Сравнительный тест. Качество снимков на высоком ISO
В нашем фотосоревновании следующая дисциплина — съемка на высоких ISO. Здесь на помощь приходит штатив и относительно длинные выдержки, ведь освещение для съемки очень скудное: расположенная за спиной фотографа слабая лампа 40 Вт и небольшой керосиновый светильник. Что поделать, часто фотографу нужно получить качественный результат даже в таких сложных условиях.
Я выставлю все настройки вручную: идентичный баланс белого (по лампам накаливания), стиль изображения (Vivid); слежу, чтобы экспопараметры на всех фотоаппаратах были идентичны. Дело в том, что даже в условиях одного и того же сюжета автоматика камер по-разному измеряет экспозицию. Различия могут доходить до одной ступени.
Вполне ожидаемо на минимальном ISO, а оно составляет 100 единиц при съемке в RAW+JPEG, все фотоаппараты демонстрируют полное отсутствие шума и абсолютно гладкую и качественную картинку. Не придраться!
Такая же ситуация сохраняется и при ISO 200, и при ISO 400 у всех сравниваемых камер.
Абсолютно синхронно фотоаппараты реагируют на повышение ISO до 800 единиц. В теневых участках при максимальном увеличении можно найти монохромный шум. Структура его разная в зависимости от модели камеры, но уровень одинаково низок: шум заметен и играет роль в лишь в рамках нашего теста, но на итоговое качество снимка существенного влияния не оказывает.
Повышаем ISO до 1600 единиц. Наименьшие изменения в характере изображения демонстрирует Alpha A7S: начинают сказываться преимущества матрицы с большим размером пикселя.
Впрочем, и к рекордсменам разрешения Alpha A7R и Alpha A7R Mark II особых претензий нет. У них лишь незначительно ухудшается передача полутонов в теневых участках, где мало света и цвета. Но общий уровень шума остается низким, а детализация высокой. 24-мегапиксельные модели, как и положено, занимают среднее положение: у них совсем немного увеличивается уровень яркостного шума.
ISO 3200 — это линия раздела, за которой проявляется действительно заметная разница в качестве изображения между камерами. Изображение у Alpha A7 и Alpha A7 Mark II становится более «рыхлым»: в тенях уже нет чистоты цвета, несколько снижается детализация. Такая же тенденция и у Alpha A7R, однако за счет большего разрешения общий уровень детализации остается более высоким. Без увеличения снимка до 100% деградация качества почти незаметна.
Удивляет Alpha A7R Mark II: даже на столь высоком ISO камера сохраняет весьма приличную детализацию, а монохромный шум присутствует лишь в теневых участках кадра. Новая матрица с обратной засветкой работает на твердую пятерку! Alpha A7S на повышение ISO реагирует спокойно: никаких принципиальных изменений в характере изображения не происходит.
ISO 6400 — высота, которую некоторые участники берут из последних сил. Sony Alpha A7 и Alpha A7 Mark II начинают терять детализацию, возрастает уровень шума. У Alpha A7R и Alpha A7R Mark II, обладающих солидным запасом детализации, с ней проблем не возникает. Но цвет деградирует заметно.
И здесь в отрыв начинает уходить Alpha A7S: снимки с нее кажутся лишь чуть-чуть «рыхлыми» в тенях при максимальном увеличении, но по-прежнему детализированными и без цветовых дефектов.
Будем честными: ISO 12800 не является рабочим для «семерок». Играя с шумоподавлением, настройками цвета, находя компромиссные решения на таком ISO можно получить приемлемый результат, снимая на Sony A7S или Alpha A7R Mark II.
Но лучше оставить это значение лишь для тех случаев, когда снимок нужно сделать любой ценой, не задумываясь о техническом качестве. Кстати, примечательно, что после приведения снимков к одному размеру фотографии с 42-мегапиксельной Alpha A7R Mark II не уступают по качеству снимкам Alpha A7S!
В арсенале камер есть и более высокие значения чувствительности. Но рассчитывать на них в повседневной съемке лучше не стоит.
Предварительные выводы
Подведем промежуточные итоги? Все пять камер способны обеспечить высокое качество снимков в относительно простых условиях освещенности — до ISO 1600. При более высоких значениях чувствительности у нас выявляются два лидера: обладающая матрицей с большой площадью пикселя Sony Alpha A7S и оснащенная принципиально новой матрицей с обратной засветкой Alpha A7R Mark II. На более высоких значениях ISO эти две камеры обеспечат лучший результат при условии постобработки снимков.
Качество изображения — не единственный параметр, который отличает один фотоаппарат от другого. Поэтому в следующих частях теста мы покажем каждую камеру в деле, решая с ее помощью те задачи, для которых фотоаппарат создавался, и рассказывая о достоинствах и недостатках каждой модели.