Вверх
9011b9c3 1559 4834 ad75 79940cc330be

Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR: тест объектива

Дата публикации: 05.11.2020

Качество изображения и выводы

Резкость

Те, кто работал со сверхсветосильной оптикой, знают, что резкость — не самая сильная сторона таких объективов. И всё же перед нами автофокусная модель, а значит, детализация и контраст (из них и складывается понятие резкости) должны быть достаточно высокими, иначе автофокус не реализовать. Проверим!

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/26000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

В качестве тестового сюжета мы использовали пейзаж с обилием мелких деталей. Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR приятно удивил. Уже на открытой диафрагме f/1 детализацию можно охарактеризовать как средне-высокую. На часах колокольни при максимальном увеличении видно время. Напечатать такое фото форматом А3 вы точно сможете. Можно взять формат и крупнее, если не рассматривать отпечаток под лупой. На портретных кадрах запросто можно пересчитать реснички модели.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/2200 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Но вернёмся к нашему пейзажу. Распределение резкости равномерное, детализация практически не снижается ближе к углам. А вот глубина резкости очень мала: деревья, находящиеся в сотне метров от камеры, уже выглядят размытыми. Местами угадываются лёгкие следы хроматических аберраций. На открытой диафрагме присутствует умеренное виньетирование. Сферической аберрации в виде светлых ореолов, так характерной для светосильной оптики, нет. С технической точки зрения, рисунок в зоне резкости у FUJINON XF50mmF1.0 R WR очень правильный, с высоким контрастом и без искажений.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/13000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/6400 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/3200 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/1700 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрываем диафрагму на ступень, до f/1,4. Виньетирование значительно снижается, а детализация по всему полю кадра растёт. При f/2 детализация ещё немного повышается, а виньетирование окончательно уходит. Дальнейшее закрытие диафрагмы сказывается на резкости всё меньше.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/850 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/450 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/210 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/110 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Резкость умеренно-высокая почти во всём диапазоне диафрагм: от f/1 до f/16. Это первый объектив, прошедший через нашу тестовую студию, который демонстрирует подобный результат. Снимки, сделанные при f/2–16 можно смело печатать крупным форматом (более А3).

Бликозащита и работа в контровом свете

FUJINON XF50mmF1.0 R WR хорошо для сверхсветосильной оптики справляется с контровым светом. Он отлично держит контраст, даже если солнце светит в самый край кадра (это самые сложные условия для такой оптики). Появление локальной засветки возможно, но она легко убирается небольшим изменением точки съёмки.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/220 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

По мере закрытия диафрагмы засветка может трансформироваться в полукруглый блик. Однако других артефактов не образуется. Объектив предсказуем и неприхотлив в этом отношении.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/17000 с, 75.0 мм экв.

И лишь про хроматические аберрации не стоит забывать. Они присутствуют на f/1, но их уровень резко снижается уже на f/1,4.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8500 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/4700 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/2200 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/1000 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/550 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/250 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/120 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/75 с, 75.0 мм экв.

Боке, особенности рисунка

Пожалуй, мы подобрались к самому интересному — тому, ради чего покупают сверхсветосильную оптику. Что же даёт на практике эта магическая цифра f/1?

Такую силу размытия даёт светосила f/1

Такую силу размытия даёт светосила f/1

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F1, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Если говорить о FUJINON XF50mmF1.0 R WR, то прежде всего — сверхмалую глубину резкости и мягкость размытия. Как использовать это «оружие», решать вам. Например, можно до неузнаваемости размывать фон на снимках, максимально акцентируя внимание зрителя на главном объекте. Объектив на это способен.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/5400 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Другой подход — добавить объёма в кадр. Пусть фон читается, но f/1 позволит отделить объекты от фона даже на средних планах.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/12000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/7500 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.3, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

FUJINON XF50mmF1.0 R WR — это современный объектив, у которого практически отсутствуют какие-либо искажения. Его главная особенность — мягкость и плавность размытия.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.1, 1/5400 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Блики в зоне нерезкости имеют правильную форму, лишены контрастной каёмки, а их края смягчены. Такое боке характерно для портретной оптики. Размытие кремовое, без жёстких линий. Девятилепестковая диафрагма остаётся круглой на всех значениях. «Луковых колец» не видно, заполнение бликов однородное. Применение асферики в оптической схеме не оказало негативного влияния.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/6400 с, 75.0 мм экв.

