Как вы стали свадебным фотографом?



Я отношусь к тем фотографам, кому в детстве подарили фотоаппарат «Смена», и с тех пор они не расстаются с камерой. Я увлекался фотохимией, покупал химикаты и сам составлял редкие проявители. Штудировал книги по фотографии, которых было немало в СССР. Плюс к тому учился в художественной школе и много рисовал. Кроме того, мой отец был кинолюбителем и открыл мне мир кино. Я даже, планировал поступать во ВГИК, но в ту пору туда сразу, после школы не брали, и я поступил на психологическое отделение биофака, закончил его и защитил диссертацию по психолингвистике. Со временем открыл издательство, и много лет издавал фантастику. Благодаря бизнесу у меня появилась возможность путешествовать, и я всерьез увлекся тревел-фото. В то время, а это было начало нулевых, такое словосочетание было неизвестно в нашей стране. И приходилось овладевать этим жанром на собственном опыте, штудировать горы книг, заказанных на Амазоне. Позже мне захотелось поделиться всем, чему научился, и я написал цикл статей по тревел-фото для журнала «Фотомагазин». И с этого момента стал активно публиковаться. Начал много общаться с коллегами, снимающими в самых разных жанрах, участвовал в выставках, занялся психологическим портретом. Позже пошел учиться студийной съемке к одному из самых именитых российских рекламных фотографов — Игорю Сахарову. К этому времени у меня отпала необходимость постоянно контролировать работу в издательстве, и я решил заняться коммерческой фотографией. Когда снимаешь за деньги — это дисциплинирует. Ты обязан выдать гарантированный результат за отведенный отрезок времени, а не когда случайно забредет вдохновение. И вот так я пришел в свадебную фотографию.

Вы помните свою первую свадьбу?



Cамо собой. Существует парадокс: чтобы выйти на свадебный рынок, у вас должно быть портфолио, но, чтобы наработать портфолио, необходимо выйти на свадебный рынок. Поэтому единственный выход — снимать свадьбы приятелей. Также было и у меня, знакомая пара доверила фотографировать их торжество. В тот день я годился только на роль наблюдателя. Потому что понятия не имел, как проходит свадебная процедура. И конечно стеснялся привлекать к себе излишнее внимание. Сейчас, уже имея солидный опыт свадебной съемки, считаю, что, если фотограф профессионал, он обязан дирижировать свадьбой. Иначе ничего путного не получится. Сегодня я держу под контролем все этапы свадебного дня, и только на банкете передаю бразды правления ведущему. Потому что, несу ответственность за происходящее. Как говорится — торт съедят, цветы завянут, платье повесят в шкаф, и единственное, что останется от свадьбы — снятые кадры. И ваши воспоминания сохранятся только благодаря фотографиям, потому что память человеческая, увы, ненадежна. Люди старшего поколения, помнят, что раньше в загсе имелся лишь штатный фотограф, который заученно делал десяток дежурных снимков, среди которых — обязательный групповой кадр на лестнице. И в итоге в семейных архивах сейчас можно встретить одинаковые выцветшие карточки с обменом кольцами и росписью. Но кто теперь вспомнит, как наша мама — тогда еще невеста, готовилась к этому важному дню? Что висело на стенах ее коммуналки или общежития? «Победа» или «Волга» с отцом, а тогда — женихом, везла молодых в загс? А может они ехали на трамвае? Или шли пешком? Как они отмечали регистрацию? Что стояло на столе? Какие подарки им дарили, и кто из гостей играл на гитаре или баяне? Но теперь уже не взглянешь в лица ушедших бабушек и дедушек. Не вспомнишь соседей, которые вышли на улицу встретить молодых. Все это кануло в небытие… А вот цифровая фотография не экономит каждый кадр, как это делалось на пленке, что позволяет протоколировать мельчайшие подробности. И будущие поколения теперь увидят, во что наряжались их родители, как они друг друга обнимали, и как у них лучились глаза. Они смогут рассмотреть, как выглядели улицы и добродушно посмеяться, как забавно отплясывали гости в ресторане. Я уверен, что вот эта визуальная культура играет важную роль в воспитании ребенка. Дети должны зримо представлять себе прошлое. Тогда у них будет будущее. И пусть это звучит слегка пафосно, но свадебная фотография — не формальность — пришел, щелкнул, получил гонорар. Это часть истории семьи. И свадебный фотограф вставляет туда собственный кусочек мозаики.

