. Если бы мы собирали комплект из отдельных объективов, чтобы закрыть все фокусные расстояния этого суперзума, нам пришлось бы носить с собой рюкзак с не менее чем тремя объективами. Тут же — один, весом всего 800 граммов! Диаметр светофильтров привычный — 77 мм.
Объектив оснащён тихим и быстрым приводом автофокусировки SWM, поддерживается ручная доводка при использовании автофокуса. За включение и отключение автоматической фокусировки отвечает переключатель на корпусе объектива. Рядом с ним — два тумблера, контролирующие работу оптического стабилизатора изображения: для включения и смены режима работы.
Стабилизатор может работать в двух режимах — нормальном и активном. Первый подойдёт для большинства задач, застрахует фотографа от «шевелёнки», сумеет распознать панорамирование при съёмке с проводкой. Активный режим пригодится для съёмки быстрого движения, когда камера не просто дрожит в руках, а движется в пространстве, допустим, при съёмке из окна автомобиля.
1/40 с с рук в телеположении без смаза? Это реально с Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR! Разумеется, многое зависит от сноровки фотографа, но в среднем стабилизатор может компенсировать до 3 ступеней выдержки.
Качество изображения
Самый сложный тест для любого суперзума — тест на качество изображения. Как правило, резкость объективов этого класса можно мягко назвать «компромиссной». Посмотрим, как с этим испытанием справится Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR.
28 мм
На минимальном фокусном расстоянии Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR имеет светосилу f/3.5. Снимая на открытой диафрагме, вы столкнётесь с заметным виньетированием и слабой резкостью по краям кадра, а также с не самой высокой резкостью в центре. Дело в том, что максимальная резкость достигается на некотором удалении от центра объектива. Увидеть хроматические аберрации можно в контрастных сценах, но в целом их уровень остаётся незначительным.
Прикрывшись до f/5.6, можно заметно увеличить резкость в центре и подтянуть углы, хотя они всё ещё остаются мягковатыми. Виньетирование снижается.
На f/8 — отличная резкость в центре, хорошая резкость по краям кадра, почти незаметное виньетирование.
Высокая резкость наблюдается и на f/11. Тут меньше виньетирование и резче углы. Далее, ближе к f/16, резкость падает из-за дифракции.
Дисторсия на минимальном фокусном расстоянии, конечно, присутствует. Её можно заметить при съёмке сюжетов с прямыми линиями (например, башен Сити). Однако для данного класса оптики геометрические искажения невелики и с лёгкостью правятся при обработке. Правда, при этом немного сокращается угол обзора.
Кадр без применения профиля объектива в Adobe Lightroom — видна бочкообразная дисторсия: стены небоскребов изогнуты.
105 мм
На промежуточном фокусном расстоянии 105 мм Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR имеет светосилу f/5.3. На открытой диафрагме сразу получаем хорошую резкость, особенно в центре кадра. Края хоть и проигрывают по детализации, но тоже имеют вполне приемлемую чёткость.
На f/8–11 — хорошая резкость в центре и на краях. К f/16 детализация падает под влиянием дифракции.
На фокусных расстояниях в районе 105 мм дисторсия минимальна. Она практически незаметна на сюжетах из реальной жизни.
300 мм
На максимальном фокусном расстоянии светосила Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR составляет f/5.6. Хороший показатель, ведь у многих конкурентов на длинном конце зума только f/6.3.
На открытой диафрагме в центре кадра наблюдаем хорошую резкость, по краям же резкость ниже, но на рабочем уровне. Присутствует небольшое затемнение по краям. Хроматические аберрации минимальны. Прикрывшись до f/8, улучшаем детализацию и в центре, и по краям.
На f/11 резкость остаётся высокой, к f/16 снижается из-за дифракции.
