Вверх
E766d024 b932 4e87 9ae5 c36f3cfbe66d

Nikon D780: неделя с экспертом

Дата публикации: 02.03.2020

Качество изображения

Здесь установлен полнокадровый сенсор разрешением 24,5 Мп с обратной засветкой. Да, на сегодня существуют матрицы и с бóльшим разрешением. Но достоинство этого сенсора в том, что даже на высоких значениях ISO уровень цифрового шума остаётся низким. Такой фотоаппарат универсальнее, его удобно использовать в репортажной, свадебной и спортивной съёмках. Матрица оснащена низкочастотным фильтром. Это значит, что на фотографиях не будет муара, однако возможны небольшие потери в детализации.

Отметим, что камера позволяет записывать RAW с глубиной цвета 14 и 12 бит, доступно сжатие без потерь (получаются файлы объёмом около 26 МБ) и обычное сжатие (файлы около 20–22 МБ). А вот запись RAW без сжатия недоступна, но практика показывает, что предлагаемый вариант никак не ухудшает качество материала, каких-либо артефактов при работе с такими файлами не возникает.

В паре с матрицей работает процессор EXPEED 6. Это последнее поколение процессоров Nikon. Такими же оснащены беззеркалки Nikon Z 6 и Z 7. Благодаря эффективной работе процессора, камера не тормозит даже при выполнении сложных задач, эффективно работает с шумоподавлением и обеспечивает качественную цветопередачу.

В паре с матрицей работает процессор EXPEED 6. Это последнее поколение процессоров Nikon. Такими же оснащены беззеркалки Nikon Z 6 и Z 7. Благодаря эффективной работе процессора, камера не тормозит даже при выполнении сложных задач, эффективно работает с шумоподавлением и обеспечивает качественную цветопередачу.

Цифровой шум и работа на высоких ISO

Посмотрим, как работает Nikon D780 на различных значениях ISO. Съёмка велась в формате RAW, конвертер — Capture NX-D с настройками по умолчанию.

NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: F8, 1/2 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/4 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/8 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/15 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

Минимальной светочувствительностью для Nikon D780 является ISO 100. Однако есть и расширенные значения, позволяющие опустить светочувствительность до 50 единиц. Это пригодится, когда нужно взять выдержку подлиннее, например, при видеозаписи и в пейзажной, архитектурной фотографии. Один нюанс: при использовании пониженных ISO, немного «обрезаются» детали в светлых участках и при обработке RAW, запас в светах заметно меньше, чем на «родном» ISO 100. Что касается цифрового шума, то на ISO 100–200 картинка гладкая, никаких признаков цифрового шума. Также наблюдаем на снимках отличную детализацию.

NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/30 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/60 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

На ISO 400–800 картинка практически без шумов. На ISO 1600 только самый дотошный зритель, рассматривающий изображение с увеличением и не пользующийся шумоподавлением, заметит цифровой шум. В этом плане современные матрицы сделали большой шаг вперёд. Раньше на ISO 1600 даже полнокадровые камеры «шумели» ощутимо. Теперь же ISO 1600 выглядит как ISO 400 на аппаратах 5–6-летней давности. В этом легко убедиться, открыв наш тест Nikon D750 (предшественника героя обзора) и сравнив тестовые кадры.

NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/125 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

ISO 3200 тоже выглядит отлично: цифровой шум будет заметен, только если его специально искать. В тенях не происходит снижения контраста и детализации, что можно заметить на камерах предыдущих поколений. Цветопередача тоже не искажается. На таком ISO вполне можно снимать даже ответственные репортажи, спорт, свадебные фотосессии, проводить портретные и семейные съёмки на улице и в помещениях со слабым освещением.

NIKON D780 / 18-35mm f/3.5-4.5G УСТАНОВКИ: ISO 5600, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/250 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

На ISO 6400 «зерно» становится более заметным, особенно если не пользоваться функциями шумоподавления (напомним, к JPEG-примерам в статье применено шумоподавление по умолчанию). Но нужно признать, что даже такое ISO рабочее для многих сюжетов. По-прежнему тёмные участки кадра не превращаются в малоконтрастную мозаику из разноцветных пикселей. Контраст, цветопередача не искажаются, мелкие детали читаются.

NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/500 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/1000 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/2000 с, 70.0 мм экв.Cкачать RAW

Если снимаете спорт или репортаж при очень слабом освещении и при этом нужны выдержки короче 1/1000 с, вы оцените и возможности Nikon D780 на ISO 12800. Да, цифровой шум заметен при просмотре снимков в большом формате, детали в самых тёмных участках различаются хуже. Но контраст снимка не снижается. Кое-где начинает проскакивать цветовой шум, который легко устранить с помощью шумоподавления.

NIKON D780 / VR 70-300mm f/4.5-5.6E УСТАНОВКИ: ISO 12800, F5.6, 1/60 с, 230.0 мм экв.Cкачать RAW

На ISO 25600 шума чуть больше, детали на тёмных фрагментах теряются, сильнее сказываются цветовые шумы. И всё же снимок не превращается в «кашу», и на такой высокой чувствительности тоже можно снимать, как и на ISO 51200. Эти значения вряд ли будут востребованы, если вы грамотно настроили выдержку и диафрагму. Возможный сценарий — ночная съёмка велотриала за городом без дополнительного освещения. На таком ISO зафиксировать момент получится, и кадр можно будет выложить в социальные сети.

NIKON D780 / 16mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 2800, F5, 1/80 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW

Nikon D780 отлично снимает даже на высоких значениях ISO и подойдёт не только для студийных съёмок и работы со штатива, но и для динамичных, тревел-сюжетов.

NIKON D780 / VR 70-200mm f/2.8E УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с, 112.0 мм экв.

Динамический диапазон

Насколько качественно Nikon D780 передаёт тёмные и светлые участки в контрастных сюжетах? В современной фототехнике есть встроенные функции расширения динамического диапазона. В зеркалках Nikon реализована функция «Активный D-Lighting», которая путём обработки вытягивает тени и затемняет светлые участки на снятом кадре. Есть и функция HDR: в этом случае камера делает два кадра разной яркости, после чего сшивает их, заимствуя из тёмного кадра проработанные светлые участки, а из светлого — тёмные.

Исходный кадр

Исходный кадр

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.
Результат применения функции «Активный D-Lighting»: тёмные участки кадра осветлены.

Результат применения функции «Активный D-Lighting»: тёмные участки кадра осветлены.

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.

Однако работает это всё только при съёмке в формате JPEG. Но чтобы раскрыть весь потенциал камеры, нужно работать с форматом RAW. Итак, попробуем осветлить недоэкспонированный сюжет.

Результат обработки снимка в Nikon Capture NX-D. Shadows Protection +100, Exposure +2 EV.

Результат обработки снимка в Nikon Capture NX-D. Shadows Protection +100, Exposure +2 EV.

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.
Результат обработки снимка в Nikon Capture NX-D. Exposure +5 EV.

Результат обработки снимка в Nikon Capture NX-D. Exposure +5 EV.

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/640 с, 24.0 мм экв.

Для демонстрации динамического диапазона Nikon D780 я специально сильно подвинул экспозицию в плюс и осветлил тени до максимума. Затенённый памятник на фоне церкви осветлился, и теперь мы видим его во всех деталях. Серьёзные цифровые шумы не появились. Можно пойти ещё дальше. Для чистоты эксперимента вместо восстановления теней просто повысим экспозицию. На максимальном значении +5 EV можно увидеть лёгкий шум на самых тёмных фрагментах. Несмотря на низкий уровень шума, всё же самые тёмные детали кадра (внутренняя часть одежды героев скульптурной композиции) на снимке не появились. Появление новых деталей на фото закончилось примерно на значении +4 EV, что вкупе с минимальным уровнем шума при таком серьёзном «вытягивании» снимка является великолепным показателем! Что касается запаса в светлых участках, то тут можно рассчитывать на одну ступень экспозиции. Этого достаточно, чтобы поправить пересветы, возникающие при съёмке на ярком солнечном свете.

Снимок со слегка пересвеченным небом

Снимок со слегка пересвеченным небом

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/160 с, 24.0 мм экв.
Поправка экспозиции в Nikon Capture NX-D -1EV. Появились детали в пересвеченных участках неба.

Поправка экспозиции в Nikon Capture NX-D -1EV. Появились детали в пересвеченных участках неба.

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/160 с, 24.0 мм экв.
Обработка в Nikon Capture NX-D: -2/3 EV. Shadows Protection +70, Highlights Protection +20, Picture Control Vivid.

Обработка в Nikon Capture NX-D: -2/3 EV. Shadows Protection +70, Highlights Protection +20, Picture Control Vivid.

NIKON D780 / VR 24-120mm f/4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/160 с, 24.0 мм экв.

Nikon D780, традиционно для камер этого производителя, демонстрирует широчайший динамический диапазон. При съёмке в RAW камера позволит уверенно работать с яркостью кадров. Можно исправлять ошибки экспозиции, осветлять тени вплоть до +4 EV и затемнять кадры на -1 EV.

NIKON D780 / 18-35mm f/3.5-4.5G УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

В пейзаже, архитектурной и интерьерной съёмке фотографы часто работают с контрастными сценами, так что широкий динамический диапазон крайне важен. В репортажной, свадебной, семейной и бытовой съёмке такой запас в тенях и светах пригодится при исправлении ошибок экспозиции, которые случаются даже у опытных фотографов.

Дата публикации: 02.03.2020
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Автофокус и серийная съёмка»
Георгий Полицарнов, 2020-10-26T08:41:23

Нет, никак. Вспышка не работает с электронным затвором.

Vitalik Xm, 2020-10-25T18:11:27

при съемке с электронным затвором не работает вспышка., можно как-то включить?

Dmitry Shemonaev, 2020-07-21T12:55:56

При съемке через видоискатель светосильной оптикой промахов по фокусу как всегда у зеркалки больше....причем со сторонней оптикой еще хуже....у БЗ их практически нет, точнее вообще нет, даже с кривой Sigma...тут то и приходит кайф от пользования Z6....и зона покрытия кадра в Z6 шикарная....очень удобно, не нужно никаких смещений после фокусировки....когда можно при съемке на открытой, легко вылететь из Грип....как вспомнишь пляски с юстировкой зеркалок) эх) было время)

Аrs, 2020-06-30T20:40:42

Присмотрись к Tamron 15-30 2,8VC. Работа с ним только радует и стаб. очень помогает. В основном на него весь движ и снимаю. 24-70 родной даже не достаю. 35мм и 85мм иногда его дополняют (для картинки) но это для неспешной работы.

Владимир, 2020-06-21T12:26:29

Согласен с вами

Константин Воронов, 2020-06-02T08:06:49

Видео в тесте снято на Nikkor 70-200 2.8 FL

Iren, 2020-06-01T22:12:08

да я вас понимаю и согласна. спасибо. вы кстати так и не сказали, на что сами снимали видео.
вот и хотела узнать, какие как работают, чтоб из пушки по воробьям не стрелять, дороги объективы то с нужными фокусными и светосилой ( хотя камера оч хорошо себя ведет, 2000 исо прям не проблема). вообще второе (не первое) впечатление от камеры было Вау!
буду ждать открытия тестовой зоны в никон плазе, но настроение несколько упало. честно - знай раньше этот момент с видео, конкурентов бы рассматривала внимательней. надеюсь вернуться с положительным отзывом.

Георгий Полицарнов, 2020-06-01T17:15:26

Это очень удачная зеркалка, которая в режиме Live View фактически превращается в Nikon Z 6. Да, видеовозможности этой камеры очень широки. Да, там есть автофокус по лицам. Но поймите, что оптика для зеркалок изначально не оптимизировалась для видеозаписи, в отличие от оптики для фотокамер серии Z. Другое управление диафрагмой, другое управление автофокусом. При этом в профессиональной видеосъёмке, это, как ни странно, не является критичным, поскольку автофокус используется редко. Всё остальное там на очень высоком уровне.

Что касается Вашего негативного опыта со сторонней оптикой, то вделайте скидку на то, что это не родной объектив. Попробуйте оригинальную оптику. Возможно, она Вас устроит полностью.

Iren, 2020-06-01T16:30:19

спасибо за ответы. я так понимаю объективов с af-р приводом не так и много, я вообще кроме 70-300 нашла только кропнутые... это прям печаль, жаль не учла этот момент при выборе камеры, выбор был. d780 позиционируют как гибрид, но получается не очень то полноценный и сразу звучит "это зеркалка" как вы это прокомментируете?

Георгий Полицарнов, 2020-06-01T15:58:20

Лучшим способом будет протестировать работу с любым родным объективом. Поскольку сторонняя оптика в подобных нестандартных сценариях может работать непредсказуемо.

Iren, 2020-06-01T13:52:02

ясно. да у меня любительская съемка, в основном детей, для видеоконтента соцсетей в основном. но как рыскал тамрон - это совсем никуда не годится, ребенок говорил и фокус рыскал постоянно (по глазам я использовала), и звук слышно и картинка постоянно дергается, пришлось делать лютую нарезку. вот теперь я в недоумении, а исправит ли другой объектив эту ситуацию. можно на 70-200 конечно потестировать, как родной себя ведет.

Георгий Полицарнов, 2020-06-01T11:37:57

Формально для видео адаптированы объективы с AF-P приводом.

Георгий Полицарнов, 2020-06-01T11:36:58

Автофокуса будет достаточно для любительских задач. Он для этого. И для репортажных съёмок. При этом не все объективы обеспечат плавную и бесшумную перефокусировку в видео хотя бы из-за особенностей привода АФ. Вы же, судя по всему, возлагаете именно на автофокус большие надежды. Поэтому моя задача — очертить область применения, где вы не разочаруетесь.

Как только вы коснётесь профессиональных видеозадач, скорее всего, придётся вернуться к ручному фокусу как к стандарту отрасли.

Iren, 2020-06-01T11:29:53

как грустно... а зачем тогда автофокус по глазам и лицу в видео? из топовых какие модели адаптированы?

Георгий Полицарнов, 2020-06-01T07:33:39

Если мы говорим про объективы с байонетом F, то лучше рассчитывать на ручной фокус при профессиональной видеосъёмке. Большинство моделей объективов не адаптировано для записи видео, поэтому неприятные сюрпризы в виде недостаточной плавности работы или шума привода могут быть. Хотя на D780 в целом они будут работать хорошо (по сравнению с другими зеркалками).

Iren, 2020-05-30T00:33:29

а я не взяла 850, хотя великолепная камера, но файло тяжелое куда складывать, да и поинтересней на 780 плюшки, да и тяжко 850 с собой таскать. Перешла на 780 как раз с 750, разница есть. С одной стороны удобно оч, эргономика знакомая, первое время путала тушки, но исо удобней вынесена на 780, на съемке замечаешь сразу. на 2000 исо качество великолепное, кадры с 4К можно как фото использовать, а серия не виснет вообще, я до того чтоб камера "задумалась" не достреляла. снимаю видео на него через лайввью, фотки по старинке как на 750, оч довольна, плюс наконец нормальное мобильное приложение для автопортретов и предметки - супер. не стала брать соню изза того что снимаю детей часто в сложных условиях и боюсь не поспею за ними на беззеркалке (может заблуждаюсь), но главное жалко было топовые стекла продавать и по новой втридорога покупать, не готова.

Iren, 2020-05-30T00:18:22

Здравствуйте, подскажите, а как подбирать оптику для видео к d780? нужен широкий угол, фото я снимаю на 70-200 (как портретник), хотя больше люблю фиксы. А для помещения и видео нужен широкий угол, мечусь между 35 1.4 (говорят подтормаживает автофокус), и 24-70 (но близкие к 70 углы не интересуют, а вот 24 это здорово). но как себя ведут зумы и фиксы при ъемке видео? сравнить не с чем, есть тамрон 45 и на видео он как раз рыскает, или я с настройками накрсорезила ("спасибо" никону за оч куцую инструкцию) или дело в тамроне) кстати, в обзоре не указали на какое стекло снято видео.

Георгий Полицарнов, 2020-05-12T07:28:41

Дмитрий, у нас нет информации о том, какие именно алгоритмы работы автофокуса были применены в режиме работы автофокуса через видоискатель. Производитель лишь заявляет сам факт обновления алгоритмов работы автофокуса. В Live View совершенно точно есть огромный прирост в скорости и точности АФ, в удобстве работы.

Дмитрий Арзамасцев, 2020-05-12T07:25:47

Помнится, когда камера была анонсирована, в статье "Nikon D780 объединил лучшие черты зеркалок и беззеркалок", Вы писали, что в ней применены алгоритмы работы автофокуса от Nikon D5. Прочитав обзор, разницы в работе автофокуса в режиме видоискателя не обнаружил. Честно сказать, на мой взгляд, обзор автофокуса в этом режиме весьма поверхностен - автор препочел сосредоточить свое внимание на LiveView. Так применены ли новые алгоритмы? И если да, то какие?

Subbotin Slava, 2020-03-30T22:44:43

Отличный обзор.
На Амазоне
Nikon D850 body $2950
Nikon D780 24-120 f4.0 $2720
Я бы сделал выбор в пользу d850
Да и много альтернативы за такие деньги.
Я как владелец Nikon D750 с 2014г разницы с D780 особо не заметил.
Автофокус сырой, объектив 24-120 f4.0 такой же отстойный.

PS: Видео снимаю на SONY )) Nikon только для фото((