Содержание:
В начале 2018 года компания Sigma анонсировала выход полнокадрового широкоугольного зум-объектива с крайне низким уровнем аберраций. В терминологии производителя: «почти нулевая дисторсия», а конкретнее: уровень дисторсии менее 1%, и «минимальные поперечные хроматические аберрации, блики и ореолы». Если говорить простым языком, то объектив почти не искажает геометрию изображения при широкоугольной съёмке, в отличие от объективов класса «фишай» с близкими значениями углов обзора.
Итак, знакомьтесь — Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art.
Дизайн, эргономика, управление
Первое, на что обращаешь внимание, взяв объектив в руки, – это его вес: 1,2 кг. Если добавить камеру и дополнительные аксессуары, то суммарный вес комплекта может превысить 3 кг. Получается, что это объектив для серьёзной работы. Явно не для праздных прогулок по городу.
Объектив производит впечатление качественно и надежно сделанного продукта. Ребристые поверхности обоих колец не дают рукам проскальзывать во время работы.
Ход кольца зумирования немного меньше четверти оборота и в меру тугой и плавный — выставить нужное значение фокусного расстояния несложно. Фокусировочное кольцо крутится с таким же усилием, а его ход от упора до упора также составляет чуть больше четверти оборота. Этого вполне достаточно, чтобы при фокусировке в ручном режиме не перехватывать кольцо и точно контролировать попадание объекта съёмки в зону резкости.
Металлический байонет позволяет не опасаться повреждений соединения при смене объективов. Вся связь с камерой осуществляется электрически — через группу контактов. Объектив выпускается в вариантах с байонетом Canon EF и Nikon F.
При зумировании внешние размеры объектива не меняются. Хотя при регулировке фокусного расстояния происходит небольшое выдвижение передней линзы, она не выходит за габариты бленды.
Бленда несъёмная, но это не мешает хранению и транспортировке объектива, благодаря специальной крышке, которая надевается на бленду без защелок и не соскальзывает при вертикальной транспортировке благодаря бархатной накладке на внутренней стороне.
Возможно, при регулярной эксплуатации эта накладка сотрётся. Однако, во время теста крышка не соскальзывала и держалась плотно.
Бленда лепестковая, но в фирменном сервисном центре её можно заменить на оригинальную круглую. Это оценят видеографы, которые снимают материал для создания виртуальной реальности.
Из-за большого радиуса сферы передней линзы на этом объективе применять фильтры можно только с внешней системой крепления.
Компания Sigma позаботилась, чтобы плохая погода не стала препятствием для работы: объектив Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art имеет пыле- и влагозащиту. Он хорошо сбалансирован и, несмотря на большой вес и размеры, работать с ним комфортно.
Угол поля зрения изменяется от 114,2 до 84,1 градуса. Это позволяет получать фотографии с непривычной для невооруженного человеческого глаза передачей пространства (перспективы).
Широкий угол позволяет и сфотографировать небоскрёб целиком, стоя у его подножия.
Объектив в работе
Когда в первый раз смотришь в видоискатель, от картинки просто захватывает дух: откуда в одном кадре сразу столько пространства и деталей?! Очень непривычный для человеческого глаза мир открывается фотографу, снимающему на этот объектив, особенно в короткофокусном положении.
В один кадр можно уместить то, что раньше помещалось только после сшивки панорамы из нескольких кадров.
Можно для художественного эффекта выбрать нестандартный ракурс, получив необычный эффект на фотографии.
Скорость работы автофокуса приятно удивила. Я и не надеялся, что его работа будет такой шустрой: ожидал увидеть медленный, неповоротливый автофокус с кучей ошибок и промахов. На самом деле, фокусировка работала быстро, точно и вполне предсказуемо! Ещё один признак профессионального объектива. В тандеме со следящим автофокусом камеры, Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art без проблем успевает поймать даже быстро движущийся на камеру объект.
Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art не оснащён системой стабилизации. Но, благодаря своему немаленькому весу, который плюсуется с весом камеры, система обладает достаточной инертностью. Это без проблем позволяло снимать с рук на выдержках порядка 1/20−1/25 секунды камерой с разрешением сенсора 20 Мп.
Качество изображения
Главной характеристикой объектива является качество изображения. В модели Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art практически полностью исправлена дисторсия, что особенно ценно в архитектурной и интерьерной фотосъёмке.
На фотографиях практически отсутствуют «бочка» или «подушка», которые присущи многим другим широкоугольным объективам. Впрочем, и в других жанрах отсутствие геометрических искажений будет плюсом.
В конструкции объектива применена оптическая схема с 17 элементами в 11 группах, которая включает три асферические линзы и шесть линз из низкодисперсного стекла, созданных с помощью точной формовки стекла под давлением: три линзы SLD и три — FLD с оптическими свойствами как у флюорита.
Перспективные искажения, которые вызваны наклоном камеры, при необходимости очень легко компенсируются в графическом редакторе или конверторе, правда, за счёт небольшой потери угла охвата.
14 мм
Резкость изображения, даже на открытой диафрагме F2.8 довольно высокая по всему полю кадра, но ещё не максимальная. В углах кадра хорошо заметно виньетирование.
При закрытии диафрагмы до F4 картинка уже буквально «звенит», но затемнение по углам не уменьшается.
Далее, при значениях диафрагмы F5.6 и F8 резкость остаётся на стабильно высоком уровне.
Небольшое снижение резкости начинается только при закрытии диафрагмы сильнее F11: явление дифракции никто не отменял. Одновременно, после F11 практически исчезает виньетирование, сильно заметное на более открытых диафрагмах.
24 мм
На длинном конце зума наблюдается такая же картина с резкостью. Фотографии довольно резкие уже с диафрагмы F2.8.
Точно так же после F11 резкость незначительно снижается. Однако, виньетирования нет начиная с открытой диафрагмы.
Ещё одной особенностью объектива стало то, что в случае боковой засветки, например, ночью от ламп или фонарей или днем от солнца, на фотографии могут появиться цветные блики разной формы.
Эту особенность объектива надо учитывать всем, кто будет работать с ним, например, в городе, где в кадр попадает большое количество разных источников света.
Огромным плюсом, на мой взгляд, является использование в конструкции объектива 9-лепестковой диафрагмы. Эффект от этого особенно заметен при съёмке на прикрытых диафрагмах ночью. Вокруг точечных источников света появляются красивые расходящиеся лучи, как от использования звездного фильтра. Всего их 18 — это удвоенное количество лепестков диафрагмы.
При съёмке против солнца контраст изображения практически не падает, объектив очень хорошо держит контровый свет, позволяя получить хороший результат без использования HDR-обработки.
Хроматические аберрации на снимках найти сложно, как и заявлено производителем. Но если цветные ореолы всё же появятся, то камера поможет их удалить: объектив совместим с функцией коррекции хроматической аберрации и дифракции от Canon.
Объектив Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art имеет светосилу f/2.8 во всём диапазоне фокусных расстояний. При минимальной дистанции фокусировки 26 см и максимальном масштабе 1:5,4 этот зум вряд ли будут использовать для макросъёмки. Однако, крупные планы небольших объектов им снимать удобно. Фон размывается очень мягко, без двоений и контрастных пятен.
Выводы
Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art — качественный широкоугольный и светосильный объектив с переменным фокусным расстоянием, предназначенный, в первую очередь, для профессиональных фотографов, которые снимают полнокадровыми зеркальными камерами. Конечно, он может заинтересовать и продвинутых фотолюбителей. Однако, его цена, размеры и вес устроят не всех потенциальных покупателей, особенно если они не слишком чётко представляют себе области применения этого объектива.
Главное достоинство Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art — почти нулевые геометрические искажения (дисторсии) при очень широких углах обзора. Сложно на изображениях найти и хроматические аберрации. Остальные оптические характеристики тоже на высоте: объектив обеспечивает очень высокую резкость и детализацию по всему полю кадра, во всём диапазоне фокусных расстояний и значений диафрагмы.
Благодаря светосиле f/2.8 он позволяет уверенно снимать в условиях недостаточной освещенности. Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art оправдывает и приставку в названии — размытие фона очень плавное, пластичное.
Если учесть, что фокусировка у Sigma 14-24mm f/2.8 DG HSM Art крайне быстрая, а корпус защищен от пыли и влаги, то можно уверенно сказать: инженерам Sigma удалось создать по-настоящему выдающийся объектив! Ему подвластны очень многие сюжеты (архитектура, интерьер, репортаж или пейзаж), которые можно снимать даже в экстремальных условиях. Так что это серьёзный инструмент в руках фотографа.
Плюсы:
- высокая резкость и детализация во всем диапазоне диафрагм на всех фокусных расстояниях;
- отсутствие хроматических аберраций;
- отсутствие падения контраста при съёмке с боковым и контровым светом;
- быстрый и точный автофокус;
- высокая светосила;
- мягкое размытие заднего плана;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- стоимость;
- вес;
- появление засветок («зайцев») при съёмке с контровым или боковым светом;
- серьёзное виньетирование по углам в широком положении зума.