Качество изображения. Выводы
Резкость
Мы уже не раз говорили про то, что Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA обладает очень высокой резкостью. Однако давайте чуть подробнее остановимся на этом вопросе. Для тестирования мы используем самую многомегапиксельную камеру системы — Sony ILCE-7RM2. Её матрица обладает разрешением 42 мегапикселя и лишена противомуарного фильтра.
Уже на открытой диафрагме объектив обеспечивает достаточно высокую для этой матрицы детализацию. Но что удивляет больше всего, так это распределение резкости по полю кадра. Одинаково высокодетализированными оказываются центр, края и даже углы изображения. Нечасто подобные объективы попадают к нам в редакцию… И лишь заметное виньетирование по краям кадра говорит о том, что речь идёт о реальном объективе, а не волшебном изобретении эльфов.
Диафрагмирование до f/2 ещё немного увеличивает визуальную резкость кадра, а тёмные края снимка