В телеположении зума заметна небольшая бочкообразная дисторсия — прямые линии оказываются немного вогнутыми к центру кадра. Исправить это, так же как и виньетирование с хроматическими аберрациями, можно в один клик, использовав профиль объектива в Adobe Lightroom.
Кадр без использования профиля объектива
Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR удивляет своей резкостью. Её будет более чем достаточно и для пейзажной, и для репортажной, и для портретной съёмки. А если не забывать при съёмке пейзажей и архитектуры прикрывать диафрагму до f/8–11, то кадры будут почти идеально резкими и без хроматических аберраций. Уровень дисторсии на всех фокусных расстояниях тоже минимален и легко правится при обработке.
Опыт использования
Волшебство объектива с десятикратным зумом — возможность быстрой смены фокусных расстояний, крупности планов. Секунду назад вы снимали пейзаж с широким углом обзора и вот уже фотографируете здания, удалённые от вас на пару километров!
Эти кадры сделаны...
...с одной точки.
Такая универсальность удобна и в репортажной съёмке. Благо автофокус у Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR достаточно быстрый, чтобы снимать движущиеся объекты.
Единственное ограничение — сравнительно низкая светосила. Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR раскроет весь свой потенциал при съёмке с достаточным освещением, в идеале — дневным.
При слабом освещении объектив тоже полезен в качестве универсального инструмента для пейзажной съёмки. Да, широкого угла объективу недостаёт, 28 мм — не так уж широко при сравнении с тем же Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR. И всё же Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR привлекателен своей универсальностью.
Поскольку на тестовых съёмках у нас были все четыре объектива, оказалось, что Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR отлично работает в паре с широкоугольными: он закрывает все фокусные расстояния, кроме самых коротких, для съёмки на которых используются Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR и Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
С помощью Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR можно брать очень необычные ракурсы, сжимать перспективу, благодаря чему в одном кадре могут оказаться сильно удалённые друг от друга объекты.
Сжатая телевиком перспектива в пейзажной и тревел-съёмке — мощный творческий приём. Искать так называемые прострелы очень интересно!
Пейзаж, как правило, снимается в утренние и вечерние часы, когда свет красивый, но не столь интенсивный. И можно подумать, что низкая светосила помешает такой съёмке… Не совсем так! Серьёзный пейзаж снимают со штатива, а значит выдержки можно использовать длинные, не опасаясь смазов. Плюс в ряде ситуаций поможет и стабилизатор, компенсирующий около трёх ступеней выдержки.
Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR можно использовать и при портретной съёмке, получая те самые классические портреты с минимальными искажениями пропорций лица и тела модели и красиво размытый фон.
На фокусных расстояниях в районе 300 мм за счёт сжатой перспективы лицо модели становится более «плоским», что можно использовать, скажем, для уменьшения крупного носа.
Сравните передачу пропорций лица на этом кадре и на портретах, сделанных Nikon AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED.
Выводы
Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR удобно использовать в репортажной работе и брать в путешествия, он подходит для пейзажной съёмки, им можно снимать портреты и красиво размывать фон. Субъективно, наиболее интересен он в телеположении, когда позволяет работать со сжатой перспективой.
Основные технические нюансы — мягкая картинка по углам и виньетирование на всех фокусных при съёмке на открытой диафрагме. Впрочем, если сравнивать с «одноклассниками», то Nikon AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR на их фоне даёт удивительно качественную картинку. Это объектив-швейцарский нож со множеством применений, который способен заменить в вашей фотосумке пять линз!
Плюсы
- универсальный 10-кратный зум, заменяющий несколько объективов;
- сравнительно компактный корпус и малый вес;
- качественная сборка;
- оптическая стабилизация с эффективностью до трёх ступеней выдержки;
- отличное качество изображения для этого класса оптики;
- быстрая и тихая ультразвуковая фокусировка.
Минусы
- мягкое изображение по краям кадра и виньетирование при съёмке на открытых диафрагмах;
- особенность всего класса суперзумов — низкая светосила.