Качество изображения. Выводы
Резкость и хроматические аберрации
А теперь настал самый интересный момент. Чего ждать от сверхширокоугольника со светосилой f/1,8, да ещё и на 50-мегапиксельной камере в плане резкости? Признаюсь, я ожидал меньшего…
На открытой диафрагме резкость в центре кадра идеальная: высокий микроконтраст, отличная детализация. Если увеличить снимок на 100% и начать тщательно разглядывать края, то у критично настроенного зрителя могут возникнуть незначительные претензии к резкости. Она чуть ниже, чем в центре, но всё же находится на высоком уровне. Такой снимок смело можно печатать любым форматом без ограничений. А ещё на снимке отсутствуют хроматические аберрации. Мы не нашли их ни в JPEG, ни в RAW. Техническое качество изображения на f/1,8 тянет на твёрдую пятёрку.
Закрытие диафрагмы до f/2 незначительно увеличивает детализацию центра и краёв. При f/2,8 края ещё немного добирают резкости, а при f/4 претензий к качеству не останется даже у самых рьяных критиков. Центр, края, самые углы — всё идеально резко.
Дальнейшее закрытие диафрагмы ничего не меняет в характере изображения до f/11. А на f/11 и f/16 в дело вступает дифракция, из-за которой резкость падает.
Виньетирование
Наравне с полным отсутствием хроматических аберраций, Sony FE 14 мм f/1.8 GM может похвастаться и очень слабым виньетированием, что в классе сверхширокоугольников встречается нечасто. При съёмке в JPEG оно может исправляться программно, для работы с RAW есть профили для продуктов Adobe и других. Ниже можно посмотреть снимки с отключённой коррекцией виньетирования. Небольшое затемнение углов заметно на f/1,8 и f/2, но практически полностью исчезает уже на f/2,8.
Бликозащита
Следующий вид оптического многоборья — тест на бликозащиту. Мы сделали не одну серию снимков, где солнце смотрит прямо в кадр. Объектив отлично держит жёсткий контровый свет, не теряет контраст, не даёт локальных засветок. При диафрагмировании вокруг солнца появляются фигурные лучики — переотражения от лепестков диафрагмы. Но бликов не возникает даже на f/11 и f/16.
Геометрические искажения
Наконец, геометрические искажения. И это, пожалуй, единственный аспект, в котором объектив хорош, но не идеален. Если отключить программную коррекцию, то на снимках появится небольшая, но заметная глазу бочкообразная дисторсия. Поэтому, например, при съёмке архитектуры придётся использовать профили коррекции.
Выводы
Sony FE 14 мм f/1.8 GM (SEL14F28GM) — это практически идеальный объектив, к качеству которого очень трудно придраться. Он резок с открытой диафрагмы, а начиная с f/4 даёт идеальную детализацию даже в самых углах на многомегапиксельных матрицах.
У него нет хроматических аберраций, очень слабо выражено виньетирование, он не ловит бликов. Из всех возможных недостатков можно отметить разве что небольшие геометрические искажения, если отключить их автоматическое исправление в камере или RAW-конвертере.
В копилку достоинств нужно добавить ещё и рекордную для сверхширокоугольников светосилу f/1,8, позволяющую работать буквально с любым освещением. При этом SEL14F28GM получился удивительно компактным по меркам полнокадровой оптики. Вес объектива 460 граммов, а длина — менее 10 см при диаметре 83 мм.
Плюсы:
- светосила f/1,8;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- отсутствие хроматических аберраций;
- слабое виньетирование до f/2,8;
- отличная бликозащита;
- малый размер и вес;
- пыле- и влагозащита;
- крепление для плоских светофильтров за задней линзой;
- фтористое покрытие передней и задней линзы;
- удобная крышка для крепления на фигурной бленде;
- отдельное кольцо для установки диафрагмы с отключаемым ступенчатым ходом;
- программируемая кнопка на корпусе.
Минусы:
- слабо выраженная бочкообразная дисторсия;
- нельзя использовать традиционные светофильтры.