Полевые испытания: снимаем в парке
Я не хочу мучать камеру синтетическими тестами, а читателей — утомительным описанием технологий. Давайте лучше проверим фотоаппарат сразу в деле. Я отправляюсь в подмосковное Архангельское, чтобы вдоволь насладиться ранней осенью, еще теплым солнцем и совершенством этого паркового ансамбля. С собой я беру Fujifilm X-M1 с двумя объективами. С Fujinon XC 16-50mm 1:3.5-5,6 OIS мы уже познакомились. Вторым объективом будет “блинчик” Fujinon XF 27mm F2.8. Признаюсь, у меня был соблазн взять только “блинчик”. Ведь такое решение избавило бы меня от необходимости брать фотосумку: Fujifilm X-M1 запросто помещается в карман ветровки с этим объективом. Но очень не хотелось лишать себя возможности немного покрутить зум. Кстати, на данный момент в системе Fujifilm есть множество замечательных объективов, в том числе самых светосильных в своем классе, например, по плану выхода объективов в январе ожидается XF56mm F1,2.
Кликните по снимку, чтобы открыть его в полном размере и оценить высочайшую детализацию
Первый же кадр в парке показал весь потенциал Fujifilm X-M1 и качественной оптики Fujifilm. Мне очень понравилось, как выразительно смотрелись подсвеченные солнцем статуи на фоне драматичного облачного неба. Камера справилась отлично: пересветов на снимке нет, мельчайшие полутона переданы точно. Но больше всего мне понравилась детализация снимка. Прекрасно различима фактура древней стены, мельчайшие трещины.
Дальше погода начала преподносить сюрпризы: солнце выглядывало сквозь тучи буквально на несколько секунд, полностью меняя пейзаж перед фотографом, а потом опять скрывалось. Естественно, я старался поймать этот короткий промежуток времени с интересным светом. Фикс-объектив был заменен на “китовый” зум с одной-единственной целью — моментально скадрировать и сделать фото, даже если я нахожусь не в самой оптимальной точке съемки.
Камера быстра в работе: позволяет моментально сменить основные настройки, мгновенно фокусируется. Луч света скользил по зданию буквально несколько секунд, но я успел поймать его в кадр
Мне очень хотелось передать на снимках все буйство красок начинающейся осени, сделать кадры яркими и выразительными. Для этих целей во всех камерах Fujifilm служит настройка “моделирование пленки”, которая призвана имитировать цветопередачу классических фотопленок Fujifilm. По умолчанию используется профиль Provia (стандартный). Но я меняю его на Velvia (яркий). Почти все кадры в дальнейшем я снимал именно с такой настройкой.
Осознанная фотосъемка вообще и съемка с часто меняющимся освещением в частности заставляют фотографа сравнительно часто менять настройки фотоаппарата, каким бы совершенным тот ни был. Fujifilm X-M1 здесь не является исключением. Конечно, чаще всего я меняю точку фокусировки. Чтобы избежать досадных промахов я отказался в своей практике от съемки с фокусировкой по центральной зоне и последующим перекадрированием. Каждый раз я указываю камере, где ей сфокусироваться.
При работе с малой глубиной резкости лучше предварительно выбрать подходящую точку фокусировки
В редких случаях я использую и ручную фокусировку. В основном, когда речь идет о крупноплановой или макросъемке. В X-M1 реализован пикинг при ручной фокусировке, который помогает фотографу контролировать, где в данный момент находится резкость на снимке.
Несмотря на то, что X-M1 является младшей моделью в линейке, перед более старшими X-Pro1 и X-E1 у нее есть некоторые преимущества в эргономике. Например, кнопка выбора точки автофокуса находится справа, что позволяет менять настройки одной рукой. Однако в новой прошивке X-Pro1 и X-E1 также появилась таковая возможность.
За экспокоррекцию, которую мне приходится все чаще задействовать, отвечает диск на углу верхней панели. Он имеет достаточно мягкий ход, чтобы вращать его большим пальцем правой руки, не перехватывая камеру. В то же время, расположен он продуманно: экспокоррекция сама по себе не сбивается, когда камера висит у вас на шее или на плече.
Несмотря на то, что макрорежим для "китового" объектива не актуален, у вас все равно есть возможность снимать крупноплановые сюжеты. Кстати, особенно удобно это делать с помощью наклонного дисплея
На отдельные кнопки вынесены баланс белого, режим работы затвора, макрорежим (он оказался неактуален для тех объективов, которые были у меня) и ISO (оно по умолчанию назначено программируемой кнопке Fn под указательным пальцем на верхней панели). Текущий экспопараметр — выдержку или диафрагму — можно менять управляющим диском под большим пальцем. К оперативности управления камерой претензий нет никаких! К любой нужной мне функции я получал доступ буквально в одно касание. Впрочем, есть и более наглядный способ установки основных настроек — экранное меню, вызываемое кнопкой Q. Каждый сможет выбрать для себя оптимальный способ управления.
Набор дополнительных режимов Adv.
В век, когда эффектную обработку изображения умеет делать любой телефон, фотокамеры просто обязаны предоставит фотографу подобную свободу творчества! В Fujifilm X-M1 все художественные фильтры собраны в режиме Adv (выбирается на диске режимов съемки). Дальше все же придется заглянуть в основное меню камеры, чтобы в самом первом пункте выбрать интересующий вас эффект. Здесь особняком выделена многокадровая экспозиция. Фотографу предлагается сделать один за другим кадры, которые позже будут совмещены. Эффект от этого может быть получен самый неожиданный. Например, я снял пейзаж, а затем спроецировал его на сфотографированную крупным планом текстуру гранитной стены.
Я очень люблю эффект миниатюры, в резкости остается лишь малая часть кадра, а остальной снимок размывает. Создается подобие съемки на тилт-шифт объектив. Особенно эффектно такие кадры смотрятся, если вы снимаете пейзаж с какой-то высокой точки. Тогда мир на снимке кажется просто игрушечным.
Но это вовсе не значит, что все снимки с эффектом миниатюры должны быть похожими друг на друга. Используйте частичное размытие кадра с фантазией. Есть множество сюжетов, где оно может смотреться очень эффектно!
Не ограничивайте себя! Попробуйте эффект миниатюры на разных сюжетах
Даже при крупноплановой съемке эффект миниатюры может добавить выразительности снимку
Вторым эффектом, который мне очень понравился, стал мягкий фокус. Когда-то давным-давно для получения такого изображения я купил себе софт-фильтр. Сейчас запросто можно обойтись и без него.
Эффект мягкого фокуса поможет скрыть лишние детали сюжета, сделав его более туманным и романтичным
К услугам фотографа в Fujifilm X-M1 реализовано еще много различных творческих фильтров. Каждый найдет для себя что-то подходящее. Главное — помнить, что хороший снимок — это не только обработка. И порой достаточно даже простой съемки в ЧБ (включается в пункте меню “Моделирование пленки”). Может, поэтому разработчики камеры сделали столь простым обратный переход от художественных фильтров к обычной съемке: стоит только перевести камеру из режима Adv в другой, как творческие фильтры будут отключены. При возвращении в режим Adv включится выбранный последним фильтр.