Свадебная фотография за последние годы стремительно развивалась. Вы помните основные этапы эволюции?



Как я уже сказал — раньше все было унифицировано. В загсах служили штатные фотографы и посторонние туда не допускались. Но потом времена изменились, и молодожены стали сами выбирать мастера. Что, собственно, и привело к буму свадебной фотографии, которая стала одним, если не единственным, направлением фотобизнеса, где можно было гарантировано зарабатывать. Если говорить о внутренних жанрах, то поначалу была популярна «свадебная фотожурналистика». Это подчеркнуто репортажная съемка, когда композиция и гармоничность кадра приносилась в жертву скорости реакции. Однако, как сказал один мудрый человек: «если фотограф в течение дня не сделал хотя бы один кадр, который молодожены смогут повесить на стену, то его позвали зря». И всем быстро наскучили эпатажные кадры, на которых ловко «поймана» в кадр резвая невеста, снятая сквозь ноги пляшущего жениха. Этому жанру пришел на смену новый — свадебное «арт-фото». А самый быстрый способ добиться квази-художественности — использовать необычную оптику. Появился спрос на объективы, дающие намеренно расфокусированное изображение — тилт-шифт объективы и «ленсбэби». Потом ситуация стабилизировалась. И тренд сегодняшнего дня - классика. Но вот ее то, как раз, снимать труднее всего.

Ваш любимый момент съемочного дня?



Судя по форумам и общению с коллегами, многие фотографы любят снимать то, что не требует усилий, например, сборы, когда невесте делают мейк, надевают платье, а фотограф просто это фиксирует. Я же предпочитаю «прогулку», когда молодожены одни и полностью сконцентрированы на результате. Прогулка — единственный момент в течение свадебного дня, когда фотограф может режиссировать съемку.

Как избежать того, чтобы прогулки выглядели шаблонно?



Для начала не стоит замыкаться на одних и тех же местах. В Петербурге есть не только Медный всадник и Стрелка. Важно выяснить у жениха с невестой — что именно они хотят? Любят природу? Тогда поедем в живописные парки. Архитектуру? Значит будем выбирать памятники зодчества. Воду? Спустимся к Неве или Фонтанке. Если кто-то мечтает сняться на фоне парусника — в Петербурге и это не проблема. При этом, я предпочитаю разделить прогулку на две части. Одну часть сделать «классической», вторую — «личной». Можно и по-другому: одна часть «статичная», другая — «динамичная». В «классической» мы используем красивые места. «Личная» часть — это любимые кафе, памятные парадные, места знакомства или первого свидания. «Статичную» часть можно отснять в студии или интерьерах. А в «динамичной» я попрошу молодых что-то делать: играть в футбол или волейбол, кататься на лодках. Или же пойдем в тренажерный зал и будем готовить еду на арендованной кухне. Все зависит от личной истории каждой пары.

Расскажите о таких «личных» историях



Интересных сюжетов вспоминается много. Например, одна пара, они были страстными болельщиками «Зенита», поэтому арендовали целый стадион, где жених с невестой самозабвенно играли в футбол. Другой жених — альпинист, и я предложил метнуться на скалодром. В этом году снимал креативную пару, в которой будущий муж играл в рок-группе. Поэтому мы отправились на репетиционную точку, где жених с невестой отжигали на ударной установке. Считаю такой алгоритм съемки прогулки оптимальным. Потому что в итоге у молодоженов будут и классические кадры, которые можно послать бабушке, и живые, над которыми можно прикалываться и выставлять в соцсетях. И потом, годы спустя, ребятам будет, что вспомнить, их фотосессия окажется неповторимой, потому что у других пар будут иные сюжеты.

