Вспышка Sony HVL-F43M и HVL-F60M
Справа сверху на штативе — вспышка HVL-F60M в режиме ведомой, на камере — HVL-F32M в режиме ведущей, повернутая в сторону белой отражающей поверхности над ней слева, режим TTL.
В Sony HVL-F43M реализованы возможности профессионального освещения благодаря ведущему числу 43, механизму Quick Shift Bounce для быстрого поворота головки с отражателем одним движением, поддержке беспроводного управления и встроенной светодиодной лампе яркостью 400 люкс, которую можно ипользовать при видеосъёмке.
По сути, Sony HVL-F43M является уменьшенной копией топовой фотовспышки Sony HVL-F60M, с которой мы вас познакомим чуть позже.
Специально разработанный Sony механизм поворотной головки позволяет не только отклонять головку вспышки вверх и вниз, но и одним движением быстро поворачивать её вправо и влево на 90 градусов. Благодаря этому, фотограф может легко и быстро переключаться между горизонтальной или вертикальной композицией, сохраняя угол отражения и рассеивания вспышки неизменным. Поскольку ЖК-панель и кнопки поворачиваются вместе с головкой, управлять вспышкой удобно даже при выстраивании вертикальной композиции.
Также HVL-F43M поддерживает высокоскоростную синхронизацию — HSS (отключается при поднятии головки), беспроводное управление несколькими вспышками (режим беспроводного контроллера, оптический импульс) и режим ведомой вспышки. Устройство обладает функциями автоматической настройки зума и баланса белого. Головка вспышки поворачивается до 90° влево и вправо и до 150° вверх.
При съёмке домашних сюжетов в квартире, как правило, всегда недостаточно освещения для правильной экспозиции. В таких условиях создать необходимый световой поток поможет вспышка, работающая на отражение. Мы использовали модель HVL-F43M, установленную на камере и работающую в режиме P-TTL, а её голову направили в потолок. Свет получился достаточно яркий и мягкий, именно такой, какой требовался в этой съёмочной ситуации.
Комплектация Sony HVL-F43M:
- вспышка;
- мини-стойка (лапка);
- чехол;
- заглушка разъёма.
Солнце уже ушло за горизонт, и в сумерках всю необходимую подсветку для оживления зимней сцены полностью взяли на себя вспышки, установленные на стойки. Sony HVL-F43M подсвечивала модель спереди сбоку, а HVL-F60M — выделяла силуэт фигуры сзади и подсвечивала фон.
Освещение при помощи вспышек Sony HVL-F43M и HVL-F60M, установленных в TTL-режим, синхронизация при помощи вспышки Sony HVL-F32M.
Основные технические характеристики Sony HVL-F43M:
- технология быстрого сдвига головки с отражателем (Quick Shift Bounce);
- режим P-TTL/ADI;
- ручной режим работы (1/1–1/128 с шагом 1/3 EV);
- покрытие угла обзора 15/24–105 мм;
- режим беспроводного оптического управления (3 группы, 4 канала) с функцией замера TTL;
- светодиодная подсветка для фото- и видеосъёмки;
- ЖК-панель с подсветкой и широким углом обзора;
- помощь при автофокусировке;
- пыле- и влагозащита.
Вспышка Sony HVL-F43M оснащена специальной системой подсветки, которая будет полезна владельцам зеркальных камер с системой фазового автофокуса, имеющей отдельный датчик АФ. Подсветка рисует на объекте сеточку, по которой система автофокуса таких камер точно и быстро наводится на резкость. Для беззеркальных камер семейства Alpha с фазовым АФ в фокальной плоскости такая подсветка бесполезна или малоэффективна.
Мощность светодиодной подсветки при видеосъёмке регулируется в пределах 10 градаций, позволяя как лишь слегка, мягко, подсвечивать объект съёмки, так и ярко освещать его. При крайнем верхнем значении освещённость составит 400 люкс. Это довольно мощная подсветка, которая является максимальной для однодиодной конструкции. Забегая вперёд, скажу, что в старшей модели Sony HVL-F60M установлено три таких светодиода.
Sony HVL-F60M
Это флагманская, самая мощная, крупная и дорогая фотовспышка от компании Sony.
Давайте сравним её габариты с размерами других вспышек:
Без батареек HVL-F60M весит 450 граммов, её размер — 150х80х102 мм. Она работает от четырёх батареек типоразмера АА. Для обеспечения длительной работы и ускорения перезарядки эту модель вспышки можно использовать в паре с внешним блоком питания FA-EB1AM.
Комплектация HVL-F60M впечатляет:
- чехол для хранения и переноски вспышки;
- лапка для установки на твёрдую поверхность и штатив;
- цветной фильтр для белого светодиодного освещения;
- адаптер отражателя;
- заглушка на контакты;
- переходник горячего башмака ADP-AMA;
- мешочек для хранения переходника ADP-AMA и цветного фильтра.
Основные характеристики HVL-F60M:
- высокоскоростная синхронизация HSS (отключается при поднятии головки); поддержка замера экспозиции через объектив (P-TTL/ADI);
- автоматическая установка зума и баланса белого;
- покрытие угла обзора: 15 мм (рассеиватель) / 24–105 мм (зум отражателя); ручной режим работы (1/1–1/256 с шагом 1/3 EV);
- беспроводная работа в режиме ведущей и ведомой группой вспышек (3 группы, 4 канала), оптический импульс;
- подсветка кнопок и ЖК-дисплея;
- три светодиода с суммарной мощностью 1200 люкс;
- пыле- и влагозащита.
Репортажная съёмка с Sony HVL-F60M
Мощная внешняя вспышка гарантированно помогает получить хороший кадр в сложных условиях освещения. При съёмке в помещении с высокими тёмными потолками вспышка Sony HVL-F60M c компактным рассеивателем отлично справилась с этой задачей. Помогла она и с подсветкой при съёмке мелких интересных объектов.
Портретная съёмка с Sony HVL-F60M и HVL-F43M
Установив на вспышку рассеиватели, можно получить почти профессиональное студийное освещение и при портретной съёмке. Для съёмки мужского портрета использовались две вспышки. Sony HVL-F60M с рассеивателем была размещена слева сверху от модели, а её мощность была установлена ⅛ от полной. Sony HVL-F43M освещала фон. Её мощность тоже выставлялась вручную — 1/32 от максимальной. Синхронизация обеих вспышек осуществлялась при помощи радиосинхронизатора.
Для съёмки женского портрета использовались три вспышки: Sony HVL-F60M и HVL-F43M освещали, а HVL-F32M работала на камере в качестве синхронизатора.
Съёмка на улице с использованием нескольких вспышек
Порой даже при съёмке днём фотографу нужен дополнительный свет для получения качественного снимка, особенно если он хочет снимать в контровом свете и получить красивый фон и достаточно хорошо освещённую модель.
Чтобы сохранить на снимке красивые тени и естественность солнечного освещения, нужно было снимать в ручном режиме на открытой диафрагме объектива и с короткой выдержкой, которая обеспечивала необходимую экспозицию. Поэтому при подсветке модели, находящейся в тени, невозможно было обойтись без перевода вспышек в режим высокоскоростной синхронизации (HSS). Чтобы освещение тренирующейся спортсменки спереди было таким же интересным, как контровое солнечное, в съёмке были задействованы две удалённые вспышки (HVL-F43M и HVL-F60M), которые синхронизировались с камерой при помощи третьей вспышки, установленной на камеру HVL-F32M.
Освещение при помощи вспышек Sony HVL-F43M и HVL-F60M, работавших в TTL-режиме, с вводом коррекции мощности +⅓ EV. Синхронизация при помощи вспышки Sony HVL-F32M.
Совместная работа нескольких вспышек не вызвала нареканий, работа автоматики точная, объединение в группу ведущей и ведомых вспышек не составило труда даже без прочтения инструкции — интерфейс интуитивно понятный иинформативный как у старших моделей HVL-F43M и HVL-F60M, так и у младшей HVL-F32M.
В следующем примере тоже была использована световая схема с двумя вспышками. Расположенная почти спереди Sony HVL-F43M с отражателем в портретной ориентации подсветила фигуру и лицо модели, зажгла искорки в глазах, а более мощная вспышка HVL-F60M выполнила боковую подсветку, что позволило очертить фигуру, придать ей объём и оторвать силуэт от заднего плана, а также ещё довольно яркого неба.
Освещение при помощи вспышек Sony HVL-F43M и HVL-F60M, установленных в TTL-режим, синхронизация при помощи вспышки Sony HVL-F32M.
Предметная съёмка с использованием нескольких вспышек
Несколько вспышек позволяют создать интересное освещение, тем самым оживив картинки, и в других видах съёмки, например, — в предметной. И снова мы использовали три вспышки: Sony HVL-F60M и HVL-F43M — для освещения сцены, а HVL-F32M — для синхронизации их работы.
Справа сверху на штативе — вспышка HVL-F60M в режиме ведомой, на камере — HVL-F32M в режиме ведущей, режим TTL.
Слева, в вытянутой руке — вспышка HVL-F43M в режиме ведомой, справа на штативе — вспышка HVL-F60M в режиме ведомой, на камере HVL-F32M в режиме ведущей, режим TTL.
Выводы
Четыре внешних вспышки — это много или мало для фотосистемы? Если учесть, что все модели являются сравнительно «молодыми», а их характеристики тщательно продуманы, то этого более чем достаточно.
Слева сзади в 30 см на подставке стоит вспышка HVL-F43M в режиме ведомой, справа спереди сверху со штатива светит вспышка HVL-F60M в режиме ведомой, на камере — HVL-F32M в режиме ведущей, режим TTL.
Да, сегодня вспышки Sony Alpha не поддерживают встроенную радиосинхронизацию, ставшую главным направлением апгрейда последних лет в модельных рядах других производителей. Однако разработчики Sony пошли другим путём: вместо того, чтобы встраивать систему TTL-радиосинхронизации во вспышки, они выпустили пару отдельных устройств, о которых речь пойдет дальше. Так что в плане функциональности у Sony полный паритет с конкурентами. Но есть и некоторые «мелочи», которые мы просто не можем не отметить. Например, в моделях Sony HVL-F43M и HVL-F60M очень хорошо реализован механизм поворота головы. При съёмке с отражателем он требует от фотографа всего одного быстрого движения для перехода от горизонтального к вертикальному кадру. Существующие решения от других производителей заставляют нажимать на кнопку и поворачивать голову двумя движениями для такой же настройки.
Традиционно со времен Minolta вспышки обладают отличными возможностями беспроводной синхронизации по оптическому каналу, позволяя снимать в любых условиях с более интересным светом. А встроенная светодиодная подсветка в Sony HVL-F43M и HVL-F60M может выручить любителей съёмки видео в сложных условиях освещения.