Осень 2018 года уже точно можно назвать моментом, когда фотомир стал беззеркальным. Вслед за Nikon свою беззеркальную полнокадровую систему представил Canon. Нашему редактору Георгию Полицарнову удалось побывать на презентации камеры, и сейчас мы можем поделиться с вами первыми впечатлениями от камеры Canon EOS R и совместимых с ней объективов.
Благодаря беспрецедентным мерам безопасности интрига вокруг новой системы сохранялась до последнего момента. Фотографии и спецификации новинки утекли в сеть лишь незадолго до официального анонса.
С другой стороны, технологический задел для выпуска Canon EOS R у компании был давно. И быстрый фазовый автофокус по матрице Dual Pixel CMOS AF, и сенсорные экраны, и многие другие технологии мы видели в зеркалках Canon. Вероятнее всего, компания просто боялась каннибализма между своими продуктами и оттягивала момент перехода на беззеркальные рельсы до последнего. Но в 2018 году ждать больше было уже нельзя…
Я бы хотел оставить за рамками этой статьи перечисление строчек спецификации: их вы найдёте в нашей новости. Лучше сосредоточимся на одном простом вопросе: получился ли Canon EOS R клоном EOS 5D Mark IV без зеркала или перед нами нечто принципиально новое?
Действительно, формально камеры похожи. Сенсор со схожим разрешением (30,3 МП) и поддержкой Dual Pixel RAW, схожая скорострельность (до 8 кадров/с), даже параметры видеосъёмки примерно совпадают (4K возможно писать только с кропом). Но различий куда больше, чем сходств. Давайте начнём с байонета.
Именно байонет RF является ключом к пониманию всей системы. На презентации не раз звучали отсылки к далёкому 1987 году, когда компания Canon довольно радикально перешла с байонета FD на хорошо знакомый нам сегодня EF, не обеспечив обратной совместимости. Переход на байонет Canon RF должен стать куда менее болезненным.
Во-первых, оптика EF будет работать на нём через переходник без ограничений. Во-вторых, закрывать поддержку EF пока никто не собирается, равно как и ставший «младшим» беззеркальный байонет EF-M. В доказательство этого компания анонсировала новые объективы одновременно под все три своих актуальных байонета! Долго ли продлится период жизни одновременно с тремя байонетами — покажет время. Сейчас такая ситуация выглядит немного странно, но в этой странности залог лояльности поклонников бренда.
Зачем же понадобилось менять формат крепления объектива ещё раз? Во многом это продиктовано максимализмом по отношению к оптике. Сокращение рабочего отрезка по заявлению представителей Canon способствует созданию более качественной светосильной оптики.
Обратите внимание, какую детализацию обеспечивает этот объектив на f/1,2!
Полностью изменённая электронная система управления объективом позволяет реализовать более быстрый автофокус. Мы в Prophotos также допускаем, что новый байонет окажется ещё и более взломостойким, и это ограничит производителей сторонней оптики. Впрочем, увидим…
Полуторакилограммовое преимущество нового байонета было продемонстрировано тут же в лице предсерийного образца объектива Canon RF 28-70mm f/2L USM. Зумов с такими параметрами под полный кадр мы ещё не видели. Другим весомым аргументом стал Canon RF 50mm f/1.2L USM — сверхсветосильный фикс с высочайшей резкостью на открытой диафрагме. Он буквально не идёт ни в какое сравнение с предыдущей версией. На f/1,2 можно снимать смело в любых условиях.
Объектив фокусируется очень быстро, не допускает пустых прогонов и промахов и легко справляется с разрешением 30-мегапиксельной матрицы. Ложкой дёгтя в этой бочке мёда является лишь цена. Она выросла пропорционально качеству и достигла весьма солидных величин: ориентировочно $2300 для зарубежного рынка за «полтинник».
Единственная сложность с фокусировкой возникла при работе с жестком контровом свете. Впрочем, в таких условиях и топовые зеркалки демонстрируют не лучшую работу.
Но согласитесь, если речь заходит о топовой фототехнике, она не может стоить дёшево. Canon продемонстрировал свою силу и сделал фотосистему с действительно уникальными возможностями. Сейчас мяч на стороне фотографов — использовать все преимущества высокого качества, чтобы оправдать стоимость техники.
Впрочем, есть и более простой путь — начать с малого. Как это ни странно, сама камера стоит вовсе не космических денег ($2299 для зарубежного рынка за body). Адаптер EF-EOS R тоже не разорит фотографа (от $100). Мой опыт съёмки на EF-объективы с камерой EOS R оказался весьма позитивным. Каких-то проблем с автофокусом я не заметил. Использование старой оптики никак не ограничивает фотографа. Представители компании сообщают, что первое время адаптер будет поставляться в комплекте бесплатно.
