Съёмка в автоматическом и полуавтоматических режимах. Качество изображения
Заряженный аккумулятор занимает своё почётное место в специальном отсеке. Там же находится и слот для карты памяти формата microSD. К слову, такой формат карточек типичен скорее для смартфонов или планшетов, но не для фотокамер, использующих стандартные SD-карты. Если бы не наличие у меня запасных карт памяти для GoPro, пришлось бы бежать в магазин за дополнительной обновкой.
Несмотря на быстрый процессор, включение Nikon 1 J5 мгновенным не назовёшь. Нажатие рычажка включения обдумывается камерой некоторые доли секунд, но за это время понимаешь, что камеры с более быстрым включением существуют, и они уже побывали у нас на тестах.
Своё знакомство с камерой я начинаю в Ботаническом саду МГУ (он же Аптекарский огород) в Москве. Место с разнообразной цветущей флорой идеально подходит для проверки качества изображения, цветопередачи, точности автофокуса и знакомства с объективами 1 Nikkor. Помимо китового зума Nikon 1 10-30mm f/3.5-5.6 VR Nikkor место в моём рюкзаке дополнительно занял любопытный фикс Nikon 1 32 mm f/1.2 Nikkor, который я планирую использовать для создания объёмных фотографий с малой глубиной резкости.
В автоматическом режиме система экспозамера камеры показывает себя на очень хорошем уровне, хотя местами и бывают небольшие люфты, которые без труда исправляются экспокоррекцией.
Проблему недостаточной или чрезмерной экспозиции камера способна решать даже в полностью автоматическом режиме с помощью собственного меню «Управление изображением в реальном времени», в котором можно найти функцию управления яркостью. Кроме того, любопытный пользователь найдёт здесь фирменную фишку от Nikon под названием Активный D-Lighting, расширяющую границы динамического диапазона для лучшей проработки теней и борьбы с пересветами. Любителям креатива предложена «Творческая палитра», представляющая из себя круг, каждый сегмент которого влияет на насыщенность цветов изображения, делая их то практически кислотными, то монохромными.
Насыщенные цвета изображения при съёмке в автоматическом режиме с функцией Творческая палитра
Фокусировка на объекте при дневном свете осуществляется очень быстро благодаря гибридной системе автофокуса. При ухудшении условий освещения автоматике может понадобиться чуть больше времени для фокусировки, но на точности это не сказывается, а дополнительную помощь оказывает встроенная лампа подсветки автофокуса. Особенно актуальна быстрая и точная работа автофокуса при съёмке на малой глубине резкости, но тут всё в порядке — с фиксом Nikon 1 32 mm f/1.2 Nikkor на максимально открытой диафрагме промахов у меня практически не было.
То, что в предыдущей модели Nikon 1 J4 традиционные PASM-режимы были спрятаны в экранном меню, а не вынесены на диск режимов, доставляло значительные неудобства. Теперь камера стала гораздо ближе к творчеству и предоставляет вам возможность быстрого доступа к ручному и полуавтоматическим режимам. Я очень уважительно отношусь к автоматике современных камер, но всё же предпочитаю работать в режиме приоритета диафрагмы, чтобы больше контролировать процесс съёмки.
При откидывании экрана на 180 градусов Nikon 1 J5 активизирует селфи-режим, без которого, пожалуй, сейчас не обходится ни одна камера. В режиме доступно несколько настроек, включая экспокоррекцию, включение и выключение определения лица в кадре и функцию отложенного спуска затвора.
Учитывая широкую вариативность меню, вынесенная на экран его небольшая часть может показаться лишней. Однако в ходе теста я нередко прибегал к настройкам посредством экрана — например, при съемке сложных ракурсов, где актуальной становится еще и функция поворота дисплея. Кроме того, экран очень отзывчив — при выставленной соответствующей настройке вам достаточно лишь коснуться на любой точки изображения для быстрой фокусировки и мгновенного снимка. Смутить тут может разве что яркое солнце, при котором экран не застрахован от засвета, а изображение покажется блеклым.
Снимки на экране камеры смотрятся фантастически красиво. Но гораздо интереснее то, соответствуют ли красивые картинки на дисплее изображениям на экране компьютера. Во время теста я специально веду съёмку в формате RAW + JPEG, чтобы вы могли самостоятельно скачать и оценить полноразмерные версии снимков. При их изучении на компьютере обращает на себя внимание высокий для компактной камеры уровень детализации изображения, который достигается благодаря увеличенному размеру и разрешению матрицы, а также отсутствию сглаживающего фильтра. Программные JPEG’и смотрятся отлично. При грамотной работе с экспозицией, а также встроенными фильтрами и режимом Picture Control вам не нужно будет дополнительно редактировать фотографии. При их сравнении с NEF-файлами обращает на себя внимание работа камеры по устранению шумов. Рассматривая NEF-файл, снятый даже с небольшим ISO 400, можно обнаружить лёгкое зерно, которая камера деликатно убирает в JPEG’е, немного смягчая при этом картинку. В меню камеры есть функция шумоподавления на высоких ISO. Если она сильно мешает вам при работе, её лучше отключить, но я бы посоветовал не делать этого ввиду положительного эффекта от работы шумодава.
Полное изображение в JPEG со сглаженным шумом.
Картинка при этом не теряет в цветах, контрасте и деталях.
RAW-файлы у Nikon 1 J5 12-битные, однако это не станет помехой для тех, кто предпочитает скрупулёзно работать со снимком. Вот пример двух снимков красивого заката. Оба сняты в JPEG, только в первом случае в режиме приоритета диафрагмы без дополнительных настроек, а во втором — с применением фильтра Pop из коллекции режима Творческий снимок.
Кадр без использования фильтров
Поскольку Nikon придерживается компактной составляющей в своей линейке Nikon 1, первые впечатления от работы с камерой такие, какие и должны быть у любителя. Вам будет казаться, что вы держите в руках качественный компакт (а это, в принципе, так и есть) из серии «навёл и снял». Отличие крохи J5 от своих собратьев из класса пониже в том, что и фокусируется, и снимает он на несколько порядков лучше. После нескольких десятков сделанных кадров в режиме автомата у вас наверняка появится приятное чувство если не эйфории, то глубокого удовлетворения, которое в дальнейшем сподвигнет на творческие эксперименты — к ним эта камера полностью готова.
Моя эйфория, к сожалению, закончилась чуть больше чем через пару часов активной съёмки — аккумулятор заявил, что он окончательно и бесповоротно разряжен. Наверное, это была единственная ложка дёгтя первого съёмочного дня. Согласно техническим характеристикам, ресурс батареи рассчитан приблизительно на 250 кадров, но я так увлёкся съёмкой, что не заметил, как достиг лимита. Поэтому для активной фотопрогулки или путешествия с этой камерой желательно приобрести дополнительный аккумулятор для подстраховки.