Качество изображения. Выводы
Panasonic LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 — это один из самых современных на данный момент штатных светосильных зумов для полного кадра. Учитывая тот рывок в качестве, который совершила фотоиндустрия в последние годы, требования покупателей к качеству картинки будут очень высокими. А если взглянуть на цену…
Что ж, давайте посмотрим, насколько хорошую картинку даст этот объектив с многообещающей надписью на корпусе Certified by LEICA (сертифицировано Leica). Для теста мы использовали самую требовательную к разрешению оптики беззеркалку Panasonic LUMIX DC-S1R.
Детализация, хроматические аберрации, виньетирование
При фокусном расстоянии 24 мм уже на открытой диафрагме резкость в центральной части кадра очень высокая, не вызывающая никаких нареканий. К краям кадра детализация неизбежно снижается, однако остаётся умеренно высокой и пригодной для крупноформатной печати снимков. Следов хроматических аберраций не видно вовсе. Виньетирование присутствует, но выражено довольно слабо. Контраст изображения высокий, без засветок и сферических аберраций.
Диафрагмирование до f/4 никак не сказывается на центре кадра — максимум разрешения уже достигнут. Периферия снимка добирает немного резкости. Виньетирование заметно ослабевает. Полностью мелкие формальные недостатки изображения уходят при f/5,6: окончательно исчезает виньетирование, ещё чуть-чуть поднимается детализация краёв. Таким же высоким остаётся качество картинки и при f/8.
Диафрагма f/11 для связки Panasonic LUMIX DC-S1R и LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 является пороговым значением, за которое стоит переходить только в крайнем случае, когда нужно любой ценой увеличить выдержку или глубину резкости. Из-за дифракции начинает снижаться детализация, и все преимущества резкого объектива и многомегапиксельной камеры теряются. На f/16 тенденция выражена умеренно, а на f/22 картинка уже смотрится «мыльной».
При фокусном расстоянии 70 мм открытая диафрагма демонстрирует умеренно высокую резкость. Видно некоторое снижение детализации к периферии. Виньетирование выражено слабо, а хроматические аберрации и вовсе отсутствуют.
Диафрагмирование до f/4 поднимает детализацию всего кадра до высокой, почти полностью убирает виньетирование. При f/5,6 уходят последние остатки затемнения углов, периферия кадра ещё немного добирает детализации. Максимум технического качества приходится на f/5,6–11, а дальше происходит закономерный спад детализации из-за дифракции.
Геометрические искажения
Если вы смотрите снимки с Panasonic LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 в JPEG или открываете RAW в распространённых конвертерах (например, Adobe), то геометрических искажений не увидите. Как и в случае почти со всеми современными объективами, они полностью подавляются программно.
Причём коррекция является неотключаемой: её нельзя убрать в самой камере (в отличие от коррекции виньетирования, например) и в продуктах Adobe. Она работает при съёмке видео. Сложности могут возникнуть лишь при работе с «экзотическими» конвертерами. Например, вот такую картину мы увидели в Raw Photo Processor.
В широкоугольном положении объектив без программной коррекции склонен к довольно сильной бочкообразной дисторсии. Вероятно, именно подавление дисторсии является причиной снижения детализации снимков на периферии кадра при применении коррекции.
В положении зума 70 мм дисторсия без коррекции выражена очень слабо, а также направлена в другую сторону. Существенного влияния на изображение не оказывает.
Боке
Объектив обладает в меру мягким и красивым для зума характером размытия. Одиночные блики в зоне нерезкости очерчены не слишком жёстко, равномерно заполнены. Они не образуют эффекта чешуи, одиночные линии в боке не двоятся.
Широкое применение асферики не испортило рисунок LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8, разработчикам удалось создать действительно красивое размытие с нейтральным, неброским характером.
Такое боке вряд ли можно использовать как самостоятельный художественный элемент, но оно позволит эффектно выделять главный объект в кадре и в то же время не преподнесёт неприятных сюрпризов.
