Эргономика и удобство управления
Редизайн корпуса Nikon 1 J5} пошёл на пользу не только его внешнему виду. На передней панели появилась небольшая выемка под пальцы, благодаря чему камера стала более ухватистой в отличие от своей идеально гладкой предшественницы.
На задней панели нашлось место и под большой палец руки. Однако, принимая во внимание небольшие размеры камеры, особых удобств этот упор не добавляет.
Корпус камеры очень лёгкий, и даже несмотря на дополнительные 30 грамм по сравнению с Nikon 1 J4, она остаётся одной из самых лёгких в своём классе. При съёмке с габаритными объективами 1 Nikkor (например, 10-100 mm f/4.5-5.6 VR) такая крошка смотрится довольно забавно — представьте себе птичку колибри, у которой вместо клюва хобот слона. В этом случае компактные размеры камеры заставляют фотографа приспосабливаться и держать камеру преимущественно за объектив. В таких случаях я снимал “от живота”, наклонив сенсорный дисплей на себя и указывая на нем очередную точку фокусировки. Скорость срабатывания автофокуса – мгновенная, спуск затвора происходит также без задержек. Это отличный вариант использования камеры для не привлекающего внимание стрит-фото. Тем не менее, во время теста мне было гораздо приятнее и проще снимать с более лёгкими и компактными линзами.
Включение камеры осуществляется двумя способами. Первый и основной — с помощью клавиши-качельки, обрамляющей кнопку спуска затвора.
Второй — с помощью кнопки, которой сейчас оснащаются все зум-объективы Nikon. При нажатии на неё и одновременном повороте кольца зума вы не только разблокируете его, но и активизируете саму камеру. Аналогичным образом происходит и её выключение.
Функция эта, на мой взгляд, специфическая: если впопыхах вы забудете про кнопку на объективе и активизируете камеру рычажком, то она в любом случае предложит вам отжать вторую кнопку для разблокировки кольца зума. А это драгоценные секунды и упущенные моменты.
Ещё одна особенность камеры во время теста довела меня практически до отчаяния. Дело в том, что рычажок включения камеры имеет значительное сходство с классическим рычажком зуммирования у компактов, суперзумов и других подобных камер. И при работе с зум-объективами я иногда рефлекторно двигал рычажок в надежде изменить фокусное расстояние, выключая таким образом камеру. Особенные сложности доставил уже отмеченный мной объектив Nikon 1 10-100 mm f/4.5-5.6 VR PD-Zoom Nikkor с не очень удачной, на мой взгляд, системой зуммирования посредством клавиши на корпусе. В ходе работы именно с этой линзой мой рефлекс нажатия на злополучный рычажок достиг своего апогея, в результате чего некоторые фотографии так и не были сняты. Это не значит, что подобное техническое решение не имеет права на существование — в конце концов, подобные объективы создаются для видеосъемки, где плавный моторизированный зум дает красивое приближение объекта в кадре, однако к подобной эргономике в фото придётся привыкать. Также у Nikon есть классически работающий зум-объектив с точно такими же фокусными расстояниями, который в силу отсутствия мотора и иной оптической схемы значительно меньше и легче своего моторного коллеги.
Из приятных нововведений в Nikon 1 J5 — кнопка Fn (Function), притаившаяся на передней панели возле байонета.
Для улучшения эргономики такую полезную клавишу было бы здорово разместить на верхней или задней панели камеры — например, вместо кнопки Wi-Fi. Однако инженеры Nikon не ищут лёгких путей, поэтому придётся запоминать, что при съёмке под средним пальцем правой руки у вас будет находиться полезная кнопка, функцию которой можно задать в меню. Для своего теста я настроил её на изменение параметра ISO, что сделало дальнейшие съёмки очень комфортными.
Органы управления камерой предельно лаконичны. Селектор режимов съёмки стал более выпуклым, вокруг кнопки видеосъёмки появилось функциональное колесо, отвечающее, в частности, за установку выдержки.
Диск режимов съёмки теперь не ограничен пятью настройками, как у Nikon 1 J4, а предлагает пользователю десять вариантов на выбор. Наконец-то появились традиционные режимы, включающие полуавтоматические (приоритет выдержки и диафрагмы), а также режим полностью ручного управления, с помощью которого можно расширить возможности съёмки. Учитывая высокие скоростные качества камеры, появление на селекторе режима Спорт вполне логично — достаточно выставить его в настройках, чтобы начать съёмку объектов в движении.
Крепление объективов к байонету осуществляется просто — стоит лишь совместить серебристую отметку с белой точкой на байонете и повернуть против часовой стрелки до щелчка. Камера позволяет использовать не только системные объективы, но и классические линзы Nikkor с помощью специального переходника FT1. Однако не забывайте учитывать кроп-фактор камеры: к примеру, стандартный «полтинник» при съёмке на малыша Nikon 1 J5 превращается уже в средний телевик с фокусным расстоянием в 136 мм.
Меню камеры под стать её экстерьеру — предельно лаконичное. Оно включает в себя четыре пункта: управление режимом съёмки, режимом просмотра, общие настройки и опции Wi-Fi. Пункты меню управления съёмкой меняются в зависимости от выставленного на селекторе режима — например, в автоматическом режиме набор настроек минимален, поскольку камера делает всю работу за вас. Однако стоит выставить режим полуавтоматики или ручного управления, как у вас появляется россыпь параметров для редактирования. Отличный набор для такой крохи!
Второй вариант доступа к параметрам съёмки — через кнопку F четырёхпозиционного селектора на задней панели съёмки. Это своего рода быстрое меню, при активизации которого на экране появляется всплывающее окно с активными для редактирования настройками. Например, с помощью этого меню в режиме приоритета диафрагмы вы можете изменить не только значение f и ISO, но и отредактировать баланс белого, выбрать экспозамер, режим и зону фокусировки, а также воспользоваться функцией Picture Control для управления цветами снимка. Очень удобно!
С помощью меню экрана также можно управлять некоторыми параметрами съёмки (ISO, диафрагма или выдержка), но основное преимущество сенсорного дисплея заключается в выборе точки фокусировки одним касанием пальца. Эта функция станет особенно практичной при съёмке со штатива или из положения, в котором вам неудобно нажимать на кнопку затвора.