Фотографируем на Sony A7s
При оценке фотографических возможностей сразу стоит обратить внимание на разрешение Sony A7S. Да, 12 мегапикселей по сегодняшним меркам — это не много. Потребитель избалован многомегапиксельными новинками. К сожалению, в сложных световых условиях от этих десятков мегапикселей нет никакого толку, ведь изображение тонет в цифровом шуме.
Относительно малое количество мегапикселей позволило увеличить физический размер каждого отдельного фотодиода, а следовательно – очень сильно снизить цифровой шум, проявляющийся при повышении светочувствительности. Разрешения в 12 мегапикселей вполне хватит для большинства фотографических задач. Например, для печати фотографий формата А3 или даже крупнее. Для многих жанров фотографии важно скорее не физическое разрешение получаемых фотографий, а именно возможность камеры фотографировать при недостаточном освещении, в помещении. Ведь в таких условиях, а не в условиях фотостудии, зачастую происходит большинство съемок.
Качество фотографий.
Сделав первые кадры на Sony A7S, сразу понимаешь, что это полнокадровая камера. Качество фотографий соответствующее. Здесь мы получаем все плюсы полного кадра: прекрасную детализацию снимков, отличную «пластику» картинки, красивое размытие фона, объем в кадре.
Камера определяет экспозицию вполне предсказуемо. А очень удобно расположенный диск внесения экспокоррекции позволяет быстро и точно внести нужные поправки в работу автоматики. Вообще, автоматика камеры радует корректностью своей работы. Особенной похвалы заслуживает функция автоматической установки светочувствительности: в программном режиме (Р) и в режиме приоритета диафрагмы (А) выдержка при использовании автоматического ISO не устанавливается более 1/60 с и, как правило, колеблется в районе 1/100-1/250 с. Это почти полностью страхует фотографа от появления смаза на снимках. Особенно это будет полезно начинающим фотографам, которые частенько не могут уследить за выдержкой и получают нерезкие кадры из-за «шевеленки».
Cъемка с недостаточным освещением
Теперь оценим качество снимков при недостаточном освещении и высоких значениях ISO. Я привожу JPEG-файлы, какими их создала камера, без обработки. Я использовал параметр шумоподавления на высоких ISO в положении «нормально». Камера не разочаровала, более того — превзошла все ожидания!
Помимо очень низкого уровня шумов, аппарат порадовал сочными и натуральными красками даже на очень высоких значениях светочувствительности.
По субъективным ощущениям, до ISO 3200 цифровых шумов практически не заметно, если их специально не искать. Это значит, что в помещении при довольно слабом освещении у вас будут получаться качественные фотографии без использования дополнительных осветительных приборов (в том числе без вспышки).
До ISO 12800 уровень шумов остается весьма низким. На таких значениях ISO можно снимать с рук в условиях городской ночи и получать кадры вполне достойного качества. Кажется, скоро штатив перестанет быть обязательным атрибутом для ночной съемки…
При более высоких ISO шумы берут свое, постепенно ухудшая качество изображения. Эти значения тоже можно использовать, но уже скорее не для художественной работы, а просто для документирования каких-то событий, происходящих практически в кромешной темноте.
Автофокус
Камера оснащена мощным контрастным автофокусом. В отличие от зеркалок, в которых как правило применяются фазовый автофокус, при таком методе наведения на резкость не бывает проблемы фронт- или бэк фокуса. Контрастный автофокус в целом гораздо точнее. Но до недавнего времени производителям не удавалось сделать его достаточно быстрым для серьезной практической работы. В Sony A7S используется система контрастной автофокусировки, которая по скорости и точности превосходит многие системы автофокуса зеркалок. При этом автофокус может функционировать даже при очень слабом уровне освещенности — за это скажем спасибо высокой светочувствительности матрицы. Автофокус работает четко, не «рыскает».
Благодаря контрастной системе автофокуса, можно выбрать точку для наведения резкости в любом месте кадра, а не только там, где расположен датчик автофокуса (как это было реализовано в зеркалках). Безусловно, это очень удобно. Можно выбрать размер области для фокусировки – от очень маленькой до довольно обширной.Также можно доверить фокусировку автоматике. Тогда она будет выбирать сама, в какой из 25 условных зон стоит искать резкость.
Камера имеет привычные режимы фокусировки: покадровый и следящий. Следящий режим фокусировки позволяет снимать быстро двигающиеся объекты. Автоматика отлично «ведет» движущийся объект, не позволяя ему выйти за пределы глубины резкости. При этом можно выбрать любой из доступных режимов работы с областями фокусировки. Можно фокусироваться по маленькой точке и «вести» объект в ее пределах, а можно довериться автоматике, чтобы та вела объект полностью самостоятельно.
Серийная съемка
Заявленная скорость серийной фотосъемки – 5 кадров в секунду. Эту цифру можно получить в режиме «непрерывная съемка с приоритетом скорости». В таком режиме камера камера отключает фокусировку между кадрами. Подобная скорость съемки позволит запечатлеть движущийся объект во всех фазах движения.
