Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Тест объективов Tokina atx-m 23mm F1.4 X и atx-m 33mm F1.4 X

Дата публикации: 10.03.2022

Качество изображения и выводы

Tokina atx-m 23mm F1.4 X: резкость и хроматические аберрации

На открытой диафрагме Tokina atx-m 23mm F1.4 X обеспечивает высокую для светосильной оптики детализацию по центру кадра. К периферии резкость снижается. Если сюжет укладывается в глубину резкости, технического качества будет достаточно для крупноформатной печати. Хроматические аберрации на снимке присутствуют, но без увеличения снимка в глаза не бросаются. Виньетирование умеренное.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/22000 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрытие диафрагмы позволяет очень быстро нарастить техническое качество снимка. На значении f/2 детализация несколько увеличивается, хроматические аберрации и виньетирование заметно ослабевают, а после f/2,8 и вовсе уходят.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.8, 1/26000 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2, 1/22000 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/10500 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/5400 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Начиная с f/5,6 детализация всей площади кадра выходит на высокий уровень и остаётся такой вплоть до f/16.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/2700 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/1300 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F11, 1/750 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F16, 1/350 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Tokina atx-m 33mm F1.4 X: резкость и хроматические аберрации

Tokina atx-m 33mm F1.4 X тоже даёт хорошую резкость по центру кадра на f/1,4. Падение детализации к краям, виньетирование и хроматические аберрации присутствуют, но выражены чуть слабее, чем у 23-мм модели.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Здесь диафрагмирование также довольно заметно влияет на техническое качество. Уже на f/2 ослабевает виньетирование и хроматика, а после f/2,8 от них не остаётся и следа.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.8, 1/1600 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/1500 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/680 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/340 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

С f/4 поднимается детализация по всей площади кадра и остаётся высокой до f/16.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/170 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/85 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/42 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 250, F16, 1/34 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Бликозащита

Поведение обоих объективов при съёмке в контровом свете тоже очень похоже. Сказывается сходство оптических схем и просветляющих покрытий.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.4, 1/2700 с, 35.0 мм экв.

Tokina atx-m 23mm F1.4 X допускает локальные засветки в самых экстремальных случаях на открытой диафрагме. По мере закрытия диафрагмы засветка уходит. Появление бликов можно компенсировать смещением точки съёмки, а можно использовать их как творческий элемент, что мы и продемонстрировали на этом тестовом снимке. На открытой диафрагме они смотрятся весьма интересно.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.8, 1/1700 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2, 1/1000 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/500 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/250 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/120 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/58 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F11, 1/34 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F16, 1/34 с, 35.0 мм экв.

У Tokina atx-m 33mm F1.4 X локальная засветка выражена сильнее, присутствует падение контраста на открытой диафрагме, блики имеют бóльшую площадь.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.4, 1/2700 с, 50.0 мм экв.

Диафрагмирование и здесь позволяет эффективно снизить площадь засветки. Но всё же данная модель чуть хуже держит контровый свет.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.8, 1/1700 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2, 1/1300 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/550 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/280 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/125 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/58 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F11, 1/42 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F16, 1/34 с, 50.0 мм экв.

Геометрические искажения

Для обоих объективов не поддерживается внутрикамерное исправление искажений, поэтому вопрос геометрии кадра стоит очень остро, особенно для видеографов. Но разработчики из Tokina неплохо поработали и максимально минимизировали дисторсии без программных корректировок.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/150 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

У Tokina atx-m 23mm F1.4 X присутствует небольшая «бочка», которая будет заметна только на специфических сюжетах, где заведомо прямые линии проходят по самому краю кадра. В других случаях разглядеть дисторсию не так уж и просто.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/40 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Дисторсия Tokina atx-m 33mm F1.4 X направлена в обратную сторону, она тут подушкообразная. Но выражена также не слишком сильно. Искажения геометрии заметны только на сюжетах, где прямые линии проходят близко к краю снимка.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/70 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/900 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке Tokina atx-m 23mm F1.4 X

Одиночные блики в зоне боке Tokina atx-m 23mm F1.4 X имеют чётко очерченную границу, а по краю кадра могут быть сдобрены хроматической аберрацией. Это формальный минус, но зато такое боке имеет узнаваемый характер.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.4, 1/12000 с, 35.0 мм экв.