Кстати о переходниках, их в системе целых три, и все выполняют одинаковую функцию: позволяют поставить оптику EF на байонет RF. Дело в том, что кроме «обычного» переходника выпускается также адаптер с управляющим кольцом и адаптер со сменными светофильтрами.
Самый обычный адаптер EF-EOS R.
Первый добавляет к возможностям управления ещё один элемент — кольцо. Такое же кольцо со ступенчатым ходом есть на всех объективах RF. Его функция задаётся в меню. Например, я назначил ему управление диафрагмой.
Переходник EF-EOS R с управляющим кольцом.
Управляющее кольцо на объективах RF.
Второй переходник будет интересен любителям съёмки на сверхширокоугольную оптику EF, которая не позволяет устанавливать фильтры перед передней линзой, например, Canon EF 11-24mm f/4L USM.
Адаптер EF-EOS R с возможностью установки светофильтров за задней линзой объектива EF.
Теперь, когда с системой EOS R мы разобрались, самое время переходить к камере. Компактность… Да, новинка стала существенно меньше Canon EOS 5D Mark IV. Но общий размер и вес комплекта за счёт массивной оптики изменился не столь заметно. 2018 год учит нас: беззеркальный — не значит маленький и лёгкий. Беззеркальная технология — это скорее новые функции, интерфейсные решения, новое управление фотоаппаратом. И вот тут кроются основные отличия от зеркалок.
Корпус камеры выполнен из магниевого сплава и он действительно очень легкий.
Появился новый режим съёмки Fv, который по умолчанию является обычным программным режимом, но позволяет моментально получить прямой доступ к выдержке, диафрагме или чувствительности, фактически превращаясь в режимы Av или Tv. Безусловно, к нему нужно привыкнуть, но через день съёмки, возможно, вам уже не захочется работать ни в каких других режимах. Вообще Canon EOS R заставит вас поменять свой взгляд на принципы управления, к этому нужно быть готовым.
Количество органов управления выросло. Мы уже писали об управляющем кольце на объективе. А есть ещё традиционный диск под указательным пальцем и управляющий диск под большим. К ним добавилась мультифункциональная тач-панель на задней панели. Каждый из этих органов управления настраивается. Перепрограммируются практически все кнопки, причём отдельно для фото- и видеорежима.
Недоумение у адептов старого доброго Canon вызвало отсутствие джойстика для выбора точки автофокуса. На этот вопрос есть три ответа, выбирайте любой. Во-первых, для выбора зоны автофокуса можно настроить навипад. Не столь удобно, но приемлемо для повседневной съёмки.
Во-вторых, менять зону автофокуса можно касаниями дисплея (система Touch and Drag AF). Даже если вы смотрите в видоискатель, дисплей остаётся чувствительным к касаниям и позволяет очень быстро и удобно перемещать область автофокуса.
Даже в сложных условиях съемки автофокус по лицам выручает.
В-третьих, в ряде случаев необходимость в ручном управлении автофокусом и вовсе отсутствует. Автоматика неплохо сама выбирает главный объект в кадре. Кроме того, довольно эффективно работает функция распознавания лиц, усиленная функцией фокусировки по глазам.
Один из немногих случаев, когда фокусировка по лицам и глазам не справилась, пришлось фокусироваться вручную с использованием фокус-пикинга.
Здесь нужно добавить уточнение: автофокус по глазам в выданных нам камерах работал лишь при покадровом автофокусе, что несколько снижало его эффективность. Использовать автофокус по глазам без распознавания лиц тоже нельзя, и это отчасти правильно: камера распознает глаз в кадре не всегда, и чаще срабатывает именно автофокус по лицам. Автоматика может капризничать, если лицо расположено в пол-оборота, если на портретируемом есть какие-то необычные очки или часть лица закрыта. В этих ситуациях эффективность системы мне показалась ниже, чем у конкурентов.
И всё же для большинства сюжетов автофокус по лицам и глазам подходит хорошо, особенно если вы используете сверхсветосильную оптику. В этом случае он эффективнее фотографа может отслеживать, куда фокусироваться в кадре. А если на снимке распознано несколько лиц, легко указать автоматике нужное при помощи навипада.
В целом работа автофокуса действительно впечатляет, особенно в условиях недостаточной освещённости. Заявлена чувствительность до −6 EV. По факту, во всех условиях, где возможна съёмка с рук со светосилой f/1.2 и чувствительностью до ISO 12800, автофокус безошибочно находил цель. Заявляется, что фокусировка происходит по 5655 точкам.
