Boya BY-MM1
Boya BY-MM1 — электретный конденсаторный микрофон, самый простой (технически) микрофон из троицы. Он предназначен для установки на камеру или штатив и использует проводное подключение.
Такой микрофон имеет ряд преимуществ перед встроенным в камеру, поскольку обладает:
- более высокой чувствительностью;
- более узкой диаграммой направленности;
- более высоким качеством записи;
- защитой от посторонних звуков (работы механизмов в объективе, касаний к камере, штативу и т.п.);
- ветрозащитой.
Комплект устройства включает: корпус микрофона, кабель-пружинку, накамерный держатель, мохнатую ветрозащиту и замечательный чехол, куда все это с лёгкостью помещается.
Тут нет ни батареек, ни индикаторов, ни кнопок и выключателей. Микрофон готов к работе в любой момент в режиме «24/7».
Элемент крепления микрофона к камере (в «горячий башмак») в виде своеобразной лиры выполнен из жёсткого пластика, но со своей задачей он справляется неплохо.
Небольшие вибрации, возникающие на корпусе камеры, не передаются дальше на микрофон, он не «слышит» работы достаточно громкой системы оптической стабилизации объектива и работы оператора: касания камеры при зумировании объектива.
Boya BY-MM1 в работе
Сначала я скептически отнесся к Boya BY-MM1: слишком всё просто. Но как только поставил этот микрофон на камеру и начал писать видео, первое же впечатление оказалось очень приятным.
Во-первых, поразила чувствительность микрофона Boya BY-MM1: на камере Sony A7S II стандартное значение уровня записи для внутреннего микрофона — 26 условных единиц из 31, оно устанавливается по умолчанию при сбросе ручной установки уровня записи.
При подключении BY-MM1 уровни записи звука зашкалило. Надо сказать, что микрофон BY-MM1 монофонический, но сигнал идет и в правый, и в левый каналы.
Подстройкой уровня я выяснил, что оптимальное значение чувствительности на Sony A7S II, в зависимости от ситуации, составляет 7−14 условных единиц, то есть запас — колоссальный.
Boya BY-MM1 лучше всего подходит для использования на камере, которая находится в руках или на электронном стабилизаторе — в ситуации, когда нет смысла использовать петличные микрофоны. Например, это может быть прогулка по городу или съёмка репортажа на скорую руку.
В то же время, это тот самый универсальный солдат, который послужит не только как накамерный микрофон, но и как микрофон для смартфона или компьютера, ведь при помощи держателя из комплекта поставки его можно установить на штатив или импровизированную ригу для использования со смартфоном. Если нужно, его можно снабдить кабелем подлиннее. Сделать это очень просто, так как стандартное 3,5-мм гнездо для подключения кабеля находится на самом микрофоне.
Я использовал Boya BY-MM1 как основной (и единственный) микрофон для записи ролика про футболистов-фристайлеров.
На дистанции 1−1,5 метра BY-MM1 очень хорошо передаёт голос. В ролике мы можем оценить, как будет работать микрофон, например, при ведении влога.
Всё происходящее в радиусе 3−5 метров тоже хорошо отделяется от фонового шума улицы.
Благодаря кардиоидной диаграмме направленности (микрофон очень хорошо «слышит» всё, что перед ним, немного хуже то, что происходит по сторонам и выше/ниже его оси, почти совсем не слышит то, что происходит сзади), хорошо различимы звуки от источников, которые находятся непосредственно перед камерой: удары мяча, шарканье кроссовок и реплики футболистов.
В ролике нет ни дополнительной обработки звука, ни изменения его уровня. Тембр голоса и звучание остальных аудиофрагментов передаются очень хорошо.
При съёмке ролика о новинках издательского дома я использовал микрофон Boya BY-MM1 для создания резервной звуковой дорожки, которая должна быть достаточно качественной и для замены основной, и для упрощения синхронизации материала при монтаже видео с нескольких камер. С обеими задачами микрофон справился на «отлично». В некоторых местах первого ролика, а также во втором, можно услышать результат.
Ролик с шумом воды в фонтане ГУМ-а наглядно демонстрирует высокую чувствительность и направленность этого микрофона, в отличие от встроенного в камеру. Boya BY-MM1 передает меньше окружающего шума и больше сфокусирован на происходящем прямо перед ним. Мне нравится. При уроне записи 7 единиц (по шкале Sony A7s II) микрофон показывает тот же уровень громкости, что и встроенный в камеру микрофон при уровне 26 единиц. Хороший запас!