Самая запомнившаяся свадьба?



Если говорить об эмоциональных ощущениях, то я всегда провожу съемку весело и непринужденно. Поэтому каждую свадьбу вспоминаю с удовольствием. Тем более, судьба иногда преподносит такие повороты сюжета, что и не снились киносценаристам. Расскажу один такой случай. В прошлом году намечалась съемка свадьбы с весьма спокойной программой. Общий план таков. Молодые встречаются у загса. Туда же приезжают гости. После церемонии все направляются пешком в Таврический сад на короткий пикник. А потом в ресторан на банкет. Но жизнь привнесла в размеренный сюжет неожиданную динамику. Все началось с того, что невеста прожгла платье, когда его гладила. Пришлось срочно мчаться в прокат, подбирать новый наряд. На следующий день — мы стоим с невестой у загса, ждем жениха — а его нет! Он едет с родителями, и попадает в ужасную пробку. В итоге жених выскакивает из машины, садится на метро, и приезжает. Но родители машину бросить не могут, потому что там все для пикника. Поэтому регистрацию откладывают минут на 40. Затем родители приезжают, в загсе церемония проходит хорошо, все радостные выходят на улицу. Но пока шла церемония, машину… эвакуировали, потому что в спешке ее оставили в каком-то неположенном месте. Одного из гостей срочно посылают за шампанским и закуской в магазин. Но когда свадебная процессия приходит в парк… начинается дождь. Причем не просто дождь, а какой-то тропический муссон! У жениха с невестой нет ни зонтов, ни дождевиков, все осталось в машине. В этот момент невеста понимает, что терять уже ничего, и… идет танцевать под дождем! А у нас с ассистентом были плащи, защита для камер, и мы делаем совершенно уникальные, романтичные, очень эмоциональные кадры, на которых жених с невестой танцуют под дождем. И это еще не все! Впереди — банкет, а жених с невестой мокрые до нитки! Что сделали ребята? Они сняли одежду и завернулись в скатерти, которые были в ресторане, и у них получились такие римские тоги. Большую часть банкета они провели в этих тогах — принимали поздравления, танцевали свадебный танец. Вот так традиционная свадьба превратилась в сплошной драйв. И я сказал жениху с невестой — вы понимаете, что сейчас у вас родилась семейная легенда? Ваши дети будут смотреть на свадебные фото и скажут — смотрите какие у нас были прикольные родители, какая у них была необычная свадьба!

Что присуще вашей свадебной съемке?



Во-первых, я тщательно подхожу к планированию. Фотограф — это единственный свидетель всего свадебного дня. Поэтому, когда знаешь все возможные грабли, на которые можно наступить, твой долг — дать советы новобрачным, скорректировать тайминг, сделать так, чтобы день был тщательно продуман. Это залог хорошего настроения и комфортной работы. Во-вторых, я всегда использую дополнительную технику. Интересный кадр почти невозможно сделать одним фотоаппаратом, необходимо работать с дополнительным оборудованием. Иначе фотограф превратиться в обычного «щелкунчика», нажимающего на кнопку. Он не сможет создавать кадр, который задумал, а будет вынужден идти на компромисс, подстраиваться под погоду и доступный свет. Мой коллега — петербуржский фотограф Александр Медведев однажды метко заметил: «Сейчас фотограф вынужден конкурировать со смартфоном». Ведь теперь стали выпускать телефоны с хорошей матрицей и приличной оптикой. И теперь сносный снимок может сделать каждый. И профессиональный фотограф заведомо находится в менее выигрышной ситуации, чем гость со смартфоном. В том смысле, что на человека со смартфоном никто не обращает внимания, и он может между делом снять живые, непосредственные кадры. И жених с невестой могут задуматься — а зачем приглашать фотографа, если мы сами легко сможем делать куда более живые кадры на смартфон? Единственный выход сегодня — не конкурировать со смартфоном. Снимать так, как не могут снять приятели с телефоном. Мне нравится, когда мои кадры молодожены рассматривают с «открытым ртом». Значит я смог удивить. Достичь вау-эффекта.

