Фотоаппарат в работе
Безусловно, Canon EOS 100D вряд ли будет использоваться для спортивной или репортажной съемки. Но относясь к высшему эшелону фототехники — зеркальным камерам — он должен как минимум быстро включаться и уметь снимать сериями. Несмотря на мощный процессор, камеру “задушили” на уровне прошивки — и включение, и количество кадров в серии и, собственно, скорость серийной съемки здесь заметно меньше, чем у старших моделей. До значительного замедления, камера способна сделать всего два кадра за первую секунду в режиме RAW+JPG и может разогнаться до четырех кадров в секунду в режиме только RAW или только JPG. Причем в режиме RAW серия без замедления составляет как раз 4 кадра, а вот в JPG Canon EOS 100D все-таки может снимать без остановок до заполнения карты. Если же сравнить скорость работы фотоаппарата, например, с мыльницей или ультразумом, то зеркалка останется зеркалкой — готовность к первому кадру в случае с Canon EOS 100D в данном классе весьма оперативная, почти моментальная.
Меню камеры достаточно удобно. Благодаря мощному процессору и отлаженному коду прошивки — никаких торможений или зависаний не наблюдается. Особенно удобно отбирать и редактировать кадры после съемки прямо из меню фотоаппарата, где есть даже встроенные RAW конвертор и небольшой фоторедактор с шестью предустановленными фильтрами, некоторые из которых весьма зрелищны.
Автфокусировка у Canon EOS 100D оставляет довольно приятное впечатление. Как в классическом режиме, так и с использованием гибридной системы фокусировки на матрице, камера уверенно находит резкость и без надобности не “ерзает” туда-сюда.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Отдельного внимания заслуживает система фокусировки в видеорежиме. Почти всегда при использовании STM-объектива Canon 100D способен уследить за объектом съемки — будь то ребенок или автомобиль. Ошибки автофокуса случаются, да и следящий автофокус не всегда работает уверено, но в любом случае от такой малышки трудно ожидать большего. Если же сравнить автофокусировку при видеосъемке в Canon EOS 700D и в Canon EOS 100D — последняя выходит победителем, но только с объективами, оснащенными STM-двигателями. С другими автофокусными линзами наведение на резкость все еще происходит неуверенно.
Управление камерой. Сенсорный экран. Система меню
Меню камеры ничем не отличается от такового в Canon EOS 650D/700D. Оно типично для всех последних камер Canon и отлично приспособлено для управления с помощью сенсорного экрана. К сожалению, инженеры убрали с задней панели Canon EOS 100D кнопку Q, позволявшую включать/отключать сенсорное управление. Впрочем, ничего страшного не произошло — всегда активная пиктограмма Q осталась на экране и именно она позволяет активировать сенсорное управление в любой момент. Благодаря сверхкомпактным габаритам Canon EOS 100D наконец стало удобно обращаться с меню с помощью больших пальцев обоих рук одновременно. Желания воспользоваться кнопочным интерфейсом уже почти не возникает.
Будучи в первую очередь камерой для начинающих фотографов и постигающих азы фотографии энтузиастов, Canon EOS 100D помимо классического меню предлагает воспользоваться альтернативным меню с наглядным представлением основных функций и подробными подсказками. Конечно же инструкцию лучше все же прочитать, но управление камерой вполне возможно освоить и с помощью встроенной справки.
К сожалению, некоторые съемочные режимы перекочевали с основного колеса в меню, и получать к ним оперативный доступ не так удобно. Пожалуй, именно это является основным и единственным по-настоящему существенным недостатком миниатюризации.
Пресеты SCN
Режим SCN предлагает несколько эффектных предустановок. Главное помнить, что применимы они почти всегда только для изображений в формате JPG. Впрочем, даже если вы снимаете в RAW, некоторые из эффектов можно применить в родном RAW конверторе Digital Photo Professional.
