Вверх

Объективы Nikon для творческой работы с перспективой

Дата публикации: 06.09.2018

Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR

Этот широкоугольный зум-объектив рассчитан на работу с полнокадровыми камерами. Система Nikon позволяет ставить полнокадровую оптику и на зеркалки с сенсорами APS-C. Однако с учётом кроп-фактора основное достоинство этого объектива — большой угол обзора — будет потеряно. Такой расклад справедлив для любой широкоугольной оптики.

Конструкция

Солидный металлический корпус и наличие пыле- и влагозащиты указывают на то, что Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR представляет собой устройство профессионального уровня. Выражение «сделан как танк» вполне к нему применимо.

Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR имеет постоянную светосилу f/4. Это упрощает настройку экспозиции и видеосъёмку. Благодаря компромиссной светосиле, у линзы сравнительно компактные для современной оптики размеры, вес 685 граммов и диаметр под светофильтры 77 мм.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/125 с, 17.0 мм экв.Cкачать RAW

Камера с этим объективом имеет хороший баланс: будучи установленной на штатив, не «клюёт носом».

Широкий угол хорош и тем, что позволяет захватить в кадр много пространства.

Широкий угол хорош и тем, что позволяет захватить в кадр много пространства.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/40 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

На боку у Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR есть два переключателя. Верхний отвечает за переключение между режимами автоматической и ручной фокусировки. Кстати, поддерживается возможность ручной доводки при включённом автофокусе. За автофокус отвечает быстрый и бесшумный ультразвуковой мотор SWM. Нижний переключатель включает и выключает оптическую стабилизацию.

Стабилизация

Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR оснащён модулем оптической стабилизации изображения второго поколения (VR II), который компенсирует тряску камеры в руках при видеозаписи, позволяет снимать с рук на сравнительно длинных выдержках. По нашему опыту, с рук на минимальном фокусном расстоянии получается делать резкие кадры на выдержках около ⅕ с. Стабилизатор компенсирует примерно три ступени выдержки, если учитывать, что на многомегапиксельных камерах безопасная выдержка должна быть вдвое короче, чем классическая, где в знаменателе дроби — фокусное расстояние объектива.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/10 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

В современном городе далеко не везде можно использовать штатив. Где-то слишком людно, где-то съёмка с ним запрещена, куда-то его просто лень брать с собой. А снимать в вечернее время, когда включается красивая подсветка зданий, хочется! Тут стабилизатор незаменим. Благодаря ему можно делать кадры с рук, находя при этом выгодный компромисс между выдержкой и светочувствительностью — последнюю не приходится повышать до предельных значений.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/13 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/5 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Качество изображения

Насколько качественное изображение выдаёт Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR, мы проверим на тестовых кадрах.

16 мм

Широкоугольный объектив обычно выбирают с прицелом на то, что будет использоваться именно минимальное фокусное расстояние для съёмки с максимально широким углом обзора. Однако для любого зум-объектива работа на крайних фокусных расстояниях — самая сложная задача.

На тестовых фото видно, что уже начиная с открытой диафрагмы резкость в центре кадра отличная. А вот края немного мягкие, и здесь заметно виньетирование. Зато хроматические аберрации скорректированы отлично, мы их практически не заметили. В конструкции объектива используется три асферических элемента и два элемента из низкодисперсного (ED) стекла.

Закрыв диафрагму до f/5.6, замечаем прирост резкости в углах картинки. На f/8−11 объектив выходит на пик детализации как по центру изображения, так и по краям, а виньетирование сходит на нет. Далее резкость начинает снижаться под влиянием дифракции.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/500 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/250 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/125 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/60 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/40 с, 16.0 мм экв.

На минимальном фокусном расстоянии заметна небольшая бочкообразная дисторсия (искажение геометрии в кадре). Это явление привычно для широкоугольной оптики, оно побеспокоит фотографа лишь во время съёмки архитектуры и прочих сюжетов с явными прямыми линиями. Геометрические искажения Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR можно легко поправить при обработке — в Adobe Lightroom и Camera RAW есть профиль под этот объектив.

Кадр прямо из камеры. Есть небольшие бочкообразные искажения.

Кадр прямо из камеры. Есть небольшие бочкообразные искажения.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/100 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
Кадр после применения профиля в Adobe Lightroom

Кадр после применения профиля в Adobe Lightroom

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/100 с, 16.0 мм экв.

24 мм

На промежуточном для Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR фокусном расстоянии уже на открытой диафрагме объектив выходит на хороший уровень детализации по центру, тогда как края мягкие. Заметно небольшое виньетирование. Пик детализации в центре и по краям достигается на f/8−11. Хроматические аберрации, заметные на значениях f/4−5.6, при закрытии до f/8 практически исчезают.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/400 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/200 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/100 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/50 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/25 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

35 мм

На максимальном фокусном расстоянии Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR уже на открытой диафрагме f/4 выдаёт отличную детализацию по центру и хорошую по краям. Прикрывшись до f/8, выходим на пик резкости и в центре, и по углам кадра. Хроматические аберрации видны на всех диафрагмах, но легко устраняются в Adobe Lightroom.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/400 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/200 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/100 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/50 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/25 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Таким образом, на всех фокусных расстояниях объектив имеет отличную резкость. Слабым местом будут углы на фокусных 16−24 мм, если снимать на открытой диафрагме. Впрочем, когда необходимо идеальное качество по всему полю (например, при съёмке пейзажа или интерьеров), диафрагму закрывают как раз примерно до f/8−11, а на этих значениях Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR резок как в центре, так и по краям на всех фокусных.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 220, F5, 1/20 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Опыт использования

Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR хорош во многих сюжетах. Им можно снимать пейзажи, архитектуру, репортаж и даже постановочные портреты.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/160 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Благодаря широкому углу обзора, в пейзажной и архитектурной съёмке объектив позволит вместить в кадр всю красоту местности.