То есть профессионалам все-таки конкуренция со стороны смартфона не грозит?



Нет не грозит. При условии, что фотограф умеет делать такую картинку, которую не получит никто, снующий рядом со смартфоном. Например, часто приходится снимать в пасмурные дни, это скучно, картинка получается плоской и неинтересной. Значит надо с собой брать вспышки, синхронизаторы, генераторы. Да это лишние хлопоты, но зато на выходе получаем результат, который недоступен любителю.

То, что, вы психолог по образованию, помогает в работе?



Наверное, какую-то роль играет. Но не столько образование, сколько практическая психология. А это подразумевает искренний интерес к людям. Я с вниманием отношусь к каждой паре. Ведь если ты не стремишься поближе узнать людей, как ты сможешь их фотографировать? Когда же знакомишься с людьми, то узнаешь, что им нравится, какова история их отношений, выясняешь какое у них хобби. И после этого уже можешь оперировать полученными знаниями и создавать индивидуальный сценарий съемки. Поэтому я никогда не фотографирую тех, с кем заранее не встречался и не разговаривал. Это принципиально. Умение фотографа не в том, чтобы выучить какую выдержку и диафрагму выставить. Современные камеры справляются с этим и без нас. Главное, фотограф должен находить общий язык с людьми. Если он этого не умеет, ему стоит поменять профессию. Как говорил знаменитый фотограф Валерий Плотников, который стоял у истоков отечественной фэшн-фотографии: «на съемочной площадке должно царить хорошее настроение». Я всегда делаю так, чтобы молодожены не стеснялись, а чувствовали себя естественно. Мне доводилось работать с чрезвычайно замкнутыми людьми, чуть ли не аутистами. И высшей похвалой для было, когда после съемки они признавались, что не заметили, как прошел их свадебный день и благодарили за то, что мне удалось создать для них непринужденную и комфортную атмосферу.

Как вы формируете свое портфолио?



Каждый кадр должен излучать энергию. Нужно, чтобы фотографии чем-то удивляли зрителя, отличались друг от друга. Важно выбрать не просто красивые кадры, но сделать так, чтобы они гармонично сочетались между собой. Потому что, если вы отберете для портфолио много привлекательных картинок, но они будут похожи как близнецы-братья, никто смотреть их не станет. Необходимо, чтобы кадры были разноплановыми. А для этого нужно не повторяться.

Самое необычное в вашей практике место бракосочетания?



Можно привести много примеров. Потому что ко мне тянуться необычные пары. Видимо они интуитивно чувствуют, что я уважительно и с интересом отнесусь к их внутреннему миру. Но тут нужно оговориться. «Место бракосочетание» у всех одно — загс или дворец. Ну или загородный ресторан, если это выездная регистрация. Поэтому скорее правомерно говорить о необычных местах для прогулки. Или нестандартной стилистике свадьбы. У меня, например, была одна пара, которых я в шутку прозвал «готы». Хотя они, конечно, никакие не готы, а любители рока, фаны группы «Король и Шут». Они даже познакомились на их концерте. Так вот у них вся свадьба была построена на любви к року. У невесты на платье черный пояс с бантом, на пальцах кольца, украшения — трайбл. Даже на банкете у них играли живой рок. И вот, когда мы планировали прогулку, выяснилось, что на родине невесты до сих пор в чести такая свадебная традиция: жених должен перенести невесту на руках через семь мостов. А в Питере, сами понимаете, найти семь мостов не проблема, и я предложил сделать это концепцией прогулки. Вышло стильно. Необычность локаций и действия хорошо зарифмовалась со стилистикой свадьбы.

В Питере, наверное, многие на крыши рвутся, за красивыми видами?



Часто молодожены действительно восклицают — ой, здорово бы залезть на крышу! Я объясняю, что это не так здорово, как кажется на первый взгляд. Ведь если речь идет об аутентичной крыше, то придется лезть через чердак, продираться сквозь паутину, и потом балансировать на крохотном свободном пятачке. Вряд ли разумно проделывать это в свадебном платье. Но, благо, существует немало фотостудий и ресторанов, у которых есть выход на крышу. Туда и едем.

Предложение — момент, который запоминается невесте на всю жизнь, наверное есть истории, которые выделяются среди других?



Тут вспоминается много забавных историй. Например, один молодой человек, собирался сделать предложение на праздновании годовщины знакомства. Для этого снял номер в загородном коттедже, набил в рюкзак цветочные лепестки и спрятал внутрь футляр с кольцом. И попросил друга приехать и снять предложение это на камеру. И вот, время уже к вечеру, а приятеля все нет. Оказывается, у него сломалась машина. Не беда, думает жених, обойдемся и без видоса, сейчас мы с избранницей пойдем на нашу любимую полянку и там-то я и вручу кольцо. Ну не откладывать же предложение! И вот они идут по тропинке, а у девушки, которая весь день надеялась, что ее ожидает какой-то сюрприз, начинает стремительно портиться настроение. Еще бы. Через полчаса уже пора ехать домой, а так ничего и не произошло. И маловероятно, что произойдет в оставшиеся минуты. И не в силах совладать с эмоциями, она начинает плакать навзрыд. Теперь посмотрим на это глазами жениха: они гуляют с любимой, за спиной рюкзак с лепестками роз и кольцом, осталось десяток шагов до поляны, где он скоро опустится на колено и сделает предложение, а тут вдруг его избранница захлебывается от слез. Причем, непонятно почему? Он с испугом начинает допытываться в чем дело. Чем он ее обидел? Но она, естественно, молчит, как партизан. Не может же сознаться, что рассчитывала на нечто большее. Так проходит полчаса. Она молча рыдает. Он ее утешает. Но потом, разумеется, наступил хэппи-энд. Другой пример. Невеста жила на девятом этаже. Жених нанял скрипача, подогнал машину с вышкой к окну невесты, условился, чтобы близкие подвели ее к окну. И ничего не подозревающая девушка вдруг видит своего избранника с букетом роз и скрипачом, будто бы парящих в воздухе… Уверен, что такое предложение запомнится на всю жизнь.

На что следует обратить особенное внимание при подготовке свадьбы?



Два ключевых момента: фотосъемка и банкет. Для банкета главное, найти достойного ведущего. Что, честно говоря, происходит редко. Многие надеются, что если арендовать дорогой ресторан, то успех обеспечен. Это заблуждение. Потому что с хорошим ведущим будет классно и в недорогом кафе, а с плохим — уныло и в самом пафосном ресторане. То же касается и фотографии. Можно выбрать не самое дорогое платье, но, если у вас работает профессиональный фотограф, невеста в нем будет выглядеть, как с обложки журнала. А можно снять супердорогой номер в отеле, заказать наряды от топовых дизайнеров, но в исполнении плохого фотографа это будет выглядеть дешево и вульгарно. Если вы не готовы заплатить профессионалу, то лучше попросить снимать кого-то из гостей. Потому что разницы между «работой» дешевого фотографа и любителя нет вообще.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?



Когда вы осознали, что вам нужен профессиональный фотограф, дальше нужно посмотреть портфолио, и оценить его разнообразие. Чем меньше похожих кадров, тем лучше. Потому что это доказывает, что человек умеет работать в самых разных условиях. Второй момент — личная встреча. Потому что вам предстоит целый день общаться с этим человеком. Если говорить о технической стороне, то отмечу две вещи. Первое, свадьбу обязательно нужно снимать вдвоем — с помощником или ассистентом. Одному не под силу справиться со всей необходимой техникой, кто же будет держать софтбокс или лайт-диск? Кроме этого, съемка интереснее, когда каждый из фотографов снимает свой сектор торжества. Например, один — молодоженов, а второй — гостей. Особенно это важно в какие-то ключевые, эмоциональные моменты. Поэтому, если фотограф работает один, не стоит его кандидатуру рассматривать всерьез. Второй момент, на который следует обратить внимание — сколько у него камер. Потому что любой фотоаппарат может подвести. И тогда вся съемка будет безвозвратно загублена. А повторить свадебный день невозможно. Поэтому запасная камера у фотографа обязательна. И третье: профессиональный фотограф всегда использует камеру с двумя слотами для флеш-карт. Потому что карты памяти глючат гораздо чаще, чем камеры. И это тоже зона риска.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?



Если проводить параллели с фотографией, то уместнее говорить об интересных операторских работах. Знаете, в кинематографе есть такое понятие, как «закрытый» и «открытый» кадр. Закрытый кадр самодостаточен, а открытый имеет продолжение в следующем кадре. Современный кинематограф построен преимущественно на открытых кадрах. Как, впрочем, и репортажная фотография. Мне же нравятся закрытые кадры, которые, напоминают живопись. За это я ценю классику Голливуда, где кадры выверены по цвету, свету и композиции. Прекрасна работа в фильме Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» операторов Франца Планера и Филиппа Х.Лэптропа. Замечателен Кристофер Дойл работавший с Вонгом Кар-Ваем и Чжаном Имоу. Из отечественных мастеров неповторим Георгий Рерберг, снимавший «Зеркало» Тарковского или оператор Эйзенштейна — Андрей Москвин. Всегда профессиональны работы Павла Лебешева. Весьма самобытен Александр Антипенко в «Мольбе» Тенгиза Абуладзе. Из наших относительно молодых операторов можно упомянуть Максима Осадчего. Из западных — Эммануэля Любецки.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?



Почему буду делать? Я делаю) Последние два года я часто снимаю под дождем, потому что в Петербурге побиты все рекорды по числу дождливых дней. Для съемки в дождливую погоду есть три варианта. Первый — используем портики, галереи, колоннады, например, у Исаакиевского собора, или у Казанского. Второй вариант, он очень моден сейчас — аренда студий. И третий вариант — интерьерная съемка во дворцах или особняках. В Петербурге их много. Лучше, разумеется, обо всем договориться заранее. Но даже если этого не произошло, из любой ситуации всегда можно найти выход. Например, один раз съемка планировалась в Петергофе, и молодожены отнеслись к моему вопросу о дожде с легкомыслием, и пошутили — «Все будет хорошо, ведь мы заказали хорошую погоду!» Но с утра уже стало ясно, что “заказ” не сработал, и такой погоды не предвидится. И тогда мы с моим постоянным вторым фотографом Анной Го прямо из автомобиля, по дороге в Петродворец, стали искать студию, созваниваться. Слава богу, студия в Петергофе нашлась, и, к счастью, она была свободна. А вот в другой раз, в декабрьском Кронштадте, когда с утра зарядил дождь со снегом, никаких студий обнаружить не удалось. Но мы не растерялись и нашли кафе с симпатичным интерьером, куда хозяева согласились нас пустить. Конечно, у нас было с собой профессиональное световое оборудование. Если же у фотографа в такой ситуации только накамерная вспышка, результат будет плачевен.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?



