Качество изображения
Посмотрим, в чём новый телеобъектив стал лучше по заявлениям производителя.
Сначала рассмотрим оптическую схему: она включает 23 элемента в 19 группах, среди которых один элемент из флюорита и пять UD-элементов с ультранизкой дисперсией. Тут ничего не изменилось по сравнению со второй версией. Диафрагма Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM состоит из восьми скруглённых лепестков.
Однако в третьей версии телезума линзы имеют покрытие ASC (Air Sphere Coating), снижающее уровень двоений и бликования. Кроме того, передние и задние линзы имеют фторсодержащее покрытие, облегчающее их очистку от воды и пыли.
Пора переходить к рассказу о качестве изображения, обеспечиваемого Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM. Для того чтобы оценить возможности оптики по максимуму, мы принципиально тестировали объектив с 50-мегапиксельным фотоаппаратом Canon EOS 5DS R. Поэтому, забегая вперёд, подчеркну, что найденные нами небольшие погрешности изображения владелец фотокамеры с меньшим разрешением (20–30 Мп) может вовсе не обнаружить на своих снимках. Начнём с минимального фокусного расстояния.
Минимальное фокусное расстояние
70 мм
Уже на открытой диафрагме f/2.8 резкость в центральной части кадра не отстаёт от снимков, сделанных при прикрытой диафрагме, но по краям кадра мелкие детали выглядят мягковатыми.
На значении f/4 картинка заметно улучшается, а при закрытии диафрагмы до f/5.6 резкость на краях догоняет центр. Эта ситуация сохраняется и при f/8.
На диафрагме f/11 резкость едва заметно ниже из-за дифракции, но и до f/16 она снижается очень слабо, страдают только самые тонкие детали.
На f/22 получается мягкая по всему полю картинка, на f/29 детализация уже удручающе сильно «плывёт», а при f/32 детали слишком замыливаются.
Виньетирование явно выражено только на открытой диафрагме, при закрытии на одну ступень до f/4 затемнение остаётся только в самых уголках кадра, и к f/5.6 оно полностью исчезает. Хроматические аберрации (ХА) почти отсутствуют в центральной части кадра, но хорошо видны при 100%-ном увеличении ближе к краям (вот где сказалось 50-Мп разрешение). Уровень этих искажений практически не зависит от значения диафрагмы. Обнаруженные ХА легко устраняются в современных фоторедакторах, особенно если они поддерживают профиль объектива.
200 мм
На максимальном фокусном расстоянии резкость тоже довольно высокая уже при открытой диафрагме, причём края практически не отстают от центра.
При закрытии на ступень резкость немного повышается и остаётся очень высокой как по центру, так и по краям вплоть до f/11.
При оптимальных значениях f/5.6 и f/8 уровень детализации поражает. Например, на снимках города, сделанных с Патриаршего моста, можно разглядеть не только чёткие фигурки людей на смотровой площадке одной из башен Москва-Сити (до неё около 4,5 км), но и все вертикальные элементы ограждения этой площадки.
Влияние дифракции на снижение резкости становится заметным при закрытии диафрагмы до f/16.
При f/22 замыливание мелких деталей уже сильное, и при дальнейшем закрытии диафрагмы детализация снижается до неприемлемого уровня.
Виньетирование заметно только на открытой диафрагме, при её закрытии на одну ступень явление полностью исчезает. Хроматические аберрации проявляются на этом фокусном расстоянии очень слабо даже на краях кадра. Заметить их можно только иногда и при очень сильном увеличении картинки.
Боке
Для художественной съёмки телеобъективы хороши тем, что большие фокусные расстояния позволяют эффектно размывать задний план, получая красивое боке.
Можно получить пластичное боке, даже когда диафрагма Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM довольно сильно прикрыта (например, до f/11, как на снимке ниже). Конечно, нужно заранее оценивать, что находится на заднем плане, как объект освещён. Тогда несложно получить хорошо проработанные детали на переднем плане и мягкое боке — на заднем.
Минимальная дистанция фокусировки у Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM равна 1,2 м, поэтому можно снимать крупным планом даже довольно мелкие предметы или, например, насекомых.
Если фон находится довольно далеко и не слишком ярко освещён, то блики выглядят как мягкие, не отвлекающие пятна.
При более контрастном освещении блики могут иметь хорошо заметную каёмку, но при этом они равномерно заполнены.
Очень хорошо в плане боке показывает себя Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM при портретной съёмке. При открытой диафрагме фон отделяется очень хорошо и выглядит великолепно.
Однако при открытой диафрагме иногда может не хватать глубины резкости, чтобы показать чёткими все нужные детали.
Слегка прикрываем диафрагму до f/3.2 — результат по-прежнему великолепен.
Ничего страшного не произойдёт, если прикрыть диафрагму и до f/4. Боке останется таким же красивым и мягким, а глубина резкости позволит не промахиваться по фокусу даже при съёмке навскидку.
Пожалуй, f/4 — оптимальное значение при съёмке репортажа этим объективом.
Нужно ещё больше глубины резкости? Закрываем диафрагму до f/5.6 и продолжаем наслаждаться результатом.
Геометрические искажения
При рассматривании снимков, сделанных за три недели, мне не удалось обнаружить существенных геометрических искажений ни в короткофокусном, ни в длиннофокусном положении зума.
Бликозащита
Объектив Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM прекрасно справлялся со съёмкой в контровом свете. В дневное и вечернее время солнечный свет ни разу не привёл к образованию бликов. Возможно, благодаря моей осторожности и хорошей работе комплектной бленды. Впрочем, некоторое падение контрастности было отмечено. Но оно легко компенсируется в фоторедакторе.
Ниже — пример немного скорректированного фото, которое снималось в контровом свете.
Ночное городское освещение с удалёнными источниками света никаких проблем не создавало, что ожидаемо.
Самые сложные условия были при съёмке, когда прямо в объектив светили очень яркие автомобильные фары. При использованной мною диафрагме f/5.6 (в большинстве случаев этого хватает, ведь снимаемые объекты находятся на приличном расстоянии) в кадре обнаружились небольшие блики, но они совсем не портили картинку. Кстати, объектив нарисовал очень красивые лучики, которые привлекают внимание и оживляют кадр.
Так что делаю вывод: по бликозащите Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM очень хорош для репортажной и творческой съёмки с контровым светом.