Вверх

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

40 мегапиксилей. Как это работает

В этой части обзора Olympus OM-D E-M5 Mark II, который мы проводим в формате «неделя с экспертом», речь пойдет о режиме, который носит название супер-HD и позволяет при помощи 16-мегапиксельной матрицы получать изображения с разрешением 7296х5472 пикселей (40 мегапикселей). Как такое возможно? — спросите вы. Обо всём по порядку.

В предыдущих частях я уже писал, что одной из ключевых особенностей Olympus OM-D E-M5 II является его продвинутая система стабилизации. Ещё в тесте представленного год назад Olympus OM-D E-M10 мы отмечали, что камера способна выдавать по-настоящему резкие изображения даже при выдержке длиною в секунду. Но прогресс не стоит на месте, и в новом OM-D E-M5 II мы получили улучшенную систему стабилизации.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Её работа основана на сдвиге матрицы по всем двум осям, а также включает компенсацию поворота и наклона камеры вокруг трех осей. По принципу сдвига матрицы работает и функция супер-HD, за исключением того, что в данном случае матрица будет смещаться только по осям X и Y, как бы «достраивая» кадр за кадром недостающие пиксели, которые требуются для получения высокого разрешения. Расстояние сдвига равно половине расстояния от центров двух соседних пикселей, что легко проследить из патента, поданного корпорацией Olympus ещё 9 марта 2012 (любой желающий может ознакомиться с ним здесь). Камера накладывает восемь кадров — именно столько снимков делает автоматика режиме супер-HD, чтобы объединить их в одно сверхдетализированное изображение.

В представленном ниже видеоролике принцип работы функции представлен более наглядно:

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом E-M5MarkII / 0 0 17 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/60 s, 8.0 МБ
Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом
Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Кадр справа снят в стандартном режиме, кадр слева сделан в режиме супер-HD. На изображениях приведены укрупнённые фрагменты со 100% увеличением.

На приведённом выше изображении легко заметить разницу. Картинка становится и впрямь более детализированной без появления каких-либо видимых артефактов. Та же цветопередача, те же светотеневые переходы. А чем же приходиться расплачиваться за столь высокую детализацию? Ведь голос разума упорно твердит: где-то есть подвох.

Одним из главных, и, надо сказать, существенных ограничений является обязательное использование штатива. Оно и не удивительно, ведь при такой съёмке матрица должна отклоняться на невероятно малое расстояние (половина пикселя!) для последующего максимально качественного совмещения изображений. Подобную точность вряд ли возможно обеспечить при съёмке с рук.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Обязательное использование штатива – главное ограничение, которое накладывает режим супер-HD

Другим важным ограничением является сокращенный диапазон доступных выдержек и диафрагм. Так автоматика не даст использовать выдержку более восьми секунд. Замечу, что поскольку в режиме супер-HD камера совмещает сразу восемь кадров, то максимальное суммарное время экспонирования для одного итогового снимка составит 8х8=64 секунды. Что же касается минимального значения диафрагмы, то оно установлено на отметке f/8, вероятнее всего для предотвращения возможной дифракции на более закрытых диафрагмах.

В отношении светочувствительности тоже не всё так просто. Максимально доступное ISO составляет 1600 единиц. Но, пожалуй, это вообще нельзя считать ограничением. Поскольку съёмку в любом случае приходится вести со штатива, никто не мешает вам просто удлинить выдержку.

Довольно слов, давайте уже посмотрим на фотографии!

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом E-M5MarkII / 0 0 25 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/640 s, 18.0 МБ

Как многие наверняка уже догадались, фотография, сделанная в режиме супер-HD находится снизу. Её нетрудно опознать по слегка размытым облакам, которые получились в результате наложения нескольких изображений. Для того, чтобы добиться такого эффекта при съёмке днём, пейзажные фотографы используют нейтральные (ND) фильтры, позволяющие удлинять выдержку даже при свете солнца. Здесь мы добились похожего эффекта без применения дополнительно дорогостоящего оборудования.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Фрагменты кадра приведены со 100% увеличением.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

На укрупнённых фрагментах с правой верхней части кадра явно заметны артефакты, образующиеся от склейки движущихся объектов. Разумеется, если вы не планируете последующую печать таких фотографий на большом формате, то вам даже не стоит об этом задумываться, однако в противном случае без последующей ретуши в Photoshop не обойтись.

Когда из движущихся объектов в кадре присутствуют только облака, это, пожалуй, не так страшно, но что происходит в случае если на снимке появляются вода и лодки?

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

При беглом взгляде на снимок можно сразу представить в каких местах могут появиться артефакты от склейки. Наверняка проблемы возникнут у верхушки дерева на переднем плане, ведь она будет раскачиваться даже от небольшого ветра. Аналогичная ситуация будет и с лодками, вне зависимости от того, плывут они или же просто стоят на якоре.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом
Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Намного интереснее выглядят следы, оставляемые движущимися людьми.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом E-M5MarkII / Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14–150mm F4.0–5.6 II УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1 s, 18.0 МБ
Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Траектории от движения при использовании длинной выдержки

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом

Траектории от движения при съёмке в режиме супер-HD

В этом случае движения людей фактически размываются, превращая такие кадры в съёмку призраков. Обратите внимание что параметры экспозиции на обоих снимках идентичны.

После всего увиденного могу констатировать: для того, чтобы получить хороший результат от функции супер-HD, нужно чётко понимать, зачем и, главное, для какого сюжета вы её применяете. В случае, если вы снимаете репортаж или любые динамические сцены, вам не стоит надеяться на то, что она придёт вам на помощь. Используя функцию аккуратно и обдуманно, можно добиться интересного творческого эффекта, например при съёмке фризлайта. А в случае съёмки статичных сцен при отсутствии какого-либо движения в кадре, режим супер-HD уже точно окажется практически обязательным к применению.

Olympus OM-D E-M5 II: неделя с экспертом E-M5MarkII / 0 0 21 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/3 s, 18.0 МБ

В случае, если вы занимаетесь съёмкой репродукций, натюрмортов или предметной фотографией, режим супер-HD окажется очень полезным. Обязательно нужно учитывать и то, что подобная технология в коммерческом продукте реализована впервые, и инженеры Olympus наверняка не остановятся на достигнутом, расширив сферу применения этого режима в следующих моделях камер.


P.S: Уже во время написания нашего обзора генеральный менеджер Olympus Сетсуя Катаоки дал интервью нашим коллегам, в котором рассказал о том, что в стенах компании уже ведётся работа оптимизацией скорости работы режима супер-HD. Компания улучшить его работу для того, чтобы производить съёмку в режиме сверхвысокой детализации можно было не только с применением штатива, но с прямо с рук.

Опубликовано: 13.03.2015

    Olympus OM-D E-M5 II: лучшие предложения

  • Pixel 24
    специальная цена наOlympus OM-D E-M5 II
    69 990 руб.
Обсудить
95327383 751c 4ce0 ac86 befda1bbb5c5
Александр Врублевский
Опубликовано 13.03.2015

Увлекаюсь фотографией более 8 лет, а с 2013 года занимаюсь этим профессионально. Окончил школу современной фотографии Photoplay по специализации «Рекламная съёмка». Однако больше всего меня привлекает пейзажная и travel-фотография. В свои поездки я стараюсь брать новейшие модели фотокамер, чтобы испытать их в реальных съёмочных условиях.

www.instagram.com/mr_tols

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
F933c09b b053 45d7 8ffe 449744f694d2