Оно не скучное, как у многих современных объективов. Отсутствие асферики в оптической схеме обусловило равномерное заполнение бликов, что обеспечивает в целом спокойное и приятное глазу размытие без двоений линий и неприятных артефактов. Начиная с f/2 форма блика перестаёт быть идеально круглой, повторяя девятилепестковую диафрагму.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.8, 1/13000 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F2, 1/11000 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/5000 с, 35.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/1800 с, 35.0 мм экв.

Боке Tokina atx-m 33mm F1.4 X

Tokina atx-m 33mm F1.4 X практически во всём повторяет рисунок своего более широкоугольного собрата. Разве что фон этот объектив будет размывать сильнее. Боке яркое и хара́ктерное, с эффектными бликами в духе классической оптики.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.4, 1/10500 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F1.8, 1/4700 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/1900 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/950 с, 50.0 мм экв.
X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/500 с, 50.0 мм экв.

Скучным его назвать точно не получится. При этом «грязи» и двоений линий в области размытия нет, боке приятное глазу и достаточно мягкое. Девятилепестковая диафрагма показывает свою форму начиная с f/2–2,8.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/11000 с, 50.0 мм экв.

Эффект дыхания

Мы уже не раз упомянули, что объективы хорошо адаптированы для видеосъёмки. Тест на наличие эффекта дыхания это также демонстрирует. У Tokina atx-m 23mm F1.4 X эффект дыхания присутствует, но выражен слабо. Изменение масштаба изображения заметно лишь при значительной перефокусировке.

Tokina atx-m 33mm F1.4 X также отличается слабым эффектом дыхания, заметным лишь на краях кадра при значительном смещении фокуса.

Выводы

Мы не просто так объединили Tokina atx-m 23mm F1.4 X и atx-m 33mm F1.4 X в один обзор. Это братья-близнецы с одинаковыми габаритами и весом, схожей оптической схемой и, как следствие, схожим рисунком.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/4400 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Можно выбрать наиболее подходящий вам по фокусному расстоянию вариант или иметь в парке оба объектива. Во втором случае особенно выиграют видеографы за счёт близости массогабаритных и оптических характеристик обеих моделей. Схожий рисунок обеспечит монтажное единство снятого материала, а одинаковые размеры позволят снимать со стабилизатора без необходимости перебалансировки.

Вообще съёмке видео разработчики уделили много внимания. Объективы имеют плавное бесступенчатое управление диафрагмой, тихий шаговый привод автофокуса, слабо выраженный эффект дыхания и хорошо скомпенсированную дисторсию. Последнее особенно важно для видеографов, поскольку внутрикамерное исправление искажений для этих объективов не поддерживается. А вот с работой внутрикамерного оптического стабилизатора никаких проблем нет: объективы полноценно взаимодействуют с электроникой камеры.

X-T4 / atx-m 33mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/4400 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Tokina atx-m 23mm F1.4 X и atx-m 33mm F1.4 X достаточно резки на открытой диафрагме, чтобы обеспечить высокое качество на современных камерах Fujifilm, как минимум в центральной части кадра. По мере диафрагмирования резкость краёв повышается, а присутствующие на f/1,4 хроматические аберрации и виньетирования отступают на f/2,8. Боке у объективов не во всех аспектах «правильное» зато интересное и приятное глазу, в духе классической оптики.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/1400 с, 35.0 мм экв.

Плюсы:

  • хорошая резкость по центру кадра уже на открытой диафрагме;
  • высокое техническое качество снимков после f/2,8;
  • низкий уровень геометрических искажений;
  • слабо выраженный эффект дыхания;
  • металлический корпус;
  • отдельное кольцо управления диафрагмой с бесступенчатым ходом;
  • тихая фокусировка;
  • поддержка фокусировки по лицам и глазам;
  • поддержка работы внутрикамерного стабилизатора;
  • бленда в комплекте;
  • интересное и приятное глазу размытие фона;
  • схожий рисунок и оптические свойства у обоих объективов.

Минусы:

  • на открытой диафрагме присутствуют хроматические аберрации;
  • виньетирование, дисторсии и хроматические аберрации не исправлются в камере;
  • в контровом свете возможно появление локальных засветок.

Купить

Дата публикации: 10.03.2022
Комментировать
Главы:12
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus