Качество видео. Выводы
Работа с RAW-видео
Верхней планкой качества видео для Panasonic Lumix BS1H является 12-битный RAW: до 29,97p с разрешением 5,9K (5888×3312, 16:9), до 59,94p с разрешением 4K (4128×2176, 17:9) или анаморфотный 3,5K (3536×2656, 4:3). Сразу отметим, что 4K с частотой 50/60 кадров/с пишется с области Super35 (APS-C). С полной ширины матрицы — только до 25/30 кадров/с.
Скачать пример видеоролика в RAW
Для записи такого видео понадобится внешний рекордер: Atomos или Blackmagic — оба поддерживают работу с Lumix BS1H. Скорости SD-карт для RAW-потока явно не хватит, а поддержка скоростных CFexpress тут не предусмотрена. Есть и ещё одно ограничение. Если на HDMI-выход подан сырой сигнал в RAW, то на экране рекордера не будет никакой служебной информации, не отобразятся меню и настройки.
Для работы с настройками понадобится второй «монитор». Здесь есть несколько вариантов:
- подключение второго монитора к SDI-выходу;
- использование Lumix Tether на компьютере;
- использование Lumix Sync на смартфоне (не позволит отключить передачу RAW и вернуть камеру в первоначальный режим работы).
При съёмке вне студии, когда нет под рукой ноутбука или второго монитора, отключение RAW-вывода может создать целую проблему. Я сохранял в приложении Lumix Sync настройки камеры и в нужный момент заливал заранее сохранённый набор настроек со смартфона. Решение неочевидное, но действенное.
Качество видео при записи на карту памяти
Потолок качества по разрешению при записи на карту памяти — 5,9K при 25/30 кадрах/с. Доступен 10-битный цвет и HDR-съёмка в HLG (цветовое пространство BT.2020), но субдискретизация ограничена стандартной 4:2:0. Битрейт 200 Мбит/с, а сжатие межкадровое LongGOP.
В 4K есть возможность снимать уже в 4:2:2 с 10-битным цветом и внутрикадровым сжатием ALL-I при 25 кадрах/с и битрейте 400 Мбит/с. Поддерживается разное соотношение сторон: 16:9, 17:9 и 4:3 для работы с анаморфотной оптикой.
Для перехода к съёмке 4K при 50/60 кадрах/с придётся отказаться от работы с полной шириной матрицы в пользу области Super35 (близко к APS-C). Сжатие также будет лишь межкадровым.
Скачать в оригинальном качестве
В Full HD возможна съёмка до 100 кадров/с, а также 10-битный цвет и 4:2:2 при 50 кадрах/с.
Чтобы обеспечить максимальный запас по динамическому диапазону в сжатом формате, в Panasonic Lumix BS1H предусмотрен профиль гамма-кривой V-Log. Разница в динамическом диапазоне со стандартным стилем изображения (STD) видна невооружённым глазом! Ограничение одно: минимальное ISO будет 640 единиц против 100 в «обычном» режиме.
Скачать в оригинальном качестве
Также во многих режимах поддерживается HDR-профиль HLG с цветовым пространством BT2020. Здесь минимальное ISO составит 400 единиц.
Съёмка на высоких ISO
Как и Lumix S1H, тестируемый нами Lumix BS1H имеет функцию двойного нативного ISO (Dual Native ISO), позволяющую использовать две различные цепи усиления сигнала для разных значений чувствительности. Цель применения этой функции — снижение шума на высоких значениях ISO. Соответствующую настройку можно выбирать вручную или, как в нашем случае, отдать на откуп автоматике. А как это работает на практике, давайте посмотрим на реальных примерах.
Начинаем сразу с ISO 800, потому что меньшее значение при съёмке в ночном городе просто нельзя использовать. Картинка хорошо детализированная, тени качественно проработаны, а шум практически незаметен. Это ожидаемый для полнокадровой камеры результат.
Интересное начинается с ISO 1600. Картинка практически не меняется. Уровень шума, безусловно, усиливается, только на итоговое качество он всё ещё не оказывает решающего воздействия.
Примерно то же самое можно сказать и об ISO 3200. Это полностью рабочее значение.
Скачать в оригинальном качестве
При ISO 6400 незначительно деградирует контраст в тенях, несколько снижается детализация. Всё это заметно лишь на 32-дюймовом профессиональном 4K-мониторе при просмотре с близкого расстояния. На расстоянии вытянутой руки недостатки изображения уже не видны.
ISO 12800 продолжает приятно удивлять. Да, детализация ещё чуть ниже, а в тенях зерно шума становится более крупным. Но это всё ещё приемлемое качество для просмотра на 4K-экране с нормальной дистанции.
Скачать в оригинальном качестве
Переломный момент — ISO 25600. Здесь уже заметна деградация цвета, особенно на небе. Малоконтрастные участки кадра выглядят замыленными и зашумлёнными. Это уже значение для крайних случаев.
Аналогично обстоят дела и с ISO 51200: качество снижается ещё сильнее. Но и это значение светочувствительности — не приговор. Если нужно снять сюжет любой ценой, то почему бы и нет? В случае просмотра на небольшом экране, например, на смартфоне, артефакты и вовсе могут быть не видны. Даже на экране рекордера такая картинка смотрится весьма неплохо.
Выводы
Panasonic Lumix BS1H — интересный и мощный инструмент для профессиональной видеосъёмки. Его стихия — трансляции, стриминг, а также работа на различных подвесах и в обвесе. Именно в таких сценариях модульный принцип раскрывается на все 100%. Для трансляций здесь реализовано полное управление по сети, а для создания сетапов с другим оборудованием компактный корпус с обилием креплений — то что нужно.
Унаследовав все наработки из Lumix S1H, Lumix BS1H демонстрирует отличное качество изображения в 4K, уверенную работу на высоких ISO, а также возможность записи 4K-видео в RAW на внешний рекордер. Есть все необходимые для профессиональной съёмки цветовые профили и тонкие настройки.
Из неочевидных особенностей отмечаем невозможность съёмки 4K при 50–60 кадрах/с с полной ширины матрицы, доступна только область Super35. А для работы с RAW-видео понадобится дополнительный монитор в пару к рекордеру для смены настроек.
Безусловно, Panasonic Lumix BS1H потребует дополнительного оборудования для полноценной работы. Но в этом и кроется главный смысл модульной видеокамеры — стать частью большого съёмочного процесса и наиболее органично в него вписаться.
Плюсы:
- полнокадровая матрица;
- широкий набор внешних интерфейсов;
- активная система охлаждения и неограниченное время записи;
- компактный корпус с возможностью крепления аксессуаров;
- байонет L;
- низкий уровень шумов до ISO 12800 включительно;
- 4K-съёмка до 60 кадров/с;
- V-Log и HLG;
- возможность съёмки 12-битного 4K@60p на внешний рекордер;
- дистанционное управление по сети или USB;
- возможность управления по Wi-Fi;
- автофокус с распознаванием лиц, глаз, животных.
Минусы:
- требует большого количества аксессуаров для начала работы;
- необходимость во втором мониторе или компьютере при работе с RAW-видео;
- спорная эргономика;
- 4K@50/60p доступны только с области кадра Super35.