Вверх
9011b9c3 1559 4834 ad75 79940cc330be

Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR: тест объектива

Дата публикации: 05.11.2020

Обзор особенностей FUJINON XF50mmF1.0 R WR

Свой 35-й по счёту объектив фотосистемы X компания Fujifilm решила сделать знаковым. Пусть юбилей и не круглый, новинка вышла выдающейся: FUJINON XF50mm F1.0 R WR на момент анонса являлся самым светосильным автофокусным объективом для беззеркальных камер. Впрочем, и среди зеркалок актуальных автофокусных моделей с такой светосилой тоже не найти.

Fujifilm FUJINON XF50mmF1.0 R WR: тест объектива

Об особенностях рисунка, резкости и сфере применения этой сверхсветосильный модели читайте в нашем обзоре! В конце мы постараемся ответить на главный вопрос: для чего нужен такой объектив? А начнём, как всегда, с технических характеристик и конструкции.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/10000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Конструкция

FUJINON XF50mm F1.0 R WR не слишком компактный и довольно тяжёлый по меркам фотосистемы X, этим вряд ли кого-то можно удивить. И всё же на топовых беззеркалках от Fujifilm он смотрится довольно гармонично. Диаметр резьбы фильтра вполне привычный многим фотографам — 77 мм. Масса также не перешагивает психологический предел в 1 кг. Объектив весит 845 граммов.

В конструкции применяются преимущественно металлические детали, что в целом характерно для топовой оптики Fujifilm. Корпус имеет защиту от пыли и влаги: 11 уплотнений в разных местах.

Дизайн традиционно лаконичен и выдержан в классическом стиле. На корпусе минимум элементов и надписей. Есть только два кольца — фокусировки и установки диафрагмы. Кольцо диафрагмы имеет ступенчатый ход с щелчками через каждую треть ступени. Отключить щелчки нельзя, что может не понравиться некоторым видеографам. А вот ход кольца фокусировки настраивается в меню камеры: он может быть как линейным (удобно для видео), так и нелинейным (позволяет точнее навестись при фотосъёмке).

Интересной особенностью этой модели стала вогнутая передняя линза. В большей степени это вызвано особенностями оптической схемы, но у такого решения есть и практическая польза: вогнутая линза менее подвержена механическим повреждениям и меньше ловит блики.

В комплекте с FUJINON XF50mmF1.0 R WR поставляется бленда. В отличие от корпуса объектива она выполнена из пластика и выглядит довольно скромно.

В оптической схеме этого сверхсветосильного монстра 12 элементов в 9 группах. Применяется один асферический и два низкодисперсионных элемента. Малое количество асферики вселяет надежду на то, что боке будет мягким и без мешающих артефактов. На следующий странице проверим, так ли это на самом деле!

Субъективные ощущения от съёмки

Как ни странно, в реальной съёмке объектив не доставляет никаких неудобств из-за габаритов или веса. Он помещается в стандартные небольшие кофры и сумки для беззеркалок, камера с ним вполне комфортно переносится на плече.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F1, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Единственным неудобством станет разве что не всегда быстрый автофокус. Это вполне ожидаемая особенность, характерная для всей сверхсветосильной оптики. В отдельных случаях FUJINON XF50mmF1.0 R WR требуется несколько прогонов от края до края, чтобы «нащупать» резкость в кадре — ГРИП всё же очень мала.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 320, F1, 1/75 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Но прежде чем упрекать FUJINON XF50mmF1.0 R WR в этом, стоит вспомнить: перед нами единственный современный объектив с автофокусом и такой светосилой.

Скорости автофокуса при дневном освещении достаточно, чтобы снимать умеренно-подвижных моделей даже с малой глубиной резкости.

Скорости автофокуса при дневном освещении достаточно, чтобы снимать умеренно-подвижных моделей даже с малой глубиной резкости.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/3500 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Использовать подобную оптику для ответственных репортажей было бы несколько неосмотрительно, во всяком случае в качестве основного объектива. С постановочными и художественными съёмками он справляется без проблем. Даже если по вине чуть зазевавшегося автофокуса вы упустите один дубль, ничего страшного не произойдёт. Если же объектив нашёл резкость, то никаких проблем он уже не испытывает. Например, при съёмке людей абсолютно рабочим приёмом является непрерывный автофокус с распознаванием лиц и глаз. Это удобно, оперативно, а процент брака крайне мал.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/1300 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Фокусное расстояние (75 мм экв.) довольно универсально, хоть и тяготеет к портретному диапазону. Угла обзора достаточно для съёмки фрагментов, крупных планов, предметов и даже пейзажей.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/3200 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

При съёмке людей с небольшой дистанции пропорции лица не подвержены сильным перспективным искажениям.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/1600 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Во время теста мы использовали камеру FUJIFILM X-T4, которая позволяет снимать с электронным затвором на выдержка до 1/32000 с. Это важное преимущество в работе со светосильной оптикой. Даже на ярком солнце не приходится закрывать диафрагму.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/12000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Минимальная дистанция фокусировки сравнительно велика и в большей степени соответствует портретным объективам, нежели классическим «полтинникам». Она составляет 70 см. Отсюда и небольшой масштаб съёмки — всего 0,08x.