Кстати, Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR вполне подойдёт и для панорамной съёмки. Сегодня многие программы обработки изображений (тот же Adobe Lightroom) позволяют склеивать панорамы буквально на лету. Прикрыв диафрагму до f/8 или чуть сильнее, мы обеспечим большую глубину резкости, равномерную детализацию по всему полю кадра и отсутствие виньетирования. Съёмка панорамы позволит дополнительно расширить угол обзора и управлять перспективными искажениями в зависимости от выбранной при склейке проекции.

Панорама, сшитая из трёх вертикальных кадров и снятая с целью увеличить угол обзора и устранить перспективные искажения.

Панорама, сшитая из трёх вертикальных кадров и снятая с целью увеличить угол обзора и устранить перспективные искажения.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/13 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
Внутри часовни — источник. Благодаря широкому углу обзора Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR, удалось одним кадром заснять весь интерьер.

Внутри часовни — источник. Благодаря широкому углу обзора Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR, удалось одним кадром заснять весь интерьер.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F10, 1/3 с, 17.0 мм экв.Cкачать RAW

Широкий угол обзора неразрывно связан с ярко выраженными перспективными искажениями, которые фотограф может использовать себе на пользу. Съёмка с нижних точек исказит пропорции архитектурных или природных объектов — в художественной съёмке это более чем уместно.

Свойство широкоугольной оптики — ярко выраженная линейная перспектива: всё, что близко к камере, окажется большим, а более отдалённые объекты станут совсем маленькими.

Свойство широкоугольной оптики — ярко выраженная линейная перспектива: всё, что близко к камере, окажется большим, а более отдалённые объекты станут совсем маленькими.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/13 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

При съёмке людей широкоугольный объектив тоже может проявить себя как интересный творческий инструмент. Простейший сценарий использования — съёмка человека на фоне зданий, архитектуры. Благодаря широкому углу обзора, в кадр можно включить очень много объектов на заднем плане.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/320 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Благодаря особой передаче перспективы, мы можем в одном кадре совместить и крупные элементы ландшафта (архитектуру, лес или горы) и в то же время крупно показать, скажем, небольшие цветы и прочие интересные объекты переднего плана.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/60 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Портретисты знают, что при съёмке объективами с разным фокусным расстоянием пропорции лица и тела получается передать по-разному. Например, широкоугольный объектив делает крупными те части тела, которые расположены ближе к фотографу. Так можно визуально увеличить глаза вашей модели, удлинить ноги или подчеркнуть линию шеи и подбородка.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/125 с, 35.0 мм экв.

Безусловно, работать с перспективными искажениями нелегко, ведь всегда есть вероятность сделать человеку большой нос или огромные плечи, но если за этим внимательно следить, то всё будет хорошо. В современной фотографии есть тренд на съёмку людей широкоугольными объективами: благодаря смартфонам, их характер передачи пространства стал привычным. К тому же все подустали от классических портретов, сделанных телевиками. Зрителям хочется экспрессии, динамики, объёма, и всё это может дать Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR, причём с высоким уровнем детализации.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/320 с, 35.0 мм экв.

Несмотря на сравнительно низкую светосилу f/4, объектив может немного размыть фон на снимке, особенно если снимать на фокусном расстоянии ближе к 35 мм. Это актуально при съёмке портретов — даже немного размыв фон, мы выделим главного героя.

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/13 с, 17.0 мм экв.

Выводы

Nikon AF-S NIKKOR 16–35mm f/4G ED VR — широкоугольный зум, подходящий для решения широчайшего круга задач. Ему найдётся место как в сумке свадебного фотографа, так и в рюкзаке пейзажиста. Быстрый автофокус, хорошая детализация и металлический корпус — то что нужно для профессионального творческого инструмента!

NIKON D810 / 16.0-35.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Плюсы:

  • классический диапазон фокусных расстояний профессионального зум-объектива;
  • постоянная светосила f/4;
  • пыле- и влагозащищённый металлический корпус;
  • быстрый и тихий ультразвуковой привод автофокуса;
  • эффективный стабилизатор изображения, компенсирующий около трёх ступеней выдержки;
  • высокая детализация в центре кадра начиная с открытой диафрагмы и на всех фокусных расстояниях.

Минусы:

  • мягкость изображения по краям кадра при съёмке на минимальных фокусных расстояниях и на открытой диафрагме;
  • есть небольшая бочкообразная дисторсия на минимальном фокусном расстоянии.
Дата публикации: 06.09.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «Nikon AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED»
Георгий Полицарнов, 2018-09-13T13:06:31

Да, можно.

Влад, 2018-09-13T11:30:40

Скажите, пожалуйста, а на Canon EOS D200 можно установить Объектив Tamron 18-400mm f/3.5-6.3 Di II VC HLD (B028) Canon EF-S.

Ruslan Olinchuk, 2018-09-12T14:02:54

а почему забыли 20 1,8? чтож это за обзор без него.

Helg Saracen, 2018-09-09T15:17:33

Спасибо, хороший обзор - всё наглядно, кратенько по плюсам и минусам, то что нужно.

george7, 2018-09-06T01:27:03

Спасибо за интересный обзор!

805e9b7b 00bb 47ff 9c1b 4e4d1ce59588