Вверх

Объективы Nikon для предметной съёмки и не только

Дата публикации: 03.05.2018

PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D

PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D — один из самых необычных объективов, который позволяет гибко управлять перспективой и глубиной резкости изображения при съёмке. Его конструкция включает высокоточные механизмы, реализующие (одновременно или отдельно) две функции: «Тилт» и «Шифт».

Первая из них — «Тилт» (tilt, наклон) — при помощи деталей оправы сложной формы и микрометрических винтов реализует наклоны оптической оси объектива. Это позволяет тонко управлять ГРИП (Глубиной Резко Изображаемого Пространства) и получать на изображении резкими предметы, находящиеся на разном расстоянии от камеры. При некоторых настройках это становится возможным даже без сильного закрытия диафрагмы.

Наклон оптической оси — функция Tilt

Наклон оптической оси — функция Tilt

Сдвиг оптического блока — функция Shift

Сдвиг оптического блока — функция Shift

Функция «Шифт» (shift, сдвиг) реализована за счёт поперечного сдвига оптического блока относительно центра кадрового окна. Для этого тоже применяются направляющие и микрометрический винт. Сдвиг позволяет управлять перспективными искажениями снимаемого объекта и применим как в архитектурной, так и в предметной съёмке.

Когда все регулировки находятся в нулевом (центральном) положении, объектив PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D становится просто макрообъективом с фокусным расстоянием 85 мм, минимальной дистанцией фокусировки (МДФ) 39 см и максимальным масштабом съёмки 1:2 (0,5х).

Посмотрим, что способен снять наш объектив в таком «нулевом» состоянии. Возьмём для начала простую, незамысловатую композицию с виноградом. Она довольно крупная, как и составляющие её предметы. В то же время размер выкладки не слишком велик в глубину. С такими сюжетами наш объектив справится легко, поскольку для съёмки в требуемом масштабе подходят и его фокусное расстояние 85 мм, и значение МДФ.

Закрытие диафрагмы до значения F13 обеспечило попадание в область резкости гроздей винограда и частично — окружающих предметов. Детализация на высоком уровне, никаких искажений не видно.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Теперь посмотрим, какой у тилт-шифта характер боке. При открытой диафрагме F2.8 удаётся получить малую глубину резкости и неплохо размытый фон с аккуратными бликами. Пожалуй, можно отметить, что переходу из резкости в область нерезкости немного не хватает плавности. Чёткость и микроконтраст в области резкости высокие.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.3, 1/50 с, 85.0 мм экв.

Пора перейти к уникальным возможностям тилт-шифт объектива PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D. Начну с демонстрации функции Shift (сдвига оптического блока объектива относительно центра кадрового окна). В основном она применяется для коррекции перспективных искажений. Например, в архитектуре вертикальный сдвиг обеспечит съёмку высокого здания без искажений. Горизонтальные сдвиги позволяют снимать прямоугольные панорамы.

В предметной съёмке функция «Шифт» тоже пригодится для исправления перспективных искажений. Например, когда нам потребовалось снять флакон немного сверху, искажения были исправлены, а резкость картинки осталась на том же высоком уровне.

При съёмке этого кадра оптический блок находился в положении без сдвигов, как будто снимали стандартным макрообъективом

При съёмке этого кадра оптический блок находился в положении без сдвигов, как будто снимали стандартным макрообъективом

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/250 с, 85.0 мм экв.
Фото сделано с применением функции Shift. Заметно исправлены перспективные искажения, хотя съёмка велась с того же ракурса

Фото сделано с применением функции Shift. Заметно исправлены перспективные искажения, хотя съёмка велась с того же ракурса

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Функция Tilt (наклон оптической оси объектива) не менее интересна и полезна. Её применение оправдано, когда нужно гибко управлять ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и располагать зону резкости нестандартным образом: перпендикулярно и на определённом расстоянии от камеры.

Первое фото сделано с «нулевыми» регулировками объектива: несмотря на сильно прикрытую диафрагму, примерно половина ожерелья осталась нерезкой

Первое фото сделано с «нулевыми» регулировками объектива: несмотря на сильно прикрытую диафрагму, примерно половина ожерелья осталась нерезкой

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 250, F17, 1/125 с, 85.0 мм экв.
После наклона оси объектива к плоскости предмета появилась резкость вдоль всего ожерелья при том же значении диафрагмы

После наклона оси объектива к плоскости предмета появилась резкость вдоль всего ожерелья при том же значении диафрагмы

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 250, F16, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Приведу ещё несколько примеров съёмки с использованием функции Shift.

