Фотопутешествие: на корабле с суперзумом
Признаться, я довольно долго ломал голову, придумывая действительно сложное “выпускное испытание” для Sony Cyber-Shot DSC-HX300. Мне хотелось поставить камеру в такие условия, когда фотограф ограничен в своих перемещениях, а большинство интересных кадров — это заслуга мощного зума и дополнительных функций фотоаппарата. Решение пришло само собой: я отправляюсь в путешествие по центру Москвы на теплоходе! Вот они — идеальные условия для испытания суперзума: два часа на съемку, полная ограниченность в выборе точки съемки, качка судна и слишком быстро проплывающие за бортом виды столицы. Ну что, посмотрим, как камера с эти справится?
Несмотря на то, что все утро в день теста лил дождь, после обеда тучи начали расходиться. А к моменту отправления теплохода даже начало проглядывать солнце. Я пишу это не просто так: такая погода обусловила целый ряд настроек камеры, которые я применил.
В этом кадре я использовал "Эффект рисунка: дешевый фотоаппарат" для лучше проработки облаков
Во-первых, я установил цветовой режим “яркий”. Это позволит получить более живые цвета в кадре при пасмурной погоде. Во-вторых, большую часть съемки я буду проводить в режиме P, чтобы иметь возможность оперативно менять баланс белого (я применял две настройки — для пасмурной и для солнечной погоды) и использовать “эффект рисунка”.
Со сменой освещения приходилось менять и баланс белого. Здесь использовался баланс белого для солнечной погоды, чтобы передать голубизну неба
С самого начала мне становится понятно, многие серые московские пейзажи придется немного приукрасить. Без солнца они смотрятся слишком блекло. При этом контраст в кадре довольно сильный, тени получаются слишком темные. Поэтому первые кадры я снимаю в режиме HDR (цветной — выбрав HDR из списка сюжетных программ, черно-белый — включив соответствующий эффект рисунка).
Довольно быстро я подбираю еще один эффектный способ добавить “изюминку” в кадр. Это эффект рисунка “дешевый фотоаппарат” с желтым оттенком. Желтый оттенок делает снимок более теплым, а легкое виньетирование (то есть затемнение) краев кадра акцентирует внимание зрителя на расположенных в центре объектах. Особенно удачно смотрятся облака в небе, снятые с таким эффектом. Этот эффект я сегодня применю еще не раз!
Желтый оттенок делает снимок более теплым, а легкое виньетирование краев кадра акцентирует внимание зрителя на расположенных в центре объектах
Несколько видов города снято, теперь дело за крупными планами. Вокруг столько деталей, которые мы видим лишь издалека! А что, если их приблизить? Оптический зум фотоаппарата позволяет увеличить любой объект вокруг вас до огромных размеров. Признаться, на максимальном зуме я почти не снимал, хватало 30-40 крат.
Главная трудность при съемке с большим зумом — качка. Опереть фотоаппарат тоже ни на что нельзя: корпус корабля вибрирует из-за работающего двигателя. Вся съемка ведется только с рук. И тут на помощь приходит стабилизатор. Он сглаживает все колебания камеры, позволяя без проблем сделать снимок даже в таких сложных условиях. Без него с максимальным зумом я бы даже не смог построить кадр, не то что снять его.
Еще одна неожиданная трудность — постоянная смена видов. Это только с берега кораблики кажутся неторопливыми. На самом деле за бортом все проносится довольно быстро. Выбрал объект съемки, построил кадр — а тут весь вид перекрыло дерево, машина или какое-то здание. Снимать нужно моментально, не раздумывая. Здесь я ставлю твердую пятерку DSC-HX300 за скорость работы: фокусировка достаточно быстрая, чтобы не упустить момент. Задержки спуска затвора, столь свойственной компактным камерам, я не почувствовал. Если она есть, то сведена к минимуму. Камера снимает почти мгновенно.
Чтобы сфотографировать один купол на фоне другого у меня было буквально несколько секунд — берега проплывают мимо с большой скоростью
Москва — странный в плане архитектуры город. Это некое нагромождение стилистических и архитектурных решений разных эпох. Кому-то это нравится, кому-то режет глаз. Но я фотограф, и мое дело — фотографировать. Опять на помощь приходит большой зум. Он сжимает пространство в гармошку, приближая и дальний, и средний, и ближний план. Объекты, расположенные в нескольких километрах от вас, кажутся стоящими на расстоянии десятка шагов. Эту особенность длиннофокусной оптики я и использую, чтобы включить в один кадр весь архитектурный хаос столицы.
И все же главное удобство размашистого зум-объектива — это возможность выхватить из окружающего пространства именно “ваш” сюжет: отбросить все лишнее и “вырезать” только нужное вам. DSC-HX300 открывает в этом отношении действительно безграничные возможности!
50-х зум позволяет скадрировать любой сюжет по вкусу фотографа, отбросив все лишнее
С помощью зума можно выхватить какой-то абстрактный элемент архитектуры
Сфотографировать с корабля крупным планом девушек на берегу для камеры тоже не проблема
На короткой остановке на Воробьевых горах я снимаю пару панорам: одна из них составлена из горизонтальных кадров, другая — из вертикальных. Именно направление съемки определяет угол обзора на панорамном снимке. Кстати, даже во время стоянки корабль ощутимо качался на волнах. Но фотоаппарат самостоятельно “склеил” панораму довольно точно, без грубых ошибок.
Между тем, выглянувшее сквозь облака солнце заставляет меня все чаще экспериментировать с настройками камеры. Все больше и больше снимков я делаю с естественными цветами. Цветопередача у Cyber-Shot DSC-HX300 точная, не уступает многим профессиональным моделям. Но фотография — это творчество. И что вы предпочтете — естественные цвета или обработанные при помощи различных настроек — дело фотографа. Главное, что камера позволяет легко реализовать оба подхода к съемке.
Сегодня я много снимал с максимальным зумом. Но удалось уделить время и широкоугольному положению объектива. В кадр даже с близкого расстояния удается уместить все, что хочешь. Конечно, при этом искажается перспектива: стены зданий и фонарные столбы наклоняются в зависимости от наклона кадра. Это особенность съемки на широкоугольный объектив, тут ничего не поделаешь. Но для меня устремленные вверх здания — это способ взглянуть на привычные виды под другим углом.
Съемка с минимальным зумом несколько искажает перспективу. Для меня это прежде всего возможность взглянуть на привычные места под другим углом
Финальное испытание ожидало камеру уже когда корабль причалил к берегу. Проходя по внутренним помещениям корабля, я решил снять несколько интересных предметов, создающих здесь антураж. Освещение оставляло желать лучшего: слабые лампы накаливания за цветными стеклами. Баланс белого я выставил по лампам накаливания, хотя оттенок цветных стекол мне убрать полностью все равно не удалось. А вот режим съемки я использовал из набора сюжетных программ — “Сумерки с рук”. Камера сделала несколько кадров подряд, что позволило добиться низкого уровня шума в столь сложных условиях.
За эту небольшую поездку я сделал около 400 кадров, часто меняя настройки и отсматривая снимки на карте памяти. Я много пользовался зумом, применял режимы съемки с многократной экспозицией. Тем не менее, индикатор заряда батареи потерял лишь одно деление из трех — неплохой результат!
Выводы
Сегодня Sony Cyber-Shot DSC-HX300 еще раз доказал — это фотоаппарат действительно универсальный! Благодаря зум-объективу большой кратности ему по зубам практически любые сюжеты: от макросъемки до фотографирования удаленных объектов. Для путешественника он мог бы стать идеальным компаньоном: в меру компактный, достаточно универсальный и не требует дополнительных аксессуаров по сравнению с зеркалкой.
Вне зависимости от вашей теоретической подкованности в области фотографии вы сможете найти общий язык с Sony Cyber-Shot DSC-HX300. В нем есть и прекрасно работающий полностью автоматический режим, и набор сюжетных программ с рядом довольно интересных и полезных функций, и ручные настройки для съемки в сложных условиях.
Безусловно, как и любой компакт, Sony Cyber-Shot DSC-HX300 может испытывать трудности при съемке с плохим освещением. Но для многих случаев решение может быть найдено: многокадровая съемка из набора сюжетных программ.
Отдельной похвалы достоин стабилизатор изображения, который справляется даже с колебаниями большой амплитуды. Без него реализация 50-кратного зума в этом фотоаппарате была бы пустой затеей.
Скорость работы, точность работы автоматики — это тоже сильные стороны данной модели. Но в свете фотографических талантов Sony Cyber-Shot DSC-HX300 мы чуть не забыли о, казалось бы, второстепенной функции — видеосъемке. А тем временем, по своим возможностям DSC-HX300 вполне может конкурировать с любительскими видеокамерами и даже превосходить их по качеству видеозаписи и кратности зума.