Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM
Впереди лето, а это отличный повод побаловать себя и свою камеру новой оптикой. В преддверии горячей поры мы решили провести тест трёх не менее горячих объективов: Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM, Canon EF 50mm f/1.8 STM и Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM. Объединяет их наличие нового шагового автофокуса STM. В отличие от объективов с USM и другими приводами, они фокусируются с переменной скоростью, без шума и рывков, что особенно важно при съёмке видеороликов с активным автофокусом. Таким образом, эти объективы — универсальное решение для тех, кто снимает и фото, и видео.
Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM — компактный сверхширокоугольный объектив, разработанный для камер с сенсором APS-C. При весе всего в 240 граммов и небольших для своего класса размерах он отлично дополняет компактные зеркальные фотокамеры. Диапазон фокусных расстояний от 10 до 18 мм позволяет работать в экстремально узких пространствах и запечатлевать пейзажи с удивительной перспективой — такой, на которую способен только сверхширокоугольник.
Снимать на Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM очень интересно, но достаточно сложно. С ним всегда хочется делать снимки на самом широкоугольном значении, поскольку мир под таким углом выглядит очень необычно. Однако при неправильном обращении этот эффект может превратить кадр в шарж.
На этом снимке вы видите знаменитые Главные ворота ВДНХ. Кадр сделан с фокусным расстоянием 10 мм. Как вы можете заметить, из-за оптических искажений объект изменил свои привычные формы. Это — не ошибка техники или фотографа, а особенность сверхширокоугольный оптики. Такой эффект можно использовать как художественный приём.
Следующий кадр снят на тот же объектив, но на фокусном расстоянии 18 мм.
Широкоугольный эффект на снимке по-прежнему присутствует, но не так ярко выражен. Строение, как и люди, выглядит более естественно.
Пройдя через ворота, я направился к центральному павильону, чтобы протестировать объектив на геометрические искажения.
Первый снимок сделан на ФР 10 мм. Обратите внимание на нижние ступеньки: в реальной жизни мы видим их прямыми, а на снимке они слегка загибаются к краям.
Искажения стали менее заметными на фокусном расстоянии 12 мм.
На фокусном расстоянии 14 мм прямые линии действительно прямые. Оптические искажения отсутствуют. В целом уровень искажений не слишком высокий, особенно если учитывать, что объектив бюджетный.
Фотографировать павильон «Культура» на сверхширокоугольный объектив очень весело! Да простит нас архитектор, но в данном случае очень хочется пошалить.
Из-за такой яркой и открытой перспективы видеоролики тоже получаются очень эффектными.
Скачать в оригинальном качестве
Этот ролик я снимал на фотоаппарат Canon EOS 100D. Благодаря бесшумному и быстрому STM-приводу автофокуса, на роликах отсутствуют посторонние механические звуки. Оптический стабилизатор изображения объектива пришёлся кстати, поскольку снимать на ВДНХ со штатива нельзя — на это требуется разрешение. Но подробнее о стабилизаторе я расскажу чуть позже. А сейчас о боке!
Боке на широкоугольном объективе? Это возможно? Да! Ведь Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM может фокусироваться на расстоянии всего в 22 сантиметра. Это не только открывает уникальные творческие возможности, но и позволяет создать уникальное для широкого угла размытие фона.
Далее я решил протестировать каждую ступень диафрагмы на этом фокусном расстоянии, чтобы посмотреть, как будет изменяться картинка, на каком значении диафрагмы мы увидим максимальную резкость.
Хочется отметить, что даже на открытой диафрагме картинка резкая по всему полю кадра.
На f/5.6 у нас не только прибавилось резких предметов в кадре, но и стало менее заметно виньетирование по краям.
Как правило, пик резкости у многих объективов достигается при f/8-11. Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM не стал исключением. На максимальное значение резкости он вышел именно на диафрагме f/8. Резкость объектив набирал плавно и в основном по краям. Если мы продолжим прикрывать диафрагму, то увидим обратный эффект (согласно оптическим законам).
На значениях f/11 и f/16 эффект дифракции практически незаметен, но всё же проявляется при максимальном значении f/22. Наблюдается некоторое замыливание картинки.
Поймать зайца на фокусном расстоянии 10 мм пусть и сложно, но всё же возможно, особенно если снимать в контровом свете без использования бленды. Объектив не образует засветок, контрастен, хорошо держит контровой свет. Повторить тот же трюк на 18 мм мне не удалось. Снимок выглядит естественно, без бликов.
Снимая в сильном контровом свете, можно создать интересный эффект с помощью встроенной вспышки фотоаппарата. Широкоугольный объектив позволяет построить кадр так, что мощности импульса хватает для освещения большого количества деталей переднего плана.
Теперь настала пора протестировать стабилизатор изображения. Перемещаемся на другую локацию — в «Аптекарский огород» МГУ. Я начал тестирование с выдержки в 1/20 секунды и фокусного расстояния 18 мм. Съёмка ведётся с рук.
Выдержка 1/20 с: «шевелёнки» нет.
Выдержка ⅛ секунды: стабилизатор изображения по-прежнему справляется хорошо.
Кадр снят с использованием стабилизатора.
Выдержка ¼ секунды: стабилизатор выполняет свою работу на отлично, помогая сделать эффектный кадр на длинной выдержке с рук.
Для чистоты эксперимента на этой выдержке я решил отключить стабилизатор и, натянув шейный ремень, затаив дыхание, попытался держать камеру неподвижно.
Кадр снят без использования стабилизатора.
Сделать это не удалось: на снимке присутствует характерный смаз из-за непроизвольного движения рук. Можно сделать вывод об эффективности стабилизатора изображения. Отправляясь на прогулку в утренние и вечерние часы, вы всё ещё можете снимать с рук, без необходимости брать с собой громоздкий штатив или сильно поднимать чувствительность.
Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM создаёт настроение. Ты видишь мир под столь широким и непривычным углом, а это не может не отразиться на творческом процессе. Малые размеры и вес делают объектив прекрасным спутником в путешествии или даже штатником в том случае, если вы снимаете в очень узких местах. Оптический стабилизатор изображения позволяет делать красивые вечерние пейзажи без штатива, а новый STM-мотор — видеоролики с бесшумной и плавной фокусировкой.