Бликозащита
Объективы, подобные Panasonic LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8, часто используются в репортажной съёмке, где крайне важна эффективная работа в контровом свете. Проверим, как в таких условиях себя покажет наш подопытный.
Работа объектива без бленды, когда косые лучи солнца попадают на переднюю линзу.
Для демонстрации возможностей бликозащиты мы выбрали худший случай расположения солнца в кадре. Сразу скажем: объектив легко переносит косые лучи, когда солнце вышло за границу снимка, даже без бленды.
На появление бликов его провоцируют лишь источники света, расположенные не в самом углу, а чуть ближе к центру.
В широкоугольном положении есть шанс получить одиночный зелёный блик, который при закрытии диафрагмы будет очерчиваться всё жёстче. Контраст от попавшего в кадр солнца не падает, а засветка образуется лишь локальная, небольшая. После f/11 солнце «обрастает» мелкими и неконтрастными лучиками из-за переотражения света от лепестков диафрагмы: 11 лепестков диафрагмы образуют 22 лучика.
В телеположении тенденция сохраняется точно такая же, но выражена она намного слабее: блик слабоконтрастный, проявляется лишь при закрытии диафрагмы. В целом контровый свет объектив держит очень хорошо. Этот сюжет также интересен с точки зрения хроматических аберраций: их не возникает! В мощнейшем контровом свете мелкие детали, такие как ограда колокольни, прекрасно читаются.
Эффект дыхания
После выхода на рынок Panasonic LUMIX DC-S1H стало окончательно понятно, что система S — это не только фото-, но и видеооборудование. Объективов это касается в полной мере. LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 оснащён полностью бесшумным приводом автофокуса, линейным ходом кольца фокусировки. Кроме того, у него заявлен минимизированный эффект дыхания, то есть при перефокусировке объектив не меняет крупность плана.
Мы проверили это в нашем тесте. Действительно, LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 не подвержен эффекту дыхания, что позволит без визуальных искажений перефокусироваться в процессе записи видео даже на очень статичных и изобилующих деталями планах.
Выводы
У Panasonic получился ещё один очень качественный и современный объектив. Его главное достоинство — общий высокий уровень всех характеристик. Ни по одному направлению он не демонстрирует откровенно слабых мест. Например, довольно сильная дисторсия в широкоугольном положении здесь «прикрыта» неотключаемой программной коррекцией, которая делает геометрию объектива идеальной.
LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 резок с открытой диафрагмы, особенно в широкоугольном положении. Он даёт высокий контраст даже в очень сложных условиях освещения, не проявляет хроматических аберраций, у него низкий уровень виньетирования.
С точки зрения конструкции, минусы найти ещё сложнее. Объектив получился очень крупным и тяжёлым. Он собран добротно, без люфтов. Фокусируется быстро и бесшумно. Удобно реализован и перевод в режим ручного фокуса — достаточно просто потянуть кольцо на себя. Есть пыле- и влагозащита.
Мягкое и нейтральное боке, а также отсутствующий эффект дыхания будут явными преимуществами при творческой видеосъёмке с малой глубиной резкости.
Безусловно, эта модель имеет довольно высокую цену. Она складывается прежде всего из универсальности характеристик. Если все те удобства, которые предлагает LUMIX S PRO 24-70mm f/2.8 фотографу и видеографу, вам не нужны, возможно, стоит присмотреться к более «простым» моделям оптики с большим числом компромиссов.
Плюсы:
- высокая резкость;
- высокий контраст даже в самых сложных условиях;
- практически отсутствуют хроматические аберрации;
- мягкое и нейтральное боке;
- отсутствует эффект дыхания;
- низкий уровень виньетирования;
- бесшумная и быстрая автофокусировка;
- линейный ход кольца ручного фокуса;
- защита от пыли и влаги.
Минусы:
- есть некоторое падение детализации по краям на открытой диафрагме;
- может ловить блики в определённых условиях;
- сильная бочкообразная дисторсия в широкоугольном положении в сторонних RAW-конвертерах.