Качество изображения. Выводы
Резкость и хроматические аберрации
Если вы нацелены на покупку телевика, то ждёте от него в первую очередь высокой резкости при максимальном приближении. Поэтому наш тест начнём именно с фокусного расстояния 300 мм.
Уже на открытой диафрагме резкость в центре кадра у Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR достаточно высока для того, чтобы напечатать фото крупным форматом. При стопроцентном увеличении мы можем видеть лёгкую сферическую аберрацию — потерю контраста на границах со светлыми участками, ореолы у контрастных границ. Ближе к краю кадра сферическая аберрация дополняется хроматической, но её уровень можно назвать низким. Детализация к краю кадра немного снижается. Открытую диафрагму можно считать рабочей, если вы не планируете плотно кадрировать снимок на этапе постобработки. Резкость умеренно-высокая.
Диафрагмирование до f/8 убирает сферическую аберрацию и за счёт этого повышает контрастность и резкость изображения по всей площади кадра. Однако небольшие хроматические аберрации всё же заметны на контрастных границах и уходят лишь при f/11. Закрывать диафрагму сильнее не имеет смысла из-за удлинения выдержки и дифракции, которая приводит к снижению детализации.
При фокусном расстоянии 70 мм изображение визуально воспринимается резче, аберраций не видно. Лёгкое падение детализации от центра к краю присутствует, но заметно лишь при 100% увеличении. Диафрагмирование до f/5,6 поднимает резкость краёв и делает снимок ещё резче.
Бликозащита и контровый свет
При работе в контровом свете объектив уверенно держит высокий контраст и не допускает засветок. Это позволяет снимать классические закатные сюжеты с солнцем в кадре.
Сильное диафрагмирование может спровоцировать появление незначительных бликов, но их легко убрать минимальным изменением точки съёмки. Да и подобные настройки на практике практически не используются.
Главное, что нужно знать про Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR — это возможность съёмки без бленды. Применённые в оптической схеме просветляющие покрытия вполне позволяют оставить громоздкую бленду дома.
Стабилизатор
Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR оснащён встроенным стабилизатором изображения, который может работать совместно со стабилизатором в фотоаппарате (если камера имеет данную функцию). Отключить один из двух стабилизаторов отдельно нельзя: система или отключается полностью через меню камеры, или оба стабилизатора работают одновременно. Мы тестировали объектив на камере Fujifilm X-T4, имеющей собственную стабилизацию на основе сдвига матрицы. На длинных выдержках работающие в паре стабилизаторы позволили снимать на максимальном зуме (300 мм) с выдержками до 1/30 с с рук практически без риска получения смаза. Это выигрыш 4 ступени экспозиции относительно критического значения. Далее риск получения смаза увеличивается, но резкие кадры преобладают над нерезкими вплоть до ⅛ с. А это уже шесть ступеней экспозиции.
Боке
Как и любой длиннофокусный объектив, XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR может очень сильно размывать фон, особенно при фокусировке на малых дистанциях. В таких случаях боке выглядит мягким и практически лишено характерных черт. Даже значительное диафрагмирование не приводит к появлению каких-то артефактов в зоне размытия.
Лишь в отдельных случаях, когда близко от зоны фокусировки располагаются яркие точечные источники, возможно появление чётко очерченных бликов с характерным неравномерным заполнением — плата за применение асферических элементов в оптической схеме. Однако не будем излишне требовательны: перед нами не портретный фикс-объектив, а телевик среднего класса, вовсе не претендующий на идеальность боке.
Выводы
Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR получился удачным телевиком средней ценовой категории. Главное, что он способен подарить своему обладателю мощное приближение, ведь диапазон эквивалентных фокусных расстояний составляет 105–450 мм. При максимальном зуме резкости на открытой диафрагме хватит для крупноплановой печати без сильного кадрирования, а диафрагмирование на ступень, если позволяют условия освещения, дополнительно улучшит результат.
Объектив имеет сравнительно низкий уровень хроматических аберраций, невысокое виньетирование, очень уверенно работает в контровом свете, оснащён эффективным оптическим стабилизатором. Привод автофокуса практически беззвучен, а для увеличения скорости наведения на резкость предусмотрен лимитер дистанций, позволяющий работать в диапазоне от 5 м до бесконечности. При этом минимальная дистанция фокусировки в 83 см существенно расширяет универсальность этого телевика до практически макровозможностей. Съёмка цветов и крупных насекомых ему тоже под силу.
Fujinon XF 70-300mm F/4-5.6 R LM OIS WR — это прежде всего универсальное и функциональное решение для фотолюбителей и энтузиастов. Он способен закрыть весь теледиапазон и дополнить любой штатный зум. Это удачный выбор для тревел-фотографии, любительского репортажа. Для профессионалов и требовательных к качеству перфекционистов в системе уже есть более дорогие и совершенные XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR и Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR.
Плюсы:
- хорошая бликозащита и работа в контровом свете;
- эффективный стабилизатор;
- сравнительная компактность и небольшой вес;
- отдельное кольцо для установки значения диафрагмы;
- тонко настраиваемое кольцо ручной фокусировки;
- лимитер дистанций фокусировки;
- практически бесшумный привод автофокуса;
- совместимость с фирменными телеконвертерами;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- в телеположении присутствуют небольшие хроматические аберрации;
- небольшая сферическая аберрация на открытой диафрагме в телеположении;
- для уверенной работы автофокуса в телеположении лучше использовать лимитер дистанций;
- отсутствие штативного крепления на корпусе.