Объектив в работе
Оптическая схема объектива состоит из 9 элементов в 7 группах. В конструкции использован один асферический элемент из ED-стекла. По отдельности элементы из ED-стекла, как и асферика, в современных объективах не редкость. Но когда один элемент является асферическим и одновременно выполнен из низкодисперсионного стекла, это необычно. Такие элементы встречаются в объективах топового уровня и призваны бороться с хроматическими аберрациями.
Резкость изображения и хроматические аберрации
Тестовые кадры сделаны в формате RAW+JPEG (FINE). Фотокамера X-T20 не позволяет отключить программные коррекции искажений. Так что по представленным JPEG-снимкам можно оценить, как объектив ведёт себя при реальной повседневной съёмке, а по RAW-файлам — работу без коррекций.
Диапазон диафрагмирования составляет от F2 до F16.
Даже на полностью открытой диафрагме мы получили отличную резкость по всему полю кадра.
При съёмке на открытой диафрагме в сложных условиях, например, при контровом освещении, на контрастных краях иногда можно заметить хроматические аберрации.
В большинстве случаев, даже на открытой диафрагме хроматические аберрации будут практически не видны.
...Они становятся заметны только в самых тяжелых условиях — при съемке контрастных предметов в ярком контровом освещении.
Однако они пропадают уже при F4.0. Максимальная резкость достигается на F4–5.6. Если продолжать закрывать диафрагму, резкость снизится (влияние дифракции).
Но даже при F16 можно получить качественную, детализированную картинку.
Устойчивость к бликам
Контровое освещение — серьёзное испытание для фотооптики. В таких условиях на снимках падают контраст и резкость, появляются блики.
Покрытие линз Super EBC призвано бороться с появлением бликов. Fujinon XF 50mm F2 R WR уверенно держит контровой свет: поймать солнечного зайца сложно, но при большом желании возможно. Нам удалось спровоцировать появление блика. Избавиться от него легко — достаточно перекомпоновать кадр. На закрытых диафрагмах F8–16 вероятность возникновения отдельных ярких бликов возрастает. Контраст при съёмке в контровом освещении практически не снижается.
Дисторсия
Искажения геометрии в кадре характерны скорее для широкоугольников, нежели для телеобъективов. В новинке все искажения скорректированы отлично. Это видно не только в JPEG, но и в RAW. Очертания предметов на фото не искажаются.
Боке
Большое фокусное расстояние, высокая светосила и 9-лепестковая скруглённая диафрагма позволяют получить ровные кружочки вместо бликов в зоне расфокуса и превратить не самый живописный фон в приятный глазу размытый рисунок:
Боке у Fujinon XF 50mm f/2 R WR довольно качественное. Внутри кружочков в зоне нерезкости (ближе к краям кадра они похожи на лимон) почти нет неоднородных структур типа «луковых колец». Такой объектив прекрасно подойдёт для съёмки мелких деталей и тех сюжетов, где важна небольшая глубина резкости и аккуратно размытый фон.
Этим объективом можно снимать и портреты, но нужно учитывать, что даже при максимальном открытии диафрагмы объекты на фоне могут быть читаемы, то есть нет того интенсивного размытия и мягкости, которые обеспечивает портретная оптика. Поэтому желательно использовать монотонный и достаточно сильно удалённый фон.
Чемпионами по боке в системе Fujifilm X остаются объективы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 35mm F1.4 R. Благодаря большей светосиле они сильнее размывают фон, их боке более однородное, мягкое и приятное. Fujinon XF 50mm F2 R WR же подкупает своей универсальностью, резкостью, лёгкостью и доступностью.
Автоматическая фокусировка
Все прелести мотора фокусировки Fujinon XF 50mm F2 R WR можно испытать на новых камерах, оснащённых гибридной фокусировкой с фазовыми датчиками. К примеру, на Fujifilm X-T20.
Фокусируется объектив быстро и точно. И фокусировка стала практически бесшумной.
При фокусировке по зоне возможны промахи, особенно если объект съёмки расположен на контрастном фоне. Чем больше зона, тем выше вероятность того, что объектив сфокусируется на фоне. Не спасает даже фокусировка с определением лиц. При использовании других объективов автофокус так себя не вёл. Возможно, дело не в объективе, а в его взаимодействии с ещё «необкатанной» Fujifilm X-T20, и ситуация изменится с выходом обновлённой прошивки.
Пример небольшой ошибки при фокусировке с распознаванием лица. Резкость оказалась не на глазах модели, а на более контрастных волосах.
Решить проблему легко: выбираем точку фокусировки наименьшего размера и максимально точно указываем место для наводки на резкость.
Видеосъёмка
Объектив фокусируется плавно, но быстро. Он способен уверенно удерживать фокус (особенно если в кадре обнаружено лицо).
Скачать в оригинальном качестве
При перефокусировке объекты не меняют своих пропорций, эффекта дыхания нет.
Ручная перефокусировка с минимальной дистанции до бесконечности.
Скачать в оригинальном качестве
Оператору и видеографу может не хватать оптической стабилизации. При записи 4К-видео с рук картинка будет заметно дрожать. Однако профи обычно пользуются внешними системами стабилизации: стедикамом, штативом и пр.