Выросло уже целое поколение фотографов, для которых фильтры — это вкладка соцсети, а не «стеклянная штучка для объектива». Но возродившийся интерес к плёнке и креативной фотографии заставляет нас сдуть пыль с эффектных фильтров. В этой статье поговорим о туманах и звёздах!
Эффектные фильтры не просто так оказались не у дел. В век цифровых технологий эффект проще «нарисовать» в программе. «Проще» не значит «лучше». Процесс творчества с использованием оптических фильтров доставляет удовольствие уже во время съёмки, особенно если вы работаете с плёнкой. Да и сам эффект может выглядеть куда интереснее и объёмнее, чем его цифровая имитация.
Звёздные фильтры
У меня они прочно ассоциируются с открытками из 80-х годов прошлого века, это уже модное ретро и винтаж. Такие фильтры чрезвычайно просты в использовании. Ставишь его на объектив и получаешь эффектные звёздочки вокруг ярких источников света. Количество лучей указано на коробке.
Например, я использовал шести- и восьмилучевые фильтры Hoya Star Eight и Star Six. Нужно повернуть звёздочку — поворачиваешь фильтр.
Наибольшая длина лучей получается на открытой диафрагме. Если диафрагму прикрыть, лучи укорачиваются и становятся не такими явными. Но в этом есть своя прелесть: изображение приобретает совершенно другой эффект, характер. И никакой обработки!
А ещё звёздные фильтры интересно отрабатывают на сюжетах со светодиодными инсталляциями, в которых применяются тысячи лампочек. Это уже не десяток звёздочек, это тысячи лучиков.
Резко — не всегда хорошо
Почти два десятка лет цифровой эпохи прошли под знаменем поиска звенящей резкости и, кажется, мы наконец с ней наигрались. Сегодня, когда есть камеры, способные прорисовать каждый листочек дерева в километре от фотографа, детализацией почти никого не удивишь. Мы возвращаемся к ретрооптике с мягким рисунком, моноклям и софт-фильтрам.
Самое банальное применение — портреты. Любой софт-фильтр снизит контраст и добавит волшебной дымки в кадр. В пейзажной фотографии их тоже можно применять. Эти кадры я снимал с Hoya Softener A.
Есть и более «мощные» софт-фильтры, например Hoya Fog Filter B. Их эффект предельно близок к настоящему туману, что нетрудно увидеть на наших снимках — бесснежный декабрь побаловал московских фотографов этим атмосферным явлением!
Изображения теряют контраст, детализацию, появляются характерные засветки… Это звучит плохо только тогда, когда речь идёт о современном объективе. На самом деле туманный фильтр — мощный творческий инструмент, способный изменить погоду, а не только настроение в кадре. Примечательно, что эффект индивидуален для каждого сюжета, и это тоже особенность оптических фильтров.
Вместе интереснее
Когда работаешь с эффектными фильтрами, можно комбинировать и усиливать эффекты. Например, звёздные и софт-фильтры способны максимально оторвать изображение от реальности. Здесь нет предела творчеству. Стоит один раз отойти от «всегда резко», и фотография полностью меняется, превращаясь в увлекательный эксперимент.
Про современные технологии
В этой статье мы рассказали, как получить искусственные, пусть и эффектные звёзды в кадре. В модельном ряду Hoya буквально пару месяцев назад появился фильтр, созданный специально для фотографов, которые снимают настоящие звёзды. Это Starskape. Такой фильтр подавляет две части спектра, соответствующие свечению натриевых и ртутных ламп.
Именно такие лампы чаще всего применяются для уличного освещения, а потому являются главной причиной светового загрязнения — на фоне их света не видно звёзд.
К сожалению, мне не удалось увидеть звёзды в Москве в декабре за облаками и туманами. Но испытать фильтр получилось. С его помощью я снимал городской пейзаж, убирая излишне агрессивный оранжевый оттенок натриевых ламп и добиваясь более чистого цвета в кадре. Посмотрите на два снимка. Они очень наглядно иллюстрируют работу этого фильтра.
Иметь или не иметь?
Эффектный светофильтр — вещь не первой необходимости, к тому же не такая дешёвая, как бесплатный эффект в социальной сети. Но их ценность понимаешь лишь тогда, когда перестаёшь измерять фотографию в рублях и мегапикселях. С ними всё так же, как с плёночной цветопередачей. Можно десять лет пользоваться эмуляцией плёнки в программе, а можно просто один раз отснять ролик 120-й плёнкой и ощутить другое настроение. Можно один раз поставить оптический фильтр на объектив и получить другую фотографию.