Если ты любитель или дилетант, то придаешь много значения выбору камеры и оптики. Это происходит от неуверенности в собственных силах, когда хочешь «спрятаться» за рисунок дорогого объектива или полнокадровую матрицу. Когда же работаешь профессионально, в корне меняется отношение к выбору техники. Спрашиваешь себя: а что изменится, если куплю новую модель камеры? Я смогу сделать что-то такое, чего не мог раньше? Мои кадры станут лучше? Заказчики готовы будут заплатить дороже за мой труд? Чаще всего честный ответ будет — «нет». Я не стану снимать лучше, а клиенты не заметят разницы. Поэтому, зачастую, ежегодная покупка новой камеры — это либо желание поюзать новую игрушку, либо словить завистливые взгляды коллег к загсе, а стало быть, лишь средство повысить на пару минут собственный социальный статус. Я снимаю на две камеры: Canon 1DsIII и Nikon D3. Мой второй фотограф работает на Canon 1DIV. Это надежные профессиональные репортерские аппараты. Они меня вполне устраивают. Скажем, Canon 1DsIII снимают такие корифеи мировой фотографии, как Себастьян Сальгадо и Патрик Демаршелье. И их не смущает, что эти камеры не последнего поколения. Так почему же это должно волновать меня? Кстати, однажды Демаршелье приехал в Петербург, снимать русский балет для журнала Vogue. Он планировал взять 1DsIII в прокате, но в прокате такой камеры не обнаружилось, и мне посчастливилось одолжить маэстро свой фотоаппарат. Так что моей камерой снимал сам Патрик Демаршелье и мне приятно думать, что она энергетически заряжена) Если говорить про объективы, когда я только начинал снимать свадьбы, то от усердия, на первую лавстори взял штук пятнадцать объективов. Таскал их, высунув язык, и в какой-то момент осознал, что не столько снимаю, сколько раздумываю — какой же объектив выбрать, чтобы оправдать его присутствие на съемке. Не зря же брал с собой — хоть один кадр на него, но нужно сделать. А сегодня перед каждой съемкой я тщательно обдумываю, какая оптика мне понадобятся. И, чаще всего, осознаю, что достаточно двух-трех.

Большинство фотографов отдают предпочтение какой-то одной системе, вы снимаете на камеры разных систем, почему?



Так я нахожусь вне споров: какая система лучше! Это, разумеется, шутка. Истинная причина в том, что у каждой системы есть свои интересные объективы. И они не пересекаются. Например, у Сanon, на мой взгляд, нет интересного широкоугольника, а у Nikon есть — Nikkor 14-24mm f/2.8G ED AF-S. Он прекрасен. Зато у Сanon имеется отличный полтинник — Canon EF 50/1.2 L, а у Nikon нет вообще автофокусных объективов с такой светосилой. Кроме того, камеры Nikon имеют специфический рабочий отрезок, и на них трудно поставить стороннюю оптику. А на Сanon это элементарно делается, и через переходники можно ставить мануальные объективы с уникальным рисунком. И поэтому я не отдаю предпочтение какой-то одной системе, использую сильные стороны каждой марки и получаю оптимальное сочетание. ##Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снимать национальные свадьбы в разных частях земного шара. Было бы интересно снять монгольскую свадьбу в пустыне с верблюдами, а потом бразильскую свадьбу на карнавале. Было бы здорово одну церемонию снять в морозной Норвегии, а следующую — в знойной Мексике. Это позволило бы не замыкаться в рамках одного города или культуры одной страны, а играть на контрастах.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?



Всегда трудно выбрать только одного любимого писателя, фильм, или блюдо. Или кадр) Поэтому мне легче говорить о серии кадров. В этом случае я бы выделил две лавстори. К каждой из них мы тщательно готовились: подбирали костюмы, грим и локации. Одна сделана в фольклорном стиле — в русских костюмах, в декорациях деревянного зодчества.



А вторая лавстори посвящена началу Великой Отечественной войны. Ее мы снимали два дня. Первый на улицах без рекламы и автомобилей, напоминающих довоенный Ленинград. Второй — в брустверах и землянках, построенных в Петропавловской крепости к Дню Победы. Получилось интересное статичное кино.

Читайте также

Интервью
Александр и Елена фотодуэт Firefies
Уфа
Интервью
Елена Горина
Москва
Интервью
Вероника Юшкарева
Калининград
Интервью
Виктор Бабинцев
Москва

Фотографы в городах и странах