Характеристики и конструкция SEL600F40GM
Такие объективы, как правило, не покупают простые фотолюбители. Это наивысшая ниша оптики, профессиональные устройства для решения сложных съёмочных задач. И мы рады рассказать и показать нашим читателям, каково это — снимать на современный топовый белый телевик.
Для теста мы выбрали очень необычный комплект: пару супертелевику Sony FE 600 мм F4 GM OSS составила 60-мегапиксельная фотокамера Sony A7R IV.
Забегая вперёд, скажем, что результат нас очень удивил. Но обо всём по порядку. Сначала несколько слов о конструкции попавшего к нам на тест «монстра».
SEL600F40GM — это современный объектив, который был представлен в середине 2019 года. Он вобрал в себя самые последние технологии в производстве оптики.
В его оптической схеме используется одновременно три флюоритовых элемента (снижают хроматические аберрации), один большой XA-элемент (асферический элемент со сверхвысокой точностью обработки поверхности) и две линзы из низкодисперсионного стекла. Всего элементов 24, они собраны в 18 групп.
[1] Контрастность (%)
[2] Расстояние от оптического центра объектива (мм)
[3] Макс. значение диафрагмы
[4] Значение диафрагмы f/8
[5] Пространственная частота
[6] 10 пар линий/мм
[7] 30 пар линий/мм
[8] Радиальные значения
[9] Тангенциальные значения
Столь сложная оптическая схема обеспечила удивительный график MTF. Обычно мы не публикуем подобные графики, но здесь не смогли удержаться: абсолютно ровные линии прижаты к верхней части графика практически вплотную. Это говорит одновременно о чрезвычайно высокой контрастности и разрешающей способности. Даже протестированный нами ранее FE 400 мм f/2,8 GM OSS не показывал такой красоты.
Обратите внимание на детализацию. Это очень сильный кроп кадра (1/3 первоначальной ширины)
Корпус объектива полностью выполнен из магниевого сплава и имеет множество уплотнений для защиты от пыли и влаги. Однако надёжность конструкции не пошла во вред массогабаритным характеристикам: на момент анонса SEL600F40GM являлся самым лёгким телевиком в своём классе.
Впрочем, «самый лёгкий» вовсе не означает, что снимать на него легко. Полуметровая белая «труба» весит 3040 граммов. Работа с SEL600F40GM — испытание физической подготовки фотографа. После съёмки авиашоу, где монопод не способен облегчить задачу фотографу, руки и спина болели сильнее, чем после интенсивной тренировки в спортзале.
Поэтому объектив оснащён встроенным стабилизатором изображения, который работает в паре со стабилизатором в камере. У стабилизатора три режима. Первый — классический, для сюжетов, где стоит задача обездвижить картинку на матрице.
Второй режим для съёмок с панорамированием. Третий — для динамичных съёмок, когда объектив постоянно перемещается в разных направлениях. В этом режиме система стабилизации пытается сгладить колебания и помогает как фотографу при кадрировании, так и автофокусу.
За наведение на резкость отвечают сразу два линейных привода типа XD, способные справиться с быстрым перемещением тяжёлых фокусировочных групп.
Это приносит свои плоды: объектив ловит резкость на пролетающем над фотографом реактивном самолёте без каких-либо проблем, с первого кадра серии. Автофокус бесшумный, вибраций не ощущается.
Минимальная дистанция фокусировки довольно большая — 4,5 метра. Дополнительно предусмотрен ограничитель для сокращения времени наведения на резкость. Можно выбрать полный диапазон, диапазон от 4,5 до 15 м или от 15 м до бесконечности.
На корпусе находятся четыре кнопки блокировки фокусировки, функцию которых можно изменять в меню камеры. Несмотря на применение электронного кольца фокусировки (естественно, с линейным и очень плавным ходом), есть возможность задействовать прямое управление фокусировкой в любом режиме, даже в AF-C. То есть фотограф может в любой момент одним движением скорректировать работу автоматики.
Предусмотрено и функциональное кольцо, которое включает сервопривод ручного фокуса или позволяет одним движением навестись на ранее запрограммированную при помощи кнопки SET дистанцию.
Из интересных особенностей управления отметим также вынесенный прямо на объектив выключатель звуковых сигналов камеры — важная вещь для репортажника.
Переносить FE 600 мм F4 GM OSS предстоит за ручку, которая по совместительству является штативной лапкой. Ручка съёмная. На корпусе есть ушки для крепления ремня. Это тот случай, когда не объектив надевается на камеру, а камера на объектив.
В комплекте поставляется жёсткий пластиковый кейс. И это тоже суровая необходимость. Ни в одну стандартную фотосумку SEL600F40GM не поместится.
Огромный диаметр передней линзы (около 15 см) заставил разработчиков отказаться от привычных светофильтров. Фильтры диаметром 40,5 вставляются в специальный держатель за задней линзой.
Нет и привычной крышки. Вместо неё применяется связка из пластиковой бленды диаметром с небольшую кастрюлю и мягкого чехла. Впрочем, подобные конструктивные решения типичны для данного класса оптики и способны удивить скорее непосвящённого в тайны серьёзных съёмок фотографа.
Снимок подвергся значительному кадрированию при обработке