Вверх
9011b9c3 1559 4834 ad75 79940cc330be

Olympus M.Zuiko Digital ED 12-200mm f/3.5-6.3: тест объектива

Дата публикации: 03.10.2019

Качество изображения

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1000 с, 24.0 мм экв.

Тест резкости и искажений

Проверить качество картинки зума с кратностью 16,6-х мы решили аж на четырёх фокусных расстояниях — минимальном, максимальном и двух промежуточных, соответствующих портретнику и телевику.

12 мм

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/80 с, 24.0 мм экв.

Итак, начнём с 12 мм — максимального широкоугольного положения зума. Кадр даже на открытой диафрагме f/3,5 довольно резкий по всей площади, за исключением углов. При закрытии диафрагмы до f/4 картина практически не меняется, ведь шаг совсем небольшой. Зато при значении f/5,6 резкость в целом возрастает и подтягивается в углах.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/2500 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1000 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

При f/8 резкость высокая по всему полю кадра.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/500 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

При закрытии диафрагмы до f/11 мелкие детали по всему кадру начинают «замыливаться», ещё не критически, но уже заметно. При закрытии отверстия до f/16 под действием дифракции резкость снижается уже со всей очевидностью, а при f/22 картинка становится откровенно мыльной.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/250 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/60 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Виньетирование при любых значениях диафрагмы при широкоугольной съёмке отмечено не было. Возможно, оно эффективно устраняется программно.

Теперь пора сказать, что на показанных снимках не видно ни хроматических аберраций, ни геометрических искажений (дисторсий). Дело в том, что они автоматически корректируются программным способом ещё при записи кадров в камере. Тот же результат мы получим и при открытии «сырых» ORF-файлов в стандартных RAW-конвертерах (Adobe Camera RAW или Olympus Workspace) — в них автоматически применяется встроенный профиль объектива и вносятся коррекции. Взглянуть на картинку «без наведённого лоска» позволяют редакторы, которые не поддерживают встроенные профили. Мы взяли распространённую программу FastStone Viewer и увидели в RAW-файлах искажения во всей красе, а сами картинки — с чуть более широким углом охвата.

JPG-файл из камеры: практически отсутствуют дисторсии и хроматические аберрации.

JPG-файл из камеры: практически отсутствуют дисторсии и хроматические аберрации.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/320 с, 12.0 мм экв.
JPG-файл, полученный из RAW без применения профиля объектива: видна сильная бочкообразная дисторсия и хроматические аберрации.

JPG-файл, полученный из RAW без применения профиля объектива: видна сильная бочкообразная дисторсия и хроматические аберрации.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/320 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Можно только порадоваться работе современного умного софта: даже при сверхширокоугольной съёмке мы без всяких усилий по умолчанию получаем картинку практически без искажений.

42 мм

Это фокусное расстояние соответствует портретному — в нём наш тревел-зум снимает так же, как 84-миллиметровый объектив на полном кадре. Максимальное значение относительного отверстия тут — f/5,4.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/100 с, 84.0 мм экв.

Уже на открытой диафрагме получаем высокую резкость в центральной части кадра, а на краях — заметное её снижение. Крохотный шажок до значения f/5,6 обеспечивает столь же небольшой прирост резкости как по центру, так и на краях.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.4, 1/400 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/320 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрытие диафрагмы до f/8 кардинально изменяет ситуацию: резкость в целом возрастает и на периферии кадра подтягивается к центральной части.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/160 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW

На f/11 резкость почти так же высока по всему полю, но уже появляется намёк на влияние дифракции. При f/16 это оптическое явление уже вовсю заявляет права, а при максимальном значении f/22 ожидаемо получаем очень мыльную картинку.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/80 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/40 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/20 с, 42.0 мм экв.Cкачать RAW

Несмотря на отключенную в камере коррекцию виньетирования, визуально не удалось обнаружить затемнение в углах кадра.

94 мм

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.2, 1/250 с, 188.0 мм экв.

Это фокусное расстояние на объективе Olympus M.Zuiko Digital 12-200mm f/3.5-6.3 соответствует довольно мощному телевику на полном кадре — 188 мм. Влияние диафрагмы на резкость проявляется практически так же, как в портретном положении зума. На открытой диафрагме получаем резкий центр и мягкие края, при закрытии до f/8 резкость немного подрастает и выравнивается по полю кадра. Такие снимки можно печатать на форматах А4−А3.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/1000 с, 94.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/640 с, 94.0 мм экв.Cкачать RAW

При значении f/11 картинка практически так же хороша, как и на f/8.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/320 с, 94.0 мм экв.Cкачать RAW

Закрыв диафрагму до f/16, мы даём волю дифракции, которая замыливает самые мелкие детали, а при f/22 всё изображение становится чрезмерно мягким.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 94.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/60 с, 94.0 мм экв.Cкачать RAW

Виньетирование на этом фокусном расстоянии замечено только в самых углах кадра при съёмке на открытой диафрагме.

200 мм

Максимальное фокусное расстояние у нашего тревел-зума — 200 мм (400 в эквиваленте для полнокадровых камер).

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F6.3, 1/250 с, 401.0 мм экв.

Уже на открытой диафрагме f/6,3 получаем картинку с хорошей резкостью по всему полю, за исключением самых краёв.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/800 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW

При закрытии диафрагмы до f/8 резкость немного повышается и выравнивается по всему полю кадра. При использовании значения f/11 уже довольно заметным становится смягчение мелких деталей изображения.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/500 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/250 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW

При закрытии отверстия до f/16 получаем сильно просевшую из-за дифракции резкость, а f/22 выглядит практически нерабочим значением — детали чересчур замылены.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/60 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW

Таким образом, с точки зрения резкости, оптимальный диапазон диафрагменных значений — от f/6,3 до f/8−9.

Виньетирование при фокусном расстоянии 94 мм на открытой диафрагме занимает довольно большую периферийную часть кадра, но затемнение несильное. При закрытии диафрагмы до f/8 затемнение отступает к углам и полностью исчезает на f/11.

Если посмотреть на кадры, сделанные Olympus M.Zuiko Digital 12-200mm f/3.5-6.3 на максимальном фокусном расстоянии без автокоррекции за счёт профиля объектива, то мы обнаружим совсем небольшую подушкообразную дисторсию, которую без сопоставления с исправленным кадром можно и не заметить. Также на нескорректированном кадре видны небольшие хроматические аберрации, которые тоже полностью устраняются в JPG и RAW с помощью встроенного профиля.

JPG-файл из камеры: практически отсутствуют дисторсии и хроматические аберрации.

JPG-файл из камеры: практически отсутствуют дисторсии и хроматические аберрации.

E-M1MarkII / 0 0 50 16 0 0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/250 с, 200.0 мм экв.
JPG-файл, полученный из RAW без применения профиля объектива: видна небольшая подушкообразная дисторсия и слабые хроматические аберрации.

JPG-файл, полученный из RAW без применения профиля объектива: видна небольшая подушкообразная дисторсия и слабые хроматические аберрации.

E-M1MarkII УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/250 с, 200.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/250 с, 401.0 мм экв.

Как уже было сказано, объектив оснащён скруглённой диафрагмой с семью лепестками. Рассмотрим, как меняется характер боке по мере закрытия диафрагмы. Начнём с портретного фокусного расстояния, поскольку при широкоугольной съёмке говорить о художественном боке не принято — слишком высока глубина резкости.

Начнём с портретного фокусного расстояния 50 мм (100 мм в экв.).

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.7, 1/100 с, 100.0 мм экв.

На открытой диафрагме получаем красивое и воздушное размытие заднего плана с мягкими круглыми бликами без контрастных краёв — то, что надо для портрета. Нет ни двоений, ни эффекта чешуи. Для зума это очень хороший результат!

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.7, 1/400 с, 50.0 мм экв.

На f/8 блики уменьшаются в размерах, но сохраняют круглую форму, хотя появляются не очень контрастные каёмки. Картинка по-прежнему воздушная. На диафрагме f/11 блики уменьшаются и уплотняются, а их округлость становится сомнительной — появляется намёк на грани. Но в целом картинка выглядит хорошо.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 50.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/125 с, 50.0 мм экв.

При дальнейшем закрытии диафрагмы эстетично выглядят только крупные блики от сильно удалённых предметов.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/60 с, 50.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F22, 1/30 с, 50.0 мм экв.

Теперь посмотрим, как «моет» фон наш зум в положении «средний телевик» с фокусным расстоянием 87 мм (174 мм в экв.). На открытой диафрагме f/6,1 видим воздушную картинку. Крупные блики выглядят мягкими и однородными. Для получения красивого боке очень важно расстояние от главного предмета до фона и ярких источников света на нём — если они находятся достаточно далеко, то получается сделать их красивыми.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.1, 1/250 с, 87.0 мм экв.

По мере закрытия диафрагмы блики, естественно, уменьшаются в размерах. Самые яркие из них обретают более яркую каёмку. Но в целом боке выглядит неплохо даже на закрытой диафрагме.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/160 с, 87.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/80 с, 87.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/30 с, 87.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 1/20 с, 87.0 мм экв.

Теперь будем размывать фон на максимальном фокусном расстоянии 200 мм (400 мм в эквиваленте). Съёмка снова велась в контровом свете, и на открытой диафрагме f/6,3 и при значении f/8 блики в боке выглядят красиво, а линии не двоятся.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F6.3, 1/250 с, 200.0 мм экв.

На диафрагме f/11 и далее блики обретают более заметную каёмку. Но в целом при любом положении диафрагмы этот сюжет не терял своей воздушности.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/250 с, 200.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F11, 1/125 с, 200.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F16, 1/60 с, 200.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F22, 1/30 с, 200.0 мм экв.