Что касается светочувствительности, то по нашей предварительной оценке до ISO 6400 значения являются абсолютно рабочими. На сюжетах, содержащих мало мелких деталей, можно использовать и ISO 12800, и ISO 25600. Но крупноформатная печать при столь высоких значениях уже нежелательна. Процессор DIGIC 8 очень хорошо борется с шумами в JPEG. К сожалению, на момент написания статьи RAW-файлы ещё не поддерживались продуктами от Adobe. Более детальный анализ мы проведём в нашем большом тесте чуть позже.
Видоискатель с разрешением 3,69 млн точек изготовлен по технологии OLED. Подобные видоискатели мы уже встречали ранее у конкурентов. Нельзя сказать, что Canon EOS R сильно от них отличается в удобстве визирования — технология отточена и работает великолепно, как и в конкурирующих камерах. Изображение в видоискателе живое, без шумов, не стробит и не тормозит. Задержка отображения картинки не ощущается, что можно отнести к бесспорным плюсам модели. В какой-то момент даже ловишь себя на мысли, что не понимаешь: оптический или цифровой видоискатель перед тобой. И лишь приятные мелочи в виде обилия дополнительной информации в видоискателе напоминают: кажется, век пентапризм движется к своему финалу.
Для сохранения снимков и видео здесь используется один слот формата SD с поддержкой UHS-II. Хорошо это или плохо — каждый решит сам. С одной стороны, нет жесткой необходимости покупки карт памяти новых форматов, хотя переход на быстрые UHS-II крайне желателен. С другой — среди наших читателей немало адептов параллельной записи на две карты одновременно, а здесь это невозможно.
Из интересных особенностей новинки мне также хочется отметить, что это чуть ли не первая беззеркалка, у которой в выключенном состоянии механический затвор закрыт. Это препятствует попаданию пыли на матрицу, но увеличивает риск повреждения ламелей затвора при случайном касании — рабочий отрезок очень мал.
Завершая краткий обзор Canon EOS R, я бы хотел остановиться на вопросах энергопотребления. Как ни крути, а беззеркалка намного прожорливее зеркалки. Если на старый добрый Canon EOS 6D можно было снимать хоть несколько дней подряд, не выключая, то Canon EOS R съест батарею за половину активного съёмочного дня. Взяв камеру в руки в 11 часов, в 15 я был вынужден заменить батарею, потому что индикатор показывал одно деление.
Допускаю, что на этом остатке камера проработала бы ещё около часа, но я не мог рисковать. За четыре с небольшим часа я успел сделать 320 кадров, записать несколько минут 4K-видео, просмотреть снятые фото и отправить десяток на смартфон по Wi-Fi.
Камера была включена бо́льшую часть времени, а так как она висела на шее, то работал преимущественно электронный видоискатель. Так что любителям длительных съёмок можно порекомендовать батарейный блок BG-E22, который не только вмещает два аккумулятора, но и позволяет заряжать их через USB.
Предварительные выводы
Система Canon EOS R стала логичным и долгожданным шагом компании в будущее. В качестве основных достоинств системы, в первую очередь, нужно отметить богатый потенциал в производстве ультракачественной оптики, поражающей своими оптическими характеристиками, а также полную совместимость с объективами EF.
Приятно, что инженеры Canon не стали делать новую камеру из старой зеркалки, просто выбросив блок пентапризмы. В Canon EOS R видна серьёзная работа по совершенствованию системы автофокуса и переработке интерфейса управления. За этой скромной фразой стоит абсолютно новый фотоаппарат, который работает и снимает по-другому. Он заставит фотографа переучиваться в течение нескольких дней, вдумчиво читать инструкцию, но взамен даст больше возможностей кастомизации и более быстрое управление, большие возможности по работе с автофокусом. Камера может решать те же задачи, что и Canon EOS 5D Mark IV, и здесь не избежать внутрибрендового каннибализма. Открытым остаётся вопрос, насколько хватит сил у компании поддерживать одновременно три байонета: EF, EF-M и RF. Вероятно, чем-то придётся пожертвовать.
И здесь мы в очередной раз напомним: вся оптика EF и EF-S совместима через переходник с RF, что гарантирует некоторый период спокойствия для обладателей солидного парка таких объективов. EF-M оптика несовместима. Но расслабляться не стоит: даже одного дня съёмки на RF-объективы достаточно, чтобы понять их преимущества и, возможно, разочароваться в вашем старом объективе.
Мы также спешим отметить, что по видеовозможностям Canon EOS R не ушёл далеко вперёд от того же Canon EOS 5D Mark IV. 4K-видеосъемка происходит с кроп-фактором, а максимальная частота для Full HD видео скромна по современным меркам — до 50/60 кадров/с. Очевидно, отдавать беззеркалкам рынок видеокамер Canon пока не торопится. Сейчас Canon EOS R — это прежде всего камера для фотографов: продуманная и интересная. Однако, долго ли она будет единственной в системе?..