В роликах с уличными музыкантами микрофон порадовал способностью одинаково хорошо передавать звучание инструментов как вблизи к исполнителям, так и с расстояния 5−7 метров при соответствующей коррекции уровня записи в камере. Одинаково хорошо звучат «аналоговые» и усиленные аппаратурой музыкантов инструменты. Звук, который передает микрофон, мне нравится, даже если записываемый инструмент — обычная пила.
При записи музыкантов на Никольской улице так получилось, что две команды, не сговариваясь, сыграли одно и то же популярное произведение. Тем интереснее получилось сравнение их выступлений.
При записи игры аккордеонов потребовалось среднее значение чувствительности 7-12 единиц в камере Sony a7S II.
Для записи группы с флейтами, гитарой и импровизированной ударной установкой пришлось снижать уровень до 1 (до единицы) — настолько громко они звучали для этого микрофона.
Смонтированное мной видео демонстрирует, как звучат разные инструменты, исполняющие одну и ту же музыкальную композицию, и что при переходе есть небольшая разница в громкости (характерная для них в жизни), но в целом звучание всех фрагментов этого видео одинаково хорошее.
При съёмке всех этих роликов была задействована ветрозащита, действие которой тут же слышно в наушниках — задувание микрофона прекращается.
Ролик с голосами птиц в вечернем парке снят с чувствительностью 15−16 единиц. Это, наверное, самое максимальное значение, которое я использовал при работе с этим микрофоном за всё время тестирования. Жаль, что город вносит много шума, но всё же я доволен тем как микрофон справился и с этой задачей.
По счастливому стечению обстоятельств, мне довелось ещё раз испытать ветрозащиту BY-MM1 и убедиться, что она действительно очень нужна!
На Никольской улице ветер порой был настолько сильным, что приходилось для защиты от него закрывать микрофон руками — настолько он чувствительный. Ветрозащита снабжена резиновой втулкой-фиксатором, благодаря которой очень хорошо держится на микрофоне. И, даже когда порывом ветра у меня камеру сдуло с рюкзака (импровизированный штатив), ветрозащита осталась на микрофоне. На видео интенсивность ветра можно оценить по раскачивающимся гирляндам.
При съёмке на улице ветрозащиту лучше использовать по умолчанию. Тем более, что она тут же придает вашему комплекту солидный вид!
При съёмке ролика с музыкантами и мастерами волынок, про который я расскажу в отдельной главе, Boya BY-MM1 использовался на камере, установленной на электронном стабилизаторе. Микрофон достаточно легкий, и трудностей с балансировкой стабилизатора и камеры с ним не возникло. Кабель микрофона двойной: с одной стороны это обычный прямой 3,5-мм «джек», с другой, тоже 3,5-мм, но Г-образный. Можно выбрать, какой лучше подойдёт для соединения с камерой, чтобы он не мешал работе стабилизатора, а какой — с микрофоном.
Выводы
Boya BY-MM1 — лучший выбор для съёмки события, когда звук пишется с той точки, где находится камера, а также для ситуации, когда бюджет не позволяет обзавестись дополнительными микрофонами. BY-MM1, в отличие от встроенного микрофона, лучше передает то, что происходит перед объективом камеры, отделяя нежелательные посторонние и фоновые шумы, не имеющие отношения к происходящему в кадре.
Микрофон смог удивить высоким уровнем чувствительности и точной передачей тембра голоса и музыкальных инструментов. Обратная сторона высокой чувствительности — необходимо обязательно использовать штатную защиту в ветреную погоду.
Благодаря простой конструкции, BY-MM1 очень быстро «включается в работу»: требуется всего лишь установка на камеру и подключение одного кабеля. Размеры микрофона совсем небольшие — хранить и переносить его очень удобно, тем более что в комплекте идет чехол.
Плюсы:
- высокое соотношение цена/качество;
- широкая область применения;
- высокая чувствительность и качество звучания;
- не требуется источник питания;
- небольшие размеры и вес.
Минусы:
- Кронштейн для крепления BY-MM1 неплохо отсекает вибрации корпуса, но хотелось бы для него материал помягче, и возможность немного передвигать микрофон в креплении вперед/назад для настройки электронного стабилизатора;
- при съёмке в ветреную погоду не обойтись без надёжной ветрозащиты.