Съёмка при недостаточном освещении
Красивые фотографии, снятые при дневном освещении, уже могут сложить у покупателя позитивное мнение о камере. Но по-настоящему она раскрывает свои возможности только в условиях недостаточного освещения. Увеличенный датчик изображения Nikon 1 J5, изготовленный по технологии с обратной засветкой, по заверениям разработчиков должен решить проблему чрезмерных шумов на высоких ISO, а диапазон чувствительности матрицы расширен за счёт новейшего процессора Expeed 5A. Я постарался разобраться, насколько хорошо снимает камера в сложных условиях, и способна ли она выдавать приемлемый результат при отсутствии светосильной оптики.
Несмотря на то что камера позиционируется как любительская, в течение теста я заставлял её проделывать профессиональную работу, используя как полноценную «рабочую лошадку». Сначала Nikon 1 J5 побывала со мной в студии на съёмке модельных тестов. Не слишком яркий свет пилотных ламп не смутил камеру. Удивительно, как эта крошка рвётся в бой, храбро фокусируясь при тусклом освещении. При использовании автоматического автофокуса по зонам у меня местами наблюдались проблемы с точностью, поэтому я использовал точечную фокусировку с касанием по экрану и для подстраховки включил функцию определения лица в кадре. Да, к сожалению, не обошлось без высоких ISO, в условиях которых встроенный шумодав сильно снижает детализацию, но, как я уже говорил, эту функцию вы можете отключить в меню. Для придания фотографиям стиля я использовал один из самых лучших фильтров Nikon 1 J5 под названием «Контрастный монохром» из режима Творческий снимок. Подробнее о фильтрах мы поговорим в следующей части нашей статьи, а пока вы можете оценить результат студийной работы. Весьма достойно для такой маленькой камеры, не правда ли?
Фильтр Контрастный монохром:
Моя следующая работа предполагала съёмку концерта в одном из московских клубов, поэтому я прихватил с собой малыша Nikon 1 J5 для его проверки в репортажных условиях. Со светом софитов мне повезло — он был очень яркий, поэтому я без труда мог вести съёмку даже на широкоугольный зум-объектив 1 Nikkor 6.7-13mm f/3.5-5.6. Несмотря на малую светосилу, этот объектив имеет систему подавления вибраций (VR), которая помогла мне снимать двигающихся музыкантов с рук на относительно длинных выдержках. Это очень кстати, поскольку сама камера внутренней системы стабилизации изображения не имеет.
Для большей графичности картинок я снова использую фильтр Контрастный монохром. Мощности клубных софитов мне вполне хватает, чтобы снимать на относительно коротких выдержках и приемлемых значениях ISO. Однако для наилучшего результата подобных съёмок я бы всё равно посоветовал иметь в запасе светосильный объектив — такое хорошее освещение есть далеко не на всех концертных площадках.
Вот пример фотографии, снятой в гораздо более суровых условиях — в коридоре репетиционной базы при тусклом свете ламп-миньонов. Мне понравилось сочетание линий на стенах и потолке, поэтому я использовал локацию для съёмки этого спонтанного портрета. В подобных условиях мне на выручку снова пришёл светосильный объектив 1 Nikkor 32 mm f/1.2.
При использовании менее светосильной оптики в тусклой комнате приходится ощутимо задирать ISO и использовать шумодав, чтобы избежать уже заметного цветного зерна в кадре. В данном случае даже при ISO 3200 не удалось избежать длинной выдержки, но кадр получился резким даже при выдержке в 1/15 c благодаря системе подавления вибраций объектива VR.
Как матрица справляется с высокими ISO? Переключаю камеру в программный режим, отключаю шумодав и начинаю тест.
Шум без дополнительного программного «задавливания» становится заметен уже с ISO 800, что довольно печально для современной камеры, но ожидаемо, учитывая не самый большой по сравнению с конкурентами сенсор. Тем не менее приемлемое качество снимков камера держит вплоть до значения чувствительности 1600.
ISO 3200 работает в камере уже на пределе возможностей, хотя фотографии при этом всё ещё можно назвать рабочими и пригодными для печати в небольшом формате. ISO 6400 ощутимо засыпает снимок цветным зерном, но даже при этом значении их можно использовать для веба или печати в небольшом формате. Максимальное значение ISO 12800 я бы посоветовал использовать в самом крайнем случае, поскольку деградация изображения при таком высоком значении чувствительности становится чрезмерной.
Можно ли обойтись без таких сильных шумов при ночных съёмках? Конечно. Но в таком случае лучше всего воспользоваться надёжным упором или штативом, позволяющим вести съёмку на длинных выдержках.
Cъёмка со штатива
Многие считают, что Nikon 1 J5 не является супергероем тёмных сцен, однако я готов с этим поспорить. Да, среди конкурентов есть камеры с более сильными характеристиками, но вышеприведённые примеры доказывают, что малыша от Nikon не стоит недооценивать. Безусловно, сенсор изображения даже при наличии более мощного процессора ограничивает возможности камеры. Но на примерах вы можете видеть, что камера способна выдавать результат, в несколько раз превосходящий качество смартфонов и многих компактных камер, альтернативой которых она и является.