В режиме простой «непрерывной съемки» камера перед съемкой каждого следующего кадра пытается по новой сфокусироваться на объекте, из-за чего съемка получается не столь быстрой, зато кадры выходят гарантировано резкими. При этом серию можно делать довольно долгой, камера работает без запинок и остановок даже при съемке в RAW. При съемке в RAW+JPEG с максимальным разрешением и при использовании карты памяти на 64 ГБ Class 10 удалось сделать серию аж в 60 снимков без снижения темпа. Очень солидный показатель.
Баланс белого
Баланс белого Sony A7S тоже определяет достаточно корректно и предсказуемо. Поэтому чаще всего я снимал с использованием автоматического баланса белого. Однако, в совсем сложных условиях, например, при съемке в свете ламп накаливания, лучше использовать не автоматический баланс белого, а соответствующие предустановки. Естественно, в камере присутствуют и настройка цветовой температуры, и возможность выставлять баланс белого вручную по эталону, что по достоинству оценят профессионалы. Помимо этого имеются несколько пользовательских предустановок баланса белого, в которые фотограф может сохранить свои собственные настройки.
Работа автоматического баланса белого в сумерках
Работа автоматического баланса белого в сумерках (съемка со штатива)
Расширение динамического диапазона
При фотосъемке контрастных сцен (например, заката) очень часто возникает нехватка динамического диапазона: либо детали проработаны в светлых участках кадра, либо в темных. Камера Sony A7S имеет достаточно широкий динамический диапазон. Однако его можно дополнительно расширить при съемке в JPEG с помощью технологий, хорошо известных владельцам фотоаппаратов Sony: DRO и HDR. В первом случае делается один кадр, из которого потом «вытягиваются» темные и светлые участки. В случае с HDR делается несколько кадров – темный, нормальный и светлый. Потом они соединяются воедино. Удобно, что эти функции можно настроить под себя и включить их автоматическое применение. Далее идут три кадра, снятых с автоматической экспозицией. На откуп автоматике были отданы ISO и выдержка.
Обратите внимание, как по-разному на этих примерах выглядят темные участки. При применении DRO+ и HDR в них появляется гораздо больше деталей.
Функция «зебра»
Функция «зебра» выделяет на экране пересвеченные участки изображения с помощью диагональных полос еще на этапе компоновки снимка. Ее удобно использовать как в фото-, так и в видеосъемке. Кстати, эта функция пришла именно из мира профессиональных видеокамер.
Творческие стили и «эффекты рисунка»
Sony A7S имеет встроенные предустановки коррекции изображений (творческие стили) и эффекты для обработки изображений («эффекты рисунка»). Мы можем перевести снимок в монохром или сепию, а можем выбрать «насыщенный» творческий стиль изображения и получать еще более яркие и насыщенные цвета. Разумеется, изображения можно редактировать и на компьютере, но в камере это делается гораздо быстрее: мы сразу получаем готовый и достаточно качественный результат без загрузки изображений на компьютер и обработки их в графических редакторах. Обилие творческих стилей порадует тех, кто любит снимать в JPEG и не любит возиться с обработкой.
Фотография в творческом стиле «B/W» («Черно-белый»)
Расширение возможностей с помощью магазина приложений «Camera Apps»
Еще одна интересная идея от Sony – расширять функционал камеры с помощью своеобразного магазина приложений. Подобно тому, как расширяют возможности смартфона с помощью мобильных приложений. Магазин Sony Play Memories Camera Apps содержит как несколько бесплатных, так и ряд очень интересных платных приложений. Эти приложения можно скачать на компьютер, а после загрузить их в камеру; или же загрузить сразу в фотоаппарат, подключив его к сети Интернет через Wi-Fi.
Среди множества приложений хочется отметить бесплатное приложение для дистанционного управления камерой с мобильных устройств «Smart Remote Control» при помощи Play Memories Mobile, доступного для платформ iOS и Android. Это удобно — использовать свой смартфон в качестве пульта управления камерой. Например, в случае съемки автопортретов или же при съемке со штатива на длинных выдержках, чтобы не трясти камеру в момент нажатия на кнопку спуска.
Кадр снят со штатива на длинной выдержке. В качестве пульта дистанционного управления использован смартфон
Приложение «мультиэкспозиция» позволяет реализовать при съемке одноименный эффект, когда один кадр экспонируется несколько раз, и снятые изображения накладываются одно на другое. Приложение имеет массу опций и настроек. Оно пригодится тем, кто ценит необычные, творческие решения в фотографии.
Этот кадр создан с помощью приложения «мультиэкспозиция» путем наложения друг на друга двух отдельно снятых кадров
Приложение «интервальная съемка» позволит снимать с определёнными интервалами ваш сюжет. Этот интервал мы можем настраивать самостоятельно. Таким образом мы можем проследить все фазы движения объекта, снять красивый Time-Lapse. В магазине Camera Apps содержится несколько десятков приложений, среди которых каждый пользователь наверняка сможет найти что-то интересное именно ему.