Качество изображения, выводы, плюсы и минусы
Главная сложность в работе с Sony FE 600 мм F4 GM OSS — это его размер и вес. Даже доставка к месту съёмки оказывается непростой логистической задачей. В одной руке массивный кофр с объективом, в другой — тяжёлый штатив (а лёгкий для такого объектива не подойдёт), за спиной фоторюкзак с камерой и, возможно, другими объективами.
Снимок подвергся значительному кадрированию при обработке
Ведь второй особенностью SEL600F40GM является сравнительно низкая универсальность, как у любого другого фикса. Только что герой твоего репортажа имел оптимальную крупность плана, и вот он уже не влезает в кадр. Это типичная ситуация при съёмке на 600 мм. Здесь остаётся либо сменить объектив, либо научиться быстро компоновать более крупные планы.
С другой стороны, 600 мм позволяют почти всегда дотянуться до объекта съёмки. Если крупность плана мала, можно прибегнуть к кропу. Даже с 60-мегапиксельной камерой резкости на открытой диафрагме хватает, чтобы обеспечить очень высокую детализацию по всей площади кадра, в центре и на периферии. Это поражает и удивляет.
Снимок подвергся значительному кадрированию при обработке
В нашем тесте мы позволили себе довольно плотно кадрировать снимки и поиграть с контрастом, это необходимая обработка при съёмке авиашоу. Некоторые кадры обрезаны почти до масштаба 1:1, и всё равно выглядят резкими.
Снимок подвергся значительному кадрированию при обработке
Посмотрите на эту серию снимков, сделанных со штатива с одним и тем же сюжетом. Диафрагмирование убирает лишь виньетирование, но резкость на f/4 столь же высока, как и на f/5,6, и на f/8. Это первый объектив, прошедший через нашу редакцию, который демонстрирует столь ровное распределение резкости при диафрагмировании.
Обратите внимание также на хроматические аберрации. Вы их не видите? Нет. Мы тоже. Их просто нет. Как нет бликов и засветок в контровом свете. Объектив исключительно контрастен. Разницу между открытой и прикрытой диафрагмой выдаёт лишь небольшое виньетирование, но не бывает объективов без него.
Даже когда солнце светит в самый край передней линзы, бликов и засветок не возникает.
И всё же получить нерезкость на фотографиях с SEL600F40GM — пара пустяков. Приближая далёкие объекты, SEL600F40GM провоцирует использовать большие дистанции съёмки. Пыль, дрожащий воздух, испарение влаги — всё это негативно сказывается на детализации. Но объектив в этом не виноват.
Геометрические искажения в случае отключения их коррекции в камере или RAW-конвертере присутствуют в виде слабой «бочки», заметной лишь при попарном сравнении кадров.
Светосила f/4 позволяет работать при очень скромном освещении на относительно коротких выдержках. Выигрыш в полторы-две ступени по сравнению с более бюджетными 600-мм решениями — это в четыре раза более короткая выдержка! Для спорта и репортажа — огромный выигрыш.
Этот снимок довольно плотно скадрирован
Простой пример: ниже мы снимали луну с рук на минимальном ISO. Никакого штатива!
Кстати, этот же сюжет показал отличную работу стабилизатора. Высокую, пусть и не попиксельную детализацию удавалось получать на выдержках до 1/20 с включительно! А это пять ступеней выдержки от оценённого по самым скромным стандартам критического значения.
Выводы
Sony FE 600 мм F4 GM OSS (SEL600F40GM) — объектив уникальный. Это настоящий лидер продуктовой линейки G Master от Sony и живая демонстрация достижений бренда в производстве оптики.
В нашей редакции пока не было сравнимых с ним по резкости телевиков, тем более со столь большим фокусным расстоянием. Даже на 60-мегапиксельной матрице он способен обеспечить идеальную детализацию уже на открытой диафрагме.
Нет хроматических аберраций, бликов, засветок, геометрических искажений, а кривая MTF выражена несколькими прямыми линиями, проведёнными строго по верхней границе графика.
Автофокус быстр и точен, имеет множество дополнительных настроек и вспомогательных инструментов. Стабилизатор очень эффективен и является действенным помощником фотографа.
Снимок подвергся значительному кадрированию при обработке
Есть ли у Sony FE 600 мм F4 GM OSS минусы? Безусловно, но все они носят объективный характер: цена, вес, размер и большая дистанция фокусировки. Это оптика не для всех и каждого, а для конкретных съёмочных задач, когда нужно любой ценой запечатлеть происходящее вдалеке от фотографа при любых условиях освещения. Сила SEL600F40GM в совокупности характеристик, каждая из которых находится на высоте.
Плюсы:
- очень высокая резкость с открытой диафрагмы;
- отсутствие хроматических аберраций;
- почти идеальная геометрия кадра;
- высокий контраст, уверенная работа в контровом свете;
- быстрый автофокус;
- эффективный стабилизатор;
- продуманное и развитое управление на объективе;
- минимальный вес в своём классе;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- небольшое виньетирование на открытой диафрагме.