Понятие «фотограмма» (англ. photogram) имеет множество значений и еще больше интерпретаций. Попытка сформулировать точное определение становится сродни охоте за тенью. Однако если резюмировать большую часть описаний этого процесса, встречаемых в самых различных изданиях, можно получить примерно следующее определение: фотограмма — это изображение, созданное без использования камеры путем экспонирования объектов, лежащих на светочувствительной бумаге. Свет в этом случае не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Выбор предметов для изображения — практически безграничен, и в действительности фотографы, каждый по-своему, экспериментировали с фотохимическим процессом, часто давая полученным произведениям свои названия.
Считается, что первые опыты получения фотограммы еще до изобретения самой фотографии были сделаны Томасом Веджвудом совместно с известным ученым Хамфри Деви. В 1802 году они опубликовали свои результаты по созданию в солнечном микроскопе негативного изображения с рисунков и предметов на бумаге или коже, пропитанных раствором азотнокислого серебра. Однако им не удалось зафиксировать свои «солнечные отпечатки», как они их назвали, и изображения полностью исчезали на свету. Удачные попытки «бескамерных снимков» листьев папоротника, цветов и кружева были сделаны на заре фотографии Генри Фоксом Толботом и Анной Аткинс. И если Аткинс скорее продолжила дело Веджвуда, то принцип «фотогенных рисунков» Толбота лег в основу многих опытов XX столетия. В XIX веке фотограмма создавалась в основном в научных целях; исключением был 24-страничный ежемесячный журнал «Фотограмма», выходивший в Англии с 1895 года, в котором этот процесс рассматривался с художественной точки зрения.
Становление фотограммы как самостоятельной формы искусства произошло в первой трети XX века. Этому способствовало как увлечение различного рода экспериментами, так и стремление к абстракции. Объекты доминировали над сюжетом и содержанием, тем самым воплощая мечту об абстрактных и геометрических формах, создаваемых игрой света. Неслучайно в ряде описаний процесса «фотограммы» можно встретить такое дополнение: «Обычно для произведений абстрактного характера».
Новая история фотограммы началась в 1917 году, когда Кристиан Шад без помощи камеры сделал свои первые изображения — «шадографии». Шад создавал фотограммы на протяжении всей своей жизни, предметами для вдохновения ему служили обрывки бумаги и плоские предметы, вместо названий он просто нумеровал свои работы. Ман Рэй и Ласло Мохой-Надь стали создавать свои «рейографии» (название работам Рэя дал Тристан Тцара) и фотограммы в начале 1920-х годов. В отличие от Шада, и Рэй, и Мохой-Надь использовали объемные предметы, получая таким образом не только контуры, но и тени объектов, в случае с полупрозрачными предметами они даже добились передачи их текстуры.
В то время конечное изображение невозможно было точно предугадать, в итоге получались неожиданные и фантастические образы, вполне соответствующие идеям сюрреалистов, которые разделял Ман Рэй. В 1922 году выходит его сборник из 12 рейограмм под общим ироничным названием «Восхитительные пространства» (Delectable Fields).
Мохой-Надь любил часто «фотограммировать» своих друзей, жену Люсию и себя. Для него фотограмма была частью его воззрений, связанных с концепцией «нового видения». Выбирая наиболее подходящее название для своего изобретения, он писал: «Я думаю, что фотограмма лучше, чем „шадография” потому что я пытаюсь использовать не только тени прозрачных и полупрозрачных объектов, но собственно сами световые эффекты». С приходом Мохой-Надя в «Баухауз» фотограмма вошла в обязательную часть образовательного процесса. В 1941 году Мохой-Надь, Георгий Кепес и Натан Лернер организовали передвижную выставку под названием «Как сделать фотограмму», состоящую из работ студентов. Традицию преподавания фотограммы он перенес в основанный им после Второй мировой войны Институт дизайна в Чикаго, где со временем сформировался круг авторов, работающих в этой технике, включая Лотте Якоби и Барбару Морган.
В 1920-х годах художественные качества фотограммы были по достоинству оценены печатной индустрией, она активно применялась в оформление книг и рекламном плакате. В России сложилась целая плеяда непревзойденных мастеров: Владимир Грюнталь, Эль Лисицкий и Александр Хлебников. Фотограммой интересовались также Александр Родченко и Варвара Степанова.
Пережив свой расцвет в период сюрреализма, дадаизма и конструктивизма, фотограмма спокойно «перемещалась» из одного десятилетия в другое, становясь обычным делом в учебных курсах по фотографии. В России традицию фотограммы продолжили Юрий Герчук, Владимир Гущин, Андрей Абрамов, Александр Китаев и Вальтер Цуркан. На Западе это имена Сюзан Дерджес, Томаса Бэрроу, Джейн Бидо, Марко Брейера и многих других. Сайт Photogram.org располагает, скорее всего, полным списком авторов, когда-либо бравшихся за «фиксацию игры рассеянной светотени».