Съемка в студии на смартфон
Когда Nokia Lumia 1020 только появилась на рынке, наши западные коллеги удивили всех, проведя настоящую студийную съемку с импульсным светом на этот смартфон. Естественно, мы решили от них не отставать и, взяв Nokia Lumia 1020, тоже отправились в студию! Но наш тест будет несколько отличаться от их. Нет, дело не только в брутальности нашей модели… Кроме смартфона мы возьмем в студию еще и зеркалку, а затем сравним снимки.
Для тех, кто в студии не снимал ни разу, поясню: основная техническая сложность при студийной съемке на смарфон заключается в работе с импульсным светом. А именно такой свет — большие студийные вспышки — чаще всего и использеутся. Профессиональные и даже многие любителские фотоаппараты имеют специальные разъемы (горячий башмак или синхроконтакт), которые позволяют синхронизировать импульс студийных вспышек и момент срабатывания затвора фотокамеры. У смартфона таких разъемов, конечно, нет — им в столь компактном корпусе просто не нашлось бы места. Как же быть? Выход есть. Их даже два! Первый — простой и очевидный: снимать при так называемом пилотном свете. Почти все современные студийные осветители имеют мощную галогеновую лампу. Она редко используется для съемок, зато ее свет помогает фотографу оценить будущий светотеневой рисунок в кадре.
Снимок сделан с использованием пилотного света
Первым делом отключаем вспышку в фотоаппарате, чтобы не перебивать студийный свет, который мы долго и заботливо выставляем. Дальше нужно настроить экспозицию. Я поднимаю ISO примерно до 400 единиц, не выше — чтобы не спровоцировать слишком сильные шумы. Выдержку тоже выставляю вручную. В моем случае она довольно длинная — 1/30 с. Короче уже никак — не хватате мощности пилотного света (это еще одна причина, почему его редко используют для съемок). Баланс белого ставлю для ламп накаливания, ведь при их свете мы и будем снимать.
Мой коллега, известный московский фотораф Александр Хохлов, сегодня помогает мне со светом. Мы решили не усложнять световые схемы: вся съемка происходит при помощи одного источника, но с разными насадками.
Выше я написал, что съемка с пилотным светом — не единственно возможный способ работы в студии для Nokia Lumia 1020. Этот смартфон, один из немногих, оснащен встроенной ксеноновой вспышкой. Студийные источники света могут срабатывать по ее импульсу. Но вот беда: при съемке вспышка смартфона делает как минимум два импульса. Первый служит для оценки освещенности и расчета мощности второго, основного импульса. Значит наши осветительные приборы должны срабатывать строго по второму импульсу. Такая функция у некоторых моделей студийных источников есть. Кроме того, основной испульс вспышки всегда более мощный. А первый, более слабый, студийные приборы иногда не улавливают. Но такая съемка уже может превратиться в лотерею: получится — не получится. У нас — получилось.
И, наконец, еще одна хитрость: чтобы свет встроенной вспышки не портил светотеневой рисунок, нужно ограничить его, не дать ему попасть в кадр. Кусочек фольги, закрепленный перед вспышкой и отражающий свет наверх (а именно там висит наш студийный источник света) — отличное решение.
Собственно, дальше никаких отличий между съемкой на смартфон и зеркалку нет. Разве что фокусировка у смартфона происходит не всегда так же быстро. Но и это не беда: в какой-то момент я вообще отказываюсь от автофокуса и фокусируюсь вручную. Это удобно, потому что при съемке одной сцены расстояние между моделью и камерой остается одним и тем же.
Здесь применен цифровой фильтр "морская раковина"
Ну что же, пора сравнить результаты? Конечно, за счет тонкой настройки баланса белого цвет на многих снимках с зеркальной камеры получился чуть более естественным. Снимки с Nokia Lumia выглядят чуть более теплыми. Настроить баланс белого так же тонко, как на зеркалке, не получится — все-таки это не профессиональный фотоаппарат, а смартфон. Но я изначально и не собирался оставлять их в таком цветовом решении: в смартфоне реализованы отличные цифровые фильтры! Больше всего мне нравится реализация тонированного монохрома под названием “Слоновая кость”. Большиснтво кадров фотосессии я делал именно в расчете на этот фильтр.
Если же говорить о детализации, то 41 мегапиксель Nokia Lumia 1020 отработал на отлично. При максимальном увеличении детализация получилось точно не ниже, чем у зеркальной камеры с ее 12 мегапикселями.
Итоги дня
Конечно, съемка в студии — совсем не то, для чего создавался Nokia Lumia 1020. Но разработчики заложили в этот смартфон такой фотопотенциал, что даже столь непростая задача оказалась ему по зубам. Скажем спасибо за это ручным настройкам экспозиции и наличию настоящей вспышки вместо светодиода, как в других моделях. Приятно удивила матрица. При достаточном количестве света (а в студии его всегда достаточно) она продемонстрировала такую детализацию, до которой далеко не то что компактным фотоаппаратам, но и некоторым зеркалкам! Постобработка в фотошопе моим снимкам не понадобилась: все необходимые операции — от кадрирования до наложения цифровых фильтров — я проделал прямо в смартфоне за пару кликов.