На первой фотографии торта мной применён наклон оси объектива не к плоскости изображения, а в обратную сторону. Диафрагма прикрыта всего на полступени. Так был получен эффект, когда зона резкости выглядит как очень узкая полоска. Повторить его при съёмке с такого же ракурса не сможет ни один из других рассматриваемых нами объективов.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/125 с, 85.0 мм экв.

На следующем фото ось объектива была наклонена к плоскости торта, а диафрагма осталась в том же положении. В результате, удалось поместить в резкость и чётко отобразить детали всей верхней поверхности торта, а его нижняя часть осталась в расфокусе. В некоторых ситуациях такой приём может оказаться очень полезным.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Здесь я, помимо того же наклона оси, сильно прикрыл диафрагму, в результате чего практически весь торт попал в резкость как по горизонтали, так и по вертикали.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 500, F20, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Покажу ещё несколько фотографий украшений, сделанных объективом PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D. На них видно, что подбор наклона оптической оси объектива позволяет снимать довольно крупные предметы и наборы из нескольких украшений, причём распределённых на плоскости, которая не перпендикулярна нашему взгляду и может иметь наклоны и повороты. Благодаря этому такие украшения смотрятся более эффектно.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F36, 1/125 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F40, 1/125 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 400, F34, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Узкая полоска области резкости, развёрнутая по диагонали или под другим необходимым углом, может пригодиться при съёмке длинных предметов, таких как наручные часы, браслеты и прочее. Таким образом, тилт-шифт эффективно заменяет кропотливую процедуру фокус-стекинга.

NIKON D810 / Nikon PC-E Micro Nikkor 85mm f/2.8D УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Тилт-шифт PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D очень полезен в предметной съёмке, когда нужно получить максимальную глубину резкости, и просто незаменим, если требуется расположить плоскость резкости нетривиальным образом. Без использования регулировок наклона и сдвига этот объектив работает как обычный макрообъектив с масштабом до 1:2.

Его можно использовать для съёмки портретов и репортажей: подходят и фокусное расстояние, и светосила. Однако для динамичной съёмки он неудобен тем, что не поддерживает автофокусировку. Поэтому такой вариант использования стоит рассматривать скорее как дополнительный, а приобретать PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D имеет смысл с прицелом именно на предметную съёмку.

Дата публикации: 03.05.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED»
Ali Aliev, 2018-05-28T12:39:49

Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED отличное не убиваемое стекло. В каких только ситуациях и переделках у меня он побывал! Один раз летел с двух метровой высоты отскакивая и подпрыгивая на десяток метров. Хоть бы что ему, пристегнул и вперёд. Дождь, снег, песок жара или холод, всё переваривает без каприз и сюрпризов. Есть один нюанс, который думаю будет полезен тем кто им начал пользоваться. Этот объектив не "любит" светофильтры низкого качества. Картинка "на мой субъективный взгляд" из за таких светофильтров становится "плоской". Не знаю, но пейзаж или портрет мне визуально и интуитивно нравятся когда не было фильтра.

Pavel Nikonov, 2018-05-19T09:03:35

Поддерживаю Сергея. Обзор имеет мало общего с реальностью профессиональной предметной съёмки. Да еще и сравнивать 24-70 с макро-фиксами... Уж тогда запихнули бы в обзор китовую оптику.

Алекс Петров, 2018-05-16T15:02:38

Что-то мне кажется что это больше художественная съемка, чем предметная.

Георгий Полицарнов, 2018-05-07T08:03:15

Сергей, спасибо за внимание к нашему проекту. Ваше мнение очень важно для нас!

Sergey Shestakov, 2018-05-03T16:30:29

Оптика вся высочайшего класса !
Но ваши фотографии.....
Ну печенье-варенье еще так себе , но ювелирка....
77мм черная дыра на малюсеньком расстоянии да еще с недо масштабом.
Все можно снять 60мм макро, и зачем ЛЕПИТЬ сюда оптику , которая ХУЖЕ в данном жанре ?
Нужна большая ГРИП, что лень 3-4 снимка в стэк , тортика зделать? А ювелирку всю в резкость с масштабом 1:1 никаким тилтом и шифтом НИКОГДА не снять иначе любой делитант справился бы с этим очень трудоемким жанром,

A86f3387 4888 4bb1 b971 85b3cc3dddbe