Свет и цвет, настройки фотоаппарата
Фотография — это светопись, фиксирование светового рисунка. И нет разницы в том, на что вы снимаете: на огромную профессиональную камеру или на смартфон. И там, и там изображение формируется одинаково, по одним и тем же законам физики. От окружающего нас света зависит то, как будет выглядеть снимок. И даже цвет зависит от света: дневной свет в солнечный день белый, в пасмурный — голубоватый, на закате — желтый…
Сегодняшний день нашего теста мы посвятим работе со светом и цветом: от выбора освещения до съемки со вспышкой, от установки баланса белого до постобработки снятых кадров.
Теплее или холоднее?
В прошлых частях теста мы уже не раз сталкивались с разными настройками камеры Nokia Lumia 1020. Но вопросов установки баланса белого касались лишь вскользь. А ведь эта настройка крайне важна. Чего уж греха таить, бывают ситуации, когда с корректной установкой баланса белого не справляются и серьезные зеркалки, ошибается и смартфон. Поэтому от столь приятного для фотографа полностью автоматического режима часто приходится отказываться. Вот простой пример: съемка в пасмурный день. Автоматика зеркалки и автоматика смартфона сделали все по-своему правильно — постарались подобрать такую настройку баланса белого, которая даст наиболее нейтральные оттенки в кадре. Но холодные тона пасмурного дня делают снимок слишком неуютным. И тут фотографу приходится вмешиваться. Стоит подсказать камерам, в каких условиях мы снимаем, и снимок сразу начинает смотреться по-другому.
Жаль, но предустановки баланса белого в Nokia Lumia 1020 есть лишь для нескольких вариантов освещения. И стоит вам оказаться в нестандартной с точки зрения автоматики смартфона ситуации, попасть в цвет будет сложнее. Например, при съемке в лучшах восходящего или заходящего солнца. Они окрашивают все в оранжевые оттенки: предустановка для солнечного дня подходит здесь лучше всего, но и она не гарантирует идеального результата. Впрочем, я не стал расстраиваться.
Я прекрасно понимаю, что в моих руках смартфон, и я готов пожертвовать естественностью цветов в пользу интересного эффекта. И разработчики камеры мне такую возможность подарили: среди возможных варианто обработки снятых кадров есть функция “Фотостудия”, позволяющая применить к снимку тот или иной шаблон цветокоррекции. Я убедился на собственном опыте, что почти к любому кадру можно подобрать подходящий шаблон таким образом, чтобы снимок смотрелся выигрышно. Да, не всегда естественно, но зато интересно.
Но если вы все же за “чистые” цвета, то есть в “Фотостудии” настройка, отвечающая за цветовой баланс — то есть как раз за то, в какой оттенок уйдет снимок: в холодный или теплый.
Ищите свет…
Если цвет мы можем поправить и после съемки, то со светом все не так просто. Чуть осветлить или затемнить снимок мы можем. Но по своему характеру и рисунку свет будет на фото таким, каким был в миг нажатия на кнопку спуска на корпусе смартфона. Изменить, улучшить что-то тут не удастся. Старайтесь не злоупотребялть съемкой в сильном контровом свете: от солнца в кадре образуются неприятные блики, тени при этом могут стать абсолютно черными, а небо — блеклым и белым. Пока ни одна фотокамера на свете не умеет видеть так же хорошо, как человеческий глаз. Но все же способ бороться с этим “несовершенством мира” есть: просто спрячьте солнце или другой источник свет за краем кадра или за каким-то предметом в кадре. Таким образом удастся убить сразу всех зайцев наповал, включая и тех зайцев, которыми опытные фотографы называют блики от линз объектива в кадре.
Ищите интересные сюжеты, которые вам дарит свет. Вот здесь я увидел освещенные вечерним солнцем сосульки на ветке дуба: мелочь, удивительно маленькая деталь в огромном пейзаже… Но обойдя дерево несколько раз вокруг, я нашел ту точку, в которой сосульки просвечиваются насквозь, а ветки дерева смотрятся наиболее фактурно на фоне голубого неба. Самые лучшие кадры всегда бывают самыми неожиданными… Так получилось и в этот раз: зеркалки со мной не было, зато я смог снять этот простой, но красивый сюжет на смартфон.
А если света нет?
Наконец, самый больной для страны, где шесть месяце в году холодно и темно, вопрос: а если света нет? Любой фотограф с этим сталкивался: бывают ситуации, когда красивого светотеневого рисунка в кадре нет, но момент нам цене вовсе не своей красотой, а уникальность. Для этих целей в Nokia Lumia 1020 есть вспышка: именно полноценная вспышка, а не мощный светодиод, как во многих других смартфонах. Впрочем, мощному светодиоду тоже место нашлось: он используется для подсветки автофокуса. Со вспышкой мы уже поработали в прошлой части, снимая в студии. Но там за светотеневой рисунок отвечали серьезные студийны приборы. На вечерней прогулке во дворе их, естественно, не будет. Здесь-то вспышка и может пригодиться. Ее возможности достаточно для съемки с дистанции в несколько метров. Камера корректно подбирает настройки съемки, стараясь не погрузить во мрак задний план и сохранить какие-то детали на фоне.
Подведем итоги? Безусловно, реализованный в смарфоне редактор снимков — штука удобная и полезная. Он помогает исправить многие ошибки, допущенные при съемке фотографом или даже автоматикой камеры. Пользоваться им просто и удобно. Но всегда рассчитывать на него нельзя: снимает не фотоаппарат, а фотограф. Завтра мы еще раз вернемся к “Фотостудии” от Nokia. У нас впереди заключительная часть теста, в которой мы доверим смартфону самое дорогое — снимки для семейного альбома.