Самым полезным режимом в меню SCN безусловно является “HDR контрового света”, позволяющий снимать против солнца (например, закатный город или пейзаж из окна). Камера делает последовательно три кадра с различной экспозицией и автоматически склеивает их в одно изображение. Ограничивающей особенностью этого режима является сильная обрезка границ кадра (что необходимо для “стабилизации” камеры при серийной съемке с рук). То есть в зависимости от тряски (особенно в поезде или автомобиле на ходу) в кадр может попасть только центральная область вашей композиции.
Примерно так же работает и режим “Съемка с рук ночью”, где камера делает аж четыре последовательных снимка, что бы компенсировать шумность картинки на высоких ISO. Поскольку выдержка в такой ситуации еще длительнее, то и обрезка по краям кадра будет существенной. А вот если вы снимаете со штатива — то ночные пейзажи могут стать вашей визитной карточкой, причем без использования фоторедакторов.
Пользоваться ли остальными режимами — решать вам. Они не сильно отличаются от ручных, освоить которые владельцу зеркалки все же имеет определенный смысл, даже если фотографом вы становиться вовсе не собираетесь.
Видеосъемка
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Один из коньков Canon EOS 100D — новая система автофокуса, эффективная при использовании STM объективов, включая китовый. В данном режиме проблем у камеры гораздо меньше, чем у ее старшей сестры Canon EOS 700D. Автофокус в первую очередь лучше справляется с отслеживанием объектов на периферии кадра. По ощущениям подросла и скорость работы автофокуса, но все же на данном этапе недостаточно по сравнению с современными беззеркалками.
Эффект Rolling Shutter при панорамировании присутствует, но как и во всех современных камерах Canon он стал практически незаметен. Если не торопиться и вести камеру плавно, то срывов картинки можно избежать вовсе.
Звук пишется прилично, однако подключение любого внешнего микрофона улучшит ситуацию радикально. Например, при подключении самой дешевой (обычно менее 100 рублей) петлички из любого компьютерного магазина звук, записанный на улице, становится на порядок качественней.
Объектив
Китовый Canon EF-S 18-55/F3.5-5.6 IS STM позволяет делать резкие кадры с приемлемым уровнем размытия заднего плана. Объектив прекрасно показывает себя при съемке видео и фото с рук — встроенный стабилизатор работает эффективно.
Однако, стоит помнить, что любое включение стабилизатора сильно сказывается на продолжительности жизни аккумулятора.
Одной из замечательных особенностей Canon EF-S 18-55/F3.5-5.6 IS STM является неподвижная передняя линза, что позволяет использовать с камерой циркулярные поляризационные и градиентные фильтры.
Безусловно полезным является использование беззвучного и точного мотора STM. Обратной стороной монеты стало незначительное замедление фокусировки в режиме фотосъемки, особенно со следящим автофокусом.
Вспышка
Наличие вспышки в Canon EOS 100D — номинальная функция. Обычно ее срабатывание происходит для помощи автофокусу, что раздражает окружающих (серии ярких импульсов могут повторяться при каждом полунажатии кнопки спуска).
Как осветительный инструмент встроенная вспышка, увы, неэффективна, а скорее даже вредна. Почти всегда ее близкое расположение к оптической оси объектива (миниатюризация конструкции, увы) вызывает эффект красных глаз, оставляет блики на лицах и делает любую сцену плоской. Беспроводное управление внешними вспышками Canon не поддерживается. Нет и ручного режима для синхронизации со студийным светом.
Съемка на высоких значениях ISO
Очень многих интересует вопрос — насколько лучше или хуже та или иная камера работает при высоких значениях ISO. Новостей по поводу Canon EOS 100D у нас нет. Камера оснащается 18-мегапиксельной матрицей, появившейся около 4 лет назад. За это время ее конструкция была несколько переработана, а процессоры стали мощнее на поколение. Все это позволяет Canon EOS 100D делать снимки не хуже, чем Canon EOS 7D и даже чуточку лучше. По сравнению с Canon EOS 700D наблюдается абсолютный паритет по ISO.
На этом портрете двукратного чемпиона мира Формулы 1 Мики Хаккинена, сделанном при смешанном освещении на высоком ISO (1600 единиц) шумы, конечно, видны, но не критичны. Камера вполне позволяет снимать даже при очень неудобном освещении.