Минимальная дистанция фокусировки

Минимальная дистанция фокусировки

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/11000 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Так что от сверхкрупных планов придётся отказаться. Впрочем, для этого есть макрообъективы. Сила FUJINON XF50mmF1.0 R WR — в возможности обеспечить малую глубину резкости и мягкое размытие на средних и даже больших расстояниях. И с этой задачей он справляется.

X-T4 / XF50mmF1.0 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F1, 1/180 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
Дата публикации: 05.11.2020
Комментировать
Главы:12
Далее «Качество изображения и выводы»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Георгий Полицарнов, 2020-11-24T13:00:16

По факту светосила 0,95 (это максимум, с чем я работал по светосиле) — это уже про боке, а не про изображение предметов. В чистом виде пикториальная фотография, типа монокля (не по характеру рисунка, а по подходу к выбору сюжета и света).

Dmitry Shemonaev, 2020-11-24T12:37:15

ГРИП не будет вообще)

Георгий Полицарнов, 2020-11-24T12:34:57

Боюсь, что для среднего формата практической пользы такая светосила иметь не будет. Уж слишком малая ГРИП получится.

Dmitry Shemonaev, 2020-11-24T12:25:16

Страшно представить сколько будет стоить подобное стекло для среднего формата) Если конечно когда нибудь появится такое чудо техники...очень интересно... что нарисует CФ с такой линзой.....

Георгий Полицарнов, 2020-11-19T06:38:28

Агрессивно, но по делу.

Алексей Новопашин, 2020-11-18T01:12:29

У вас каша в голове.
Все гораздо проще.
Есть перспективные искажения, на них влияет расстояние от объектива до объекта съемки, фокусное расстояние, не влияет на перспективу, напрямую, лишь косвенно, ведь оно заставляет удалиться нас "ножками".
Есть дисторсия, она обуславливается наличием геометрических искажений конкретного объектива.
Дело в том, что снимая на ФФ, на ширик мы видем эти искажения лишь на краях кадра, сделайте кроп, качество картинки, визуально улучшится.
Провожу данный опыт с каждой группой в фотошколе.
Следуя вашей логике, на телефонах вообще дисторсия за границы вселенной вылазить должна, но нет, и перспектива в эквиваленте совпадает и дисторсия приемлемая.
Учите физику, друг мой.

Георгий Полицарнов, 2020-11-16T16:10:50

Нет никакой связи перспективных искажений и размера матрицы. Фокусное расстояние подбирается фотографом для обеспечения требуемого угла обзора — да. Угол обзора влияет на дистанцию съёмки — да. Но у широкоугольников с одинаковым углом обзора перспективные искажения при съёмке с одной точки будут одинаковыми вне зависимости от формата кадра!

Проведите эксперимент. Возьмите свой смартфон и фотоаппарат. Подберите одинковый угол обзора и сделайте два кадра с одной точки. Будет разный цвет, геометрические искажения и другие параметры. А прямые будут сходиться под одинаковым углом:)

Algirdas Mikalauskas, 2020-11-16T15:55:52

Дык весь фокус и есть в том, что за счёт большей матрицы - шире угол обзора кадра при одинаковом расстоянии до фотографируемого объекта и меньших перспективных искажениях.

Георгий Полицарнов, 2020-11-16T07:06:25

Перспективные искажения зависят только от дистанции съёмки! Просто фокусное расстояние навязывает Вам определённую дистанцию. Формат кадра, оптическая схема, фокусное расстояние — всё это второстепенно.

