Качество изображения и выводы
Резкость
Те, кто работал со сверхсветосильной оптикой, знают, что резкость — не самая сильная сторона таких объективов. И всё же перед нами автофокусная модель, а значит, детализация и контраст (из них и складывается понятие резкости) должны быть достаточно высокими, иначе автофокус не реализовать. Проверим!
В качестве тестового сюжета мы использовали пейзаж с обилием мелких деталей. Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR приятно удивил. Уже на открытой диафрагме f/1 детализацию можно охарактеризовать как средне-высокую. На часах колокольни при максимальном увеличении видно время. Напечатать такое фото форматом А3 вы точно сможете. Можно взять формат и крупнее, если не рассматривать отпечаток под лупой. На портретных кадрах запросто можно пересчитать реснички модели.
Но вернёмся к нашему пейзажу. Распределение резкости равномерное, детализация практически не снижается ближе к углам. А вот глубина резкости очень мала: деревья, находящиеся в сотне метров от камеры, уже выглядят размытыми. Местами угадываются лёгкие следы хроматических аберраций. На открытой диафрагме присутствует умеренное виньетирование. Сферической аберрации в виде светлых ореолов, так характерной для светосильной оптики, нет. С технической точки зрения, рисунок в зоне резкости у FUJINON XF50mmF1.0 R WR очень правильный, с высоким контрастом и без искажений.
Закрываем диафрагму на ступень, до f/1,4. Виньетирование значительно снижается, а детализация по всему полю кадра растёт. При f/2 детализация ещё немного повышается, а виньетирование окончательно уходит. Дальнейшее закрытие диафрагмы сказывается на резкости всё меньше.
Резкость умеренно-высокая почти во всём диапазоне диафрагм: от f/1 до f/16. Это первый объектив, прошедший через нашу тестовую студию, который демонстрирует подобный результат. Снимки, сделанные при f/2–16 можно смело печатать крупным форматом (более А3).
Бликозащита и работа в контровом свете
FUJINON XF50mmF1.0 R WR хорошо для сверхсветосильной оптики справляется с контровым светом. Он отлично держит контраст, даже если солнце светит в самый край кадра (это самые сложные условия для такой оптики). Появление локальной засветки возможно, но она легко убирается небольшим изменением точки съёмки.
По мере закрытия диафрагмы засветка может трансформироваться в полукруглый блик. Однако других артефактов не образуется. Объектив предсказуем и неприхотлив в этом отношении.
И лишь про хроматические аберрации не стоит забывать. Они присутствуют на f/1, но их уровень резко снижается уже на f/1,4.
Боке, особенности рисунка
Пожалуй, мы подобрались к самому интересному — тому, ради чего покупают сверхсветосильную оптику. Что же даёт на практике эта магическая цифра f/1?
Такую силу размытия даёт светосила f/1
Если говорить о FUJINON XF50mmF1.0 R WR, то прежде всего — сверхмалую глубину резкости и мягкость размытия. Как использовать это «оружие», решать вам. Например, можно до неузнаваемости размывать фон на снимках, максимально акцентируя внимание зрителя на главном объекте. Объектив на это способен.
Другой подход — добавить объёма в кадр. Пусть фон читается, но f/1 позволит отделить объекты от фона даже на средних планах.
FUJINON XF50mmF1.0 R WR — это современный объектив, у которого практически отсутствуют какие-либо искажения. Его главная особенность — мягкость и плавность размытия.
Блики в зоне нерезкости имеют правильную форму, лишены контрастной каёмки, а их края смягчены. Такое боке характерно для портретной оптики. Размытие кремовое, без жёстких линий. Девятилепестковая диафрагма остаётся круглой на всех значениях. «Луковых колец» не видно, заполнение бликов однородное. Применение асферики в оптической схеме не оказало негативного влияния.
Боке этого объектива призвано не отвлекать на себя внимание зрителя. Удивительно, но само по себе боке Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR не является самостоятельным творческим инструментом, как это было, например, у некоторых ретрообъективов с эффектными бликами или закрученным рисунком. По характеру оно похоже на FUJINONXF56mmF1.2 R — компания Fujifilm демонстрирует преемственность поколений в модельном ряду.
Выводы
FUJINON XF50mmF1.0 R WR — это сверхсветосильный объектив с «правильным» рисунком. Его создатели сделали, казалось бы, невозможное: избавились почти от всех искажений, добились хорошей резкости и реализовали автофокус при светосиле f/1. Детализация и контраст высокие во всём диапазоне диафрагм. На портретах, снятых при f/1, можно пересчитать реснички модели. Умеренные хроматические аберрации присутствуют на открытой диафрагме, но почти уходят уже на f/1,4. Это же касается и виньетирования.
Боке объектива отличается мягкостью, отсутствием двоений и артефактов. Такое размытие иногда называют «кремовым». Оно характерно для портретной оптики, задача которой — максимально сгладить фон, не отвлекать внимание зрителя от главного.
Сфера применения этого объектива — портретная и творческая фотография, где главный объект является действительно главным. Сверхвысокая светосила позволит добавить средним планам объём, на крупных — ещё точнее поставить акценты.
Перед нами классический представитель современной оптики, лишённый искажений. Возможно, его рисунку не хватает самобытности, присущей сверхсветосильным моделям прошлого. Зато этот объектив способен выдать предсказуемо-качественный результат в любых условиях и на любой диафрагме.
Плюсы:
- сверхвысокая светосила с сохранением автофокуса;
- возможность комфортной работы с очень малой ГРИП;
- высокая детализация уже на f/1;
- низкий уровень виньетирования;
- высокий контраст;
- уверенная и предсказуемая работа в контровом свете;
- мягкое и правильное боке;
- пыле- и влагозащита;
- отдельное кольцо для установки диафрагмы;
- умеренные массогабаритные характеристики.
Минусы:
- не всегда высокая скорость автофокусировки;
- сравнительно большая минимальная дистанция фокусировки;
- на открытой диафрагме присутствуют хроматические аберрации.