В качестве резюме можно сказать, что мощный телевик за счёт большого фокусного расстояния позволяет делать эффектные кадры, даже несмотря на то, что у него светосила невелика, как в нашем случае.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/250 с, 401.0 мм экв.

Нужно лишь помнить, что для хорошего размытия задний план должен быть достаточно далеко от объекта съёмки, иначе можно получить пестрящие двоящиеся детали и недостаточно размытые контрастные блики.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 357.0 мм экв.

Бликозащита

Способность противостоять яркому встречному свету — важный параметр при съёмке многих сюжетов.

В широкоугольном положении при не слишком сильно закрытой диафрагме и источнике света, находящемся в кадре, наш объектив хорошо держит встречный свет и не бликует. Контраст если и падает, то локально и незначительно. Но если вы случайно, перемещением камеры либо зумированием, сместили источник света чуть-чуть за край кадра, то тут, как это обычно и бывает, бликов не миновать. В некоторых случаях выручит бленда, но в нашем всё же получилась малиновая засвеченная область.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/60 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/60 с, 18.0 мм экв.

На том же сюжете в широкоугольном положении объектива мы проверили, как влияет диафрагма на бликозащиту, причём, помимо прямо бьющего солнца, удалось поймать в кадр яркий блик от воды. До диафрагмы f/8 контровый свет никак не влиял на качество картинки.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.5, 1/200 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/160 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/80 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 320, F8, 1/60 с, 12.0 мм экв.

При значении f/11 посередине кадра наметилось бледное оранжевое пятно, а солнце и блик на воде обрели 14 красивых лучиков — по два на каждый лепесток диафрагмы. При дальнейшем закрытии диафрагмы лучики становились более тонкими, уменьшалось и уплотнялось пятно образовавшегося блика. В целом картинку оно не испортило. А вот появившиеся сбоку «тени» от пылинок на передней линзе — явно лишние. Так что за чистотой объектива нужно следить.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/60 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F16, 1/60 с, 12.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F22, 1/60 с, 12.0 мм экв.

На средних и длинных фокусных расстояниях при ночной съёмке подтвердилась реакция объектива на яркие источники света в кадре и за его краем. В первом случае объектив свет держит, а во втором возникает фиолетово-малиновая засветка.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.9, 1/13 с, 126.0 мм экв.
E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-200mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F6.1, 1/25 с, 140.0 мм экв.

Подытоживая, можем заявить, что объектив имеет хорошую бликозащиту и снимать со встречным светом можно, помня об особых ситуациях, которые мы упомянули. Использовать бленду крайне желательно, она убережёт от многих неприятных сюрпризов.

Дата публикации: 03.10.2019
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Выводы»
Павел Лушниченко, 2019-12-08T18:46:43

Понимающие в фотографии люди не пользуются такими объективами,качество там и рядом не лежало.Тем более,что при таких фокусных нет стаба.Могут купить чайники,но намучаются с ним и толку всё равно не будет.Законы физики.

Олег, 2019-10-15T16:08:14

А мой выбор - Panasonic 14-140mm f/3.5-5.6 . Он дешевле и вдвое (!) легче сабжа.

Sharapov Anton, 2019-10-08T07:32:48

Я писал в статье, что этот зум для тех, кому важен комфорт и оперативность — вы все фокусные закрываете, не тратя время на перестановку объективов. И не рискуя матрицей, если вы, например, в пустыне или на яхте в море. Этот зум погодозащищённый!

Anton Sharapov, 2019-10-08T07:27:44

Камеры Sony RX10 — вещь хорошая, но в себе. В них вы объектив не отцепите. Сменный тревел-зум всегда можно заменить чем-то более подходящим для съёмки — маленьким фиксом, светосильным портретником, макрообъективом и т. п. Да и дюймовый сенсор, даже современный, не сможет во всём наравне с MFT выступать.

Nickolay Smirnov, 2019-10-06T19:42:27

Для фото он не очень интересен - мне редко бывает нужен объектив длинней, чем 75/1,8

А если уж понадобится длинный тёмный телевик, то 75-300 можно взять в б/у версии за вменяемые деньги (а зеркалочный аналог с переходником 4/3-м4/3 ещё дешевле).

Но в качестве универсального видеообъектива я бы 12-200 хотел попробовать. Тут короткие выдержки не нужны, сверхохрененная резкость тоже не так важна, а вот диапазон фокусных весьма привлекательный

Андрей Жевак, 2019-10-06T17:03:04

Был 18-200 мм LE за 25-28 тыс еще терпимо, понятно, что стекло бюджетное, но когда SONY сейчас просят за то же самое 60-65 тыс, совсем с катушек съехали хочется сказать. Это за такие деньги толкать. При том что точно такой же TAMRON сейчас 30 тыс стоит, изначально разница в 7-8 тыс была, сейчас в пол цены Сони подорожали.

Jungle, 2019-10-05T18:57:39

Очень странные эти тревэл-зумы. Качество совсем хромает и зачем тогда покупать это если тот же Sony RX10 практически всегда снимает лучше?