Качество изображения
Здесь установлен полнокадровый сенсор разрешением 24,5 Мп с обратной засветкой. Да, на сегодня существуют матрицы и с бóльшим разрешением. Но достоинство этого сенсора в том, что даже на высоких значениях ISO уровень цифрового шума остаётся низким. Такой фотоаппарат универсальнее, его удобно использовать в репортажной, свадебной и спортивной съёмках. Матрица оснащена низкочастотным фильтром. Это значит, что на фотографиях не будет муара, однако возможны небольшие потери в детализации.
Отметим, что камера позволяет записывать RAW с глубиной цвета 14 и 12 бит, доступно сжатие без потерь (получаются файлы объёмом около 26 МБ) и обычное сжатие (файлы около 20–22 МБ). А вот запись RAW без сжатия недоступна, но практика показывает, что предлагаемый вариант никак не ухудшает качество материала, каких-либо артефактов при работе с такими файлами не возникает.
В паре с матрицей работает процессор EXPEED 6. Это последнее поколение процессоров Nikon. Такими же оснащены беззеркалки Nikon Z 6 и Z 7. Благодаря эффективной работе процессора, камера не тормозит даже при выполнении сложных задач, эффективно работает с шумоподавлением и обеспечивает качественную цветопередачу.
Цифровой шум и работа на высоких ISO
Посмотрим, как работает Nikon D780 на различных значениях ISO. Съёмка велась в формате RAW, конвертер — Capture NX-D с настройками по умолчанию.
Минимальной светочувствительностью для Nikon D780 является ISO 100. Однако есть и расширенные значения, позволяющие опустить светочувствительность до 50 единиц. Это пригодится, когда нужно взять выдержку подлиннее, например, при видеозаписи и в пейзажной, архитектурной фотографии. Один нюанс: при использовании пониженных ISO, немного «обрезаются» детали в светлых участках и при обработке RAW, запас в светах заметно меньше, чем на «родном» ISO 100. Что касается цифрового шума, то на ISO 100–200 картинка гладкая, никаких признаков цифрового шума. Также наблюдаем на снимках отличную детализацию.
На ISO 400–800 картинка практически без шумов. На ISO 1600 только самый дотошный зритель, рассматривающий изображение с увеличением и не пользующийся шумоподавлением, заметит цифровой шум. В этом плане современные матрицы сделали большой шаг вперёд. Раньше на ISO 1600 даже полнокадровые камеры «шумели» ощутимо. Теперь же ISO 1600 выглядит как ISO 400 на аппаратах 5–6-летней давности. В этом легко убедиться, открыв наш тест Nikon D750 (предшественника героя обзора) и сравнив тестовые кадры.
ISO 3200 тоже выглядит отлично: цифровой шум будет заметен, только если его специально искать. В тенях не происходит снижения контраста и детализации, что можно заметить на камерах предыдущих поколений. Цветопередача тоже не искажается. На таком ISO вполне можно снимать даже ответственные репортажи, спорт, свадебные фотосессии, проводить портретные и семейные съёмки на улице и в помещениях со слабым освещением.
На ISO 6400 «зерно» становится более заметным, особенно если не пользоваться функциями шумоподавления (напомним, к JPEG-примерам в статье применено шумоподавление по умолчанию). Но нужно признать, что даже такое ISO рабочее для многих сюжетов. По-прежнему тёмные участки кадра не превращаются в малоконтрастную мозаику из разноцветных пикселей. Контраст, цветопередача не искажаются, мелкие детали читаются.
Если снимаете спорт или репортаж при очень слабом освещении и при этом нужны выдержки короче 1/1000 с, вы оцените и возможности Nikon D780 на ISO 12800. Да, цифровой шум заметен при просмотре снимков в большом формате, детали в самых тёмных участках различаются хуже. Но контраст снимка не снижается. Кое-где начинает проскакивать цветовой шум, который легко устранить с помощью шумоподавления.
На ISO 25600 шума чуть больше, детали на тёмных фрагментах теряются, сильнее сказываются цветовые шумы. И всё же снимок не превращается в «кашу», и на такой высокой чувствительности тоже можно снимать, как и на ISO 51200. Эти значения вряд ли будут востребованы, если вы грамотно настроили выдержку и диафрагму. Возможный сценарий — ночная съёмка велотриала за городом без дополнительного освещения. На таком ISO зафиксировать момент получится, и кадр можно будет выложить в социальные сети.
Nikon D780 отлично снимает даже на высоких значениях ISO и подойдёт не только для студийных съёмок и работы со штатива, но и для динамичных, тревел-сюжетов.
Динамический диапазон
Насколько качественно Nikon D780 передаёт тёмные и светлые участки в контрастных сюжетах? В современной фототехнике есть встроенные функции расширения динамического диапазона. В зеркалках Nikon реализована функция «Активный D-Lighting», которая путём обработки вытягивает тени и затемняет светлые участки на снятом кадре. Есть и функция HDR: в этом случае камера делает два кадра разной яркости, после чего сшивает их, заимствуя из тёмного кадра проработанные светлые участки, а из светлого — тёмные.
Однако работает это всё только при съёмке в формате JPEG. Но чтобы раскрыть весь потенциал камеры, нужно работать с форматом RAW. Итак, попробуем осветлить недоэкспонированный сюжет.
Для демонстрации динамического диапазона Nikon D780 я специально сильно подвинул экспозицию в плюс и осветлил тени до максимума. Затенённый памятник на фоне церкви осветлился, и теперь мы видим его во всех деталях. Серьёзные цифровые шумы не появились. Можно пойти ещё дальше. Для чистоты эксперимента вместо восстановления теней просто повысим экспозицию. На максимальном значении +5 EV можно увидеть лёгкий шум на самых тёмных фрагментах. Несмотря на низкий уровень шума, всё же самые тёмные детали кадра (внутренняя часть одежды героев скульптурной композиции) на снимке не появились. Появление новых деталей на фото закончилось примерно на значении +4 EV, что вкупе с минимальным уровнем шума при таком серьёзном «вытягивании» снимка является великолепным показателем! Что касается запаса в светлых участках, то тут можно рассчитывать на одну ступень экспозиции. Этого достаточно, чтобы поправить пересветы, возникающие при съёмке на ярком солнечном свете.
Обработка в Nikon Capture NX-D: -2/3 EV. Shadows Protection +70, Highlights Protection +20, Picture Control Vivid.
Nikon D780, традиционно для камер этого производителя, демонстрирует широчайший динамический диапазон. При съёмке в RAW камера позволит уверенно работать с яркостью кадров. Можно исправлять ошибки экспозиции, осветлять тени вплоть до +4 EV и затемнять кадры на -1 EV.
В пейзаже, архитектурной и интерьерной съёмке фотографы часто работают с контрастными сценами, так что широкий динамический диапазон крайне важен. В репортажной, свадебной, семейной и бытовой съёмке такой запас в тенях и светах пригодится при исправлении ошибок экспозиции, которые случаются даже у опытных фотографов.