Viktor Dmitriyev, 2020-11-16T05:44:56

Будущее уже наступило

Характеристики впечатляют конечно же, но боке мне показалось крайне скучным

И только поэтому не стал бы покупать такой объектив НИКОГДА

Кэноновский 50/1,2 например - шикарно рисует

Algirdas Mikalauskas, 2020-11-15T17:55:34

Для среднего формата объектив с фокусным расстоянием 45 мм будет широкоугольным, для микры - умеренным телевиком. Конечно, оптические схемы объективов разные, потому что каждому объективу для своей системы нужно охватить именно его матрицу. Но оптическая схема объектива - не самый главный виновник перспективных искажений. А самый главный виновник таких искажений (или видимое отсутствие оных) - фокусное расстояние объектива. Например, если с одинакого расстояния сфотографировать комнату, то на ФФ на 24 мм перспективные искажения на фото будут куда менее заметны, чем на кропе с 16 мм объектива. На среднем формате при том же охвате кадра на 45 мм объективе они будут ещё меньше. То то и оно - фокусное расстояние объектива - вот самая главная причина перспективных искажений.
За то у беззеркалок Сони есть одно преимущество - с полнокадровыми объективами на кропе такой объектив даёт на стоп большее размытие фона (боке) - соотношение площади "дырки" диафрагмы более двух раз превышает оное на объективе для кропа (при той же диафрагме). Я сам являюсь владельцем фотика сони 6400 и объективов Sony - FE и Sony - E. Разница в смысле "боке" - огромная при одинаковых значениях фокусных и диафрагмы. Я думаю, что мой ФФ объектив Samyang 85 mm f1.4 можно было бы приравнять к такому же объективу для кропа с дыркой как минимум F0,95 (но не по светосиле - только по "боке", т.к. свет "распыляется" за пределами матрицы кроп-фотика).
С другой стороны - это минус, если неприменимы вспышки, а при малой освещенности кадра "дырку" приходится зажимать (благо сейчас продаются дешёвые вспышки с радиоуправлением фирмы Godox).

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T14:45:55

1. Вы проводили такой эксперимент? Покажите результат. Я — да. Был удивлён. Результата под рукой нет. Но разница была лишь в ГРИП.
2. Повторяю: геометрические искажения не связаны с фокусным расстоянием, а являются особенностью конкретного объектива.
3. Вопрос передачи перспективы — это вопрос перспективных искажений. А они зависят только от дистанции съёмки.

Andrew Nik, 2020-11-09T11:24:45

Ну какие тут рекорды? Это f1 на кропе. В эквиваленте - 75/1.5. Не дотягивает как портретник (по степени размытия фона) даже до банального 85/1.4, я уж не говорю про 105/1.4 или 135/1.8

Максим Галактионов, 2020-11-09T11:10:52

Ок. одинаковая дистанция.
Две ситуации:
1. 4/3+45мм объектив "эквивалент" 90мм
2. ФФ+90мм объектив
Как будут выглядеть портреты одинаковой крупности на этих камерах?
Первый кадр будет иметь сильные геометрические искажения характерные для 45мм объектива, а УГОЛ ОБЗОРА "кроп" как у 90мм. Но это всё так же 45мм с бочкообразной дисторсией и минимальным сжатием перспективы.
Второй кадр будет иметь менее выраженные геометрические искажения характерные для 90мм без кроп фактора. С большим сжатием перспективы - когда объекты на заднем плане кажутся больше чем они есть.
Все эти "эквиваленты" это маркетинг кропов которые стремятся быть похожими на ФФ, чтобы сбить с толку пользователей.
"Эквиваленты" так же позволяют производителям смартфонов спекулировать названиями камер. Например Samsung S20 называет "телевиком" камеру которая по факту имеет фр 26мм, просто снимает с 2х кропом матрицы и типа получается "52мм телевик".

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T10:39:46

1. Вы мне приводите пример, где заведомо изменяется дистанция съёмки. Естественно, широкоугольник потребует меньшей дистанции при сохранении крупности. Отсюда и искажения перспективы. Они не зависят от объектива, а только от дистанции. То же самое Вы можете увидеть и глазом.
2. Геометрические искажения на шириках не исправляются полностью, потому что это дорогое удовольствие. Посмотрите наши тесты, мы это наглядно показываем.

Максим Галактионов, 2020-11-09T10:17:05

Ок. возьмите зум 16-55 например. Снимите лицо на 16 и 55мм так, чтобы была одинаковая крупность (макушка и подбородок упирались в границы горизонтального кадра). А потом скажите мне, что сжатие перспективы и геометрия одинаковые. Искажения особенно на шириках полностью не исправляют, иначе к краям кадра всё будет дико вытянутое. Да и вообще исправления геометрии по большей части вшиты в метадату. Проявите любой рав через RawDigger и увидите на сколько сильно отличается геометрия снимков проявленных через "популярные" конвертеры.
Пока не проверите это, можете не отвечать.
Не за что.

Георгий Полицарнов, 2020-11-09T10:03:16

Нет, Максим, Вы неправы. Геометрические искажения зависят исключительно от оптической схемы объектива и никак не связаны с его фокусным расстоянием. Перспективные искажения зависят исключительно от дистанции съёмки и косвенно связаны с углом обзора объектива. Чтобы уместить большое здание в кадр, мы берем широкоугольный объектив и подходим к зданию поближе — перспектива искажается. Если снимать это же здание телевиком издалека, перспектива не исказится. А вот угол обзора уже напрямую завязан на фокусном расстоянии и кроп-факторе.

Максим Галактионов, 2020-11-09T09:48:10

Когда уже перестанут называть фокусное расстояние "эквивалентным"?
50мм это всегда 50мм, хоть на 4/3 хоть на среднем формате. Меняется только кроп-фактор, а перспектива и геометрические искажения остаются одни и те же.