Боке этого объектива призвано не отвлекать на себя внимание зрителя. Удивительно, но само по себе боке Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR не является самостоятельным творческим инструментом, как это было, например, у некоторых ретрообъективов с эффектными бликами или закрученным рисунком. По характеру оно похоже на FUJINONXF56mmF1.2 R — компания Fujifilm демонстрирует преемственность поколений в модельном ряду.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/4000 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/2000 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/900 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/480 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/240 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/120 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/75 с, 75.0 мм экв.
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/75 с, 75.0 мм экв.

Выводы

FUJINON XF50mmF1.0 R WR — это сверхсветосильный объектив с «правильным» рисунком. Его создатели сделали, казалось бы, невозможное: избавились почти от всех искажений, добились хорошей резкости и реализовали автофокус при светосиле f/1. Детализация и контраст высокие во всём диапазоне диафрагм. На портретах, снятых при f/1, можно пересчитать реснички модели. Умеренные хроматические аберрации присутствуют на открытой диафрагме, но почти уходят уже на f/1,4. Это же касается и виньетирования.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.4, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке объектива отличается мягкостью, отсутствием двоений и артефактов. Такое размытие иногда называют «кремовым». Оно характерно для портретной оптики, задача которой — максимально сгладить фон, не отвлекать внимание зрителя от главного.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/2500 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Сфера применения этого объектива — портретная и творческая фотография, где главный объект является действительно главным. Сверхвысокая светосила позволит добавить средним планам объём, на крупных — ещё точнее поставить акценты.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/4000 с, 75.0 мм экв.

Перед нами классический представитель современной оптики, лишённый искажений. Возможно, его рисунку не хватает самобытности, присущей сверхсветосильным моделям прошлого. Зато этот объектив способен выдать предсказуемо-качественный результат в любых условиях и на любой диафрагме.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/13000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Плюсы:

  • сверхвысокая светосила с сохранением автофокуса;
  • возможность комфортной работы с очень малой ГРИП;
  • высокая детализация уже на f/1;
  • низкий уровень виньетирования;
  • высокий контраст;
  • уверенная и предсказуемая работа в контровом свете;
  • мягкое и правильное боке;
  • пыле- и влагозащита;
  • отдельное кольцо для установки диафрагмы;
  • умеренные массогабаритные характеристики.

Минусы:

  • не всегда высокая скорость автофокусировки;
  • сравнительно большая минимальная дистанция фокусировки;
  • на открытой диафрагме присутствуют хроматические аберрации.

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
8.3
Возможности
9
Удобство
8
Оправданность цены
8
Дата публикации: 05.11.2020
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Георгий Полицарнов, 2020-11-24T13:00:16

По факту светосила 0,95 (это максимум, с чем я работал по светосиле) — это уже про боке, а не про изображение предметов. В чистом виде пикториальная фотография, типа монокля (не по характеру рисунка, а по подходу к выбору сюжета и света).

Dmitry Shemonaev, 2020-11-24T12:37:15

ГРИП не будет вообще)

Георгий Полицарнов, 2020-11-24T12:34:57

Боюсь, что для среднего формата практической пользы такая светосила иметь не будет. Уж слишком малая ГРИП получится.

Dmitry Shemonaev, 2020-11-24T12:25:16

Страшно представить сколько будет стоить подобное стекло для среднего формата) Если конечно когда нибудь появится такое чудо техники...очень интересно... что нарисует CФ с такой линзой.....

Георгий Полицарнов, 2020-11-19T06:38:28

Агрессивно, но по делу.

Алексей Новопашин, 2020-11-18T01:12:29

У вас каша в голове.
Все гораздо проще.
Есть перспективные искажения, на них влияет расстояние от объектива до объекта съемки, фокусное расстояние, не влияет на перспективу, напрямую, лишь косвенно, ведь оно заставляет удалиться нас "ножками".
Есть дисторсия, она обуславливается наличием геометрических искажений конкретного объектива.
Дело в том, что снимая на ФФ, на ширик мы видем эти искажения лишь на краях кадра, сделайте кроп, качество картинки, визуально улучшится.
Провожу данный опыт с каждой группой в фотошколе.
Следуя вашей логике, на телефонах вообще дисторсия за границы вселенной вылазить должна, но нет, и перспектива в эквиваленте совпадает и дисторсия приемлемая.
Учите физику, друг мой.

Георгий Полицарнов, 2020-11-16T16:10:50

Нет никакой связи перспективных искажений и размера матрицы. Фокусное расстояние подбирается фотографом для обеспечения требуемого угла обзора — да. Угол обзора влияет на дистанцию съёмки — да. Но у широкоугольников с одинаковым углом обзора перспективные искажения при съёмке с одной точки будут одинаковыми вне зависимости от формата кадра!

Проведите эксперимент. Возьмите свой смартфон и фотоаппарат. Подберите одинковый угол обзора и сделайте два кадра с одной точки. Будет разный цвет, геометрические искажения и другие параметры. А прямые будут сходиться под одинаковым углом:)

Algirdas Mikalauskas, 2020-11-16T15:55:52

Дык весь фокус и есть в том, что за счёт большей матрицы - шире угол обзора кадра при одинаковом расстоянии до фотографируемого объекта и меньших перспективных искажениях.

Георгий Полицарнов, 2020-11-16T07:06:25

Перспективные искажения зависят только от дистанции съёмки! Просто фокусное расстояние навязывает Вам определённую дистанцию. Формат кадра, оптическая схема, фокусное расстояние — всё это второстепенно.

Viktor Dmitriyev, 2020-11-16T05:44:56

Будущее уже наступило

Характеристики впечатляют конечно же, но боке мне показалось крайне скучным

И только поэтому не стал бы покупать такой объектив НИКОГДА

Кэноновский 50/1,2 например - шикарно рисует

Algirdas Mikalauskas, 2020-11-15T17:55:34

Для среднего формата объектив с фокусным расстоянием 45 мм будет широкоугольным, для микры - умеренным телевиком. Конечно, оптические схемы объективов разные, потому что каждому объективу для своей системы нужно охватить именно его матрицу. Но оптическая схема объектива - не самый главный виновник перспективных искажений. А самый главный виновник таких искажений (или видимое отсутствие оных) - фокусное расстояние объектива. Например, если с одинакого расстояния сфотографировать комнату, то на ФФ на 24 мм перспективные искажения на фото будут куда менее заметны, чем на кропе с 16 мм объектива. На среднем формате при том же охвате кадра на 45 мм объективе они будут ещё меньше. То то и оно - фокусное расстояние объектива - вот самая главная причина перспективных искажений.
За то у беззеркалок Сони есть одно преимущество - с полнокадровыми объективами на кропе такой объектив даёт на стоп большее размытие фона (боке) - соотношение площади "дырки" диафрагмы более двух раз превышает оное на объективе для кропа (при той же диафрагме). Я сам являюсь владельцем фотика сони 6400 и объективов Sony - FE и Sony - E. Разница в смысле "боке" - огромная при одинаковых значениях фокусных и диафрагмы. Я думаю, что мой ФФ объектив Samyang 85 mm f1.4 можно было бы приравнять к такому же объективу для кропа с дыркой как минимум F0,95 (но не по светосиле - только по "боке", т.к. свет "распыляется" за пределами матрицы кроп-фотика).
С другой стороны - это минус, если неприменимы вспышки, а при малой освещенности кадра "дырку" приходится зажимать (благо сейчас продаются дешёвые вспышки с радиоуправлением фирмы Godox).

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T14:45:55

1. Вы проводили такой эксперимент? Покажите результат. Я — да. Был удивлён. Результата под рукой нет. Но разница была лишь в ГРИП.
2. Повторяю: геометрические искажения не связаны с фокусным расстоянием, а являются особенностью конкретного объектива.
3. Вопрос передачи перспективы — это вопрос перспективных искажений. А они зависят только от дистанции съёмки.

Andrew Nik, 2020-11-09T11:24:45

Ну какие тут рекорды? Это f1 на кропе. В эквиваленте - 75/1.5. Не дотягивает как портретник (по степени размытия фона) даже до банального 85/1.4, я уж не говорю про 105/1.4 или 135/1.8

Максим Галактионов, 2020-11-09T11:10:52

Ок. одинаковая дистанция.
Две ситуации:
1. 4/3+45мм объектив "эквивалент" 90мм
2. ФФ+90мм объектив
Как будут выглядеть портреты одинаковой крупности на этих камерах?
Первый кадр будет иметь сильные геометрические искажения характерные для 45мм объектива, а УГОЛ ОБЗОРА "кроп" как у 90мм. Но это всё так же 45мм с бочкообразной дисторсией и минимальным сжатием перспективы.
Второй кадр будет иметь менее выраженные геометрические искажения характерные для 90мм без кроп фактора. С большим сжатием перспективы - когда объекты на заднем плане кажутся больше чем они есть.
Все эти "эквиваленты" это маркетинг кропов которые стремятся быть похожими на ФФ, чтобы сбить с толку пользователей.
"Эквиваленты" так же позволяют производителям смартфонов спекулировать названиями камер. Например Samsung S20 называет "телевиком" камеру которая по факту имеет фр 26мм, просто снимает с 2х кропом матрицы и типа получается "52мм телевик".

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T10:39:46

1. Вы мне приводите пример, где заведомо изменяется дистанция съёмки. Естественно, широкоугольник потребует меньшей дистанции при сохранении крупности. Отсюда и искажения перспективы. Они не зависят от объектива, а только от дистанции. То же самое Вы можете увидеть и глазом.
2. Геометрические искажения на шириках не исправляются полностью, потому что это дорогое удовольствие. Посмотрите наши тесты, мы это наглядно показываем.

Максим Галактионов, 2020-11-09T10:17:05

Ок. возьмите зум 16-55 например. Снимите лицо на 16 и 55мм так, чтобы была одинаковая крупность (макушка и подбородок упирались в границы горизонтального кадра). А потом скажите мне, что сжатие перспективы и геометрия одинаковые. Искажения особенно на шириках полностью не исправляют, иначе к краям кадра всё будет дико вытянутое. Да и вообще исправления геометрии по большей части вшиты в метадату. Проявите любой рав через RawDigger и увидите на сколько сильно отличается геометрия снимков проявленных через "популярные" конвертеры.
Пока не проверите это, можете не отвечать.
Не за что.

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T10:03:16

Нет, Максим, Вы неправы. Геометрические искажения зависят исключительно от оптической схемы объектива и никак не связаны с его фокусным расстоянием. Перспективные искажения зависят исключительно от дистанции съёмки и косвенно связаны с углом обзора объектива. Чтобы уместить большое здание в кадр, мы берем широкоугольный объектив и подходим к зданию поближе — перспектива искажается. Если снимать это же здание телевиком издалека, перспектива не исказится. А вот угол обзора уже напрямую завязан на фокусном расстоянии и кроп-факторе.

Максим Галактионов, 2020-11-09T09:48:10

Когда уже перестанут называть фокусное расстояние "эквивалентным"?
50мм это всегда 50мм, хоть на 4/3 хоть на среднем формате. Меняется только кроп-фактор, а перспектива и геометрические искажения остаются одни и те же.