Камера в работе
Качество изображения
Качество картинки у Insta360 Pro значительно выше, чем у простых камер 360°, оно сопоставимо со сборками из GoPro. Размер матрицы у этих камер одинаковый, по внешнему виду объективы Insta360 Pro напоминают аналоги от Izugar, которые используют для замены штатных объективов на GoPro при съёмке VR. То, что делает Insta360 Pro, намного удобнее самодельных аналогов, так как обеспечена стопроцентная синхронизация и простое управление.
При съёмке панорам 360° мы получаем картинку в разрешении 8К, но нельзя сравнивать эти цифры с классическим 2D-изображением! В характеристиках всегда указывается разрешение всей сферы. При просмотре же мы видим лишь часть сферы с углом обзора от 90 до 110 градусов (в зависимости от настроек плеера и модели очков) и разрешением примерно 2400 на 1200 пикселей. Также не стоит забывать, что в идеале 360-фото и видео смотрят в очках виртуальной реальности, где изображение находится прямо перед глазами. Сегодня самое большое разрешение у очков HTC Vive Pro — 1440 х 1600 пикселей на каждый глаз.
Стереоэффект
С 3D-эффектом всё тоже не так просто. Поставить камеру, нажать кнопку и получить качественный результат не получится. Эта проблема есть у всех камер, снимающих 360° в 3D. Стереоэффект не распространяется равномерно по всей площади сферы. Сшивка тоже становится сложнее. Даже если получилось хорошо собрать картинку для левого и правого глаза, то это ещё не гарантия получения качественного стерео. Сейчас пишутся и улучшаются алгоритмы для более качественной автоматической сшивки подобных панорам, но для наилучшего результата по-прежнему необходимо прибегать к услугам специалистов по сшивке.
Звук
Внутри камеры — система активного охлаждения, которая создает дополнительные шумы. При длительной записи использовать звук из камеры нежелательно. Но есть два выхода: отключать вентилятор на время записи дубля (время непрерывной работы по инструкции не более 15 минут); использовать внешний рекордер, который можно закрепить на штативе под камерой или отнести в сторону.
Фотосъёмка
Одна из сфер использования камеры Insta360 Pro — создание виртуальных туров. Для проверки удобства использования этой функции я отправился в один из яхт-клубов Подмосковья.
В камере есть несколько режимов фотосъёмки:
- стандартный — сохраняет сшитую панораму и кадры с каждого объектива (8K, 7680х3840 или 8K 3D, 7680х7680);
- RAW — создаётся набор «сырых» кадров для дальнейшей обработки (разрешение каждого из 6 сенсоров 4000 х 2000);
- HDR — камера делает серию фотографий в JPG с разной экспозицией, которые впоследствии объединяются в один кадр для получения более широкого динамического диапазона (8K, 7680х3840);
- Burst — для создания панорамы в разрешении 12К (12000х6000).
Когда какой фоторежим использовать
В простых условиях можно снимать в JPG с автоматической сшивкой внутри камеры. Имейте в виду, что при автоматческой сшивке приходится ждать около 30 секунд, пока камера обработает и сохранит кадр.
Результат автоматической сшивки внутри камеры (7680 х 3840 пикселей)
Если нужно делать снимки быстрее, то автоматическую сшивку лучше отключить. На сохранение исходных файлов в JPG камера тратит 10 секунд, а в RAW — 15 секунд.
Когда в кадре смешанный свет, что часто бывает в интерьерах, стоит использовать режим RAW для возможности более тщательной последующей обработки. Родной софт Insta360 Pro Stitcher собирает эти файлы в панораму и сохраняет DNG-файл с уже готовой панорамой. Его удобно редактировать в Adobe Photoshop.
Результат фотосъёмки в RAW и обработки в Adobe Lightroom
Для сцен с большим динамическим диапазоном (как в моём случае с яхтой) лучше всего подходит режим HDR. Он позволяет проработать и тёмные участки внутри судна, и очень яркие за окном.
Результат автоматической склейки HDR-панорамы в Insta360 Pro Stitcher
Первый вариант панорамы, собранный в родной программе, не понравился мне по цветам. Спасает то, что программа также собирает три отдельные панорамы с разной экспозицией, которые можно использовать вместе с нужными настройками.
Три панорамы с разной экспозицией, сшитые в Insta360 Pro Stitcher и сведённые в HDR-файл в Adobe Lightroom
Идеальным вариантом было бы снять кадры в RAW с брекетингом экспозиции, но производитель не предоставил такой возможности.
Известный недостаток брекетинга — смазы быстро двигающихся объектов в кадре. Тем не менее в случае с яхтой я предпочёл именно HDR-режим. Хотя объекты за окном и покачиваются на волнах, явных артефактов не появилось. Есть огрехи сшивки в надире и в зените, но они достаточно легко исправляются в фотошопе.
Режим Burst
Этот режим создан для получения панорам в разрешении 12К (12000 х 6000 пикселей). Более высокое разрешение достигается за счёт объединения нескольких кадров. Режим спорный, так как схожий эффект можно получить апскейлом с помощью специализированного софта. В качестве негативного эффекта — размытые очертания движущихся объектов. Данный режим стоит использовать исключительно при съёмке статичных панорам.
Зависимость качества изображения от ISO
При использовании значений ISO 100–200 получаем картинку без шума.
При ISO 400 появляются первые намёки на шум, но он ещё не влияет на качество изображения. На ISO 800 шум уже более заметен: для просмотра на мониторе картинку можно использовать, а просмотр в очках уже может вызывать дискомфорт.
При подъёме ISO до 1600 шум становится существенным и замыливает мелкие детали. ISO 3200–6400 — об этих значениях лучше забыть, поскольку, на мой взгляд, качество совершенно неприемлемое.
Варианты замера экспозиции
Стандартно мы снимаем сразу на шесть камер, размещённых в одном корпусе. Однако, помимо привычных для любого фотографа режимов (авто, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим), в Insta360 Pro есть режим, при котором замер экспозиции делается через каждый объектив по отдельности. Это может помочь, например, при съёмке концертов, где с одной стороны — хорошо освещённая сцена, а с другой — тёмный зал. Но такая ситуация может затруднить дальнейшую сшивку кадров и выравнивание по свету. Например, на улице автопросмотр с раздельным замером выдал мне картину, на которой сектора для каждого объектива немного отличаются по яркости. Впрочем, при последующей сшивке софт сделает переходы более плавными, без таких резких границ.
Режим таймлапса
В этом режиме камера сохраняет кадры с каждого объектива через заданные интервалы времени длительностью от 2 секунд. Родная программа понимает, что снимается таймлапс, и собирает серии панорам. В дальнейшем их нужно самостоятельно объединить в видео при помощи видеоредактора.
В режиме автоматического замера экспозиции выявилась неожиданная особенность: через кадр сохраняются снимки с разной экспозицией в +/- 1 ступень. Таким образом, чтобы собрать правильное видео, нужно отделить (или скорректировать) половину кадров.
Если же выставить экспозицию в ручном режиме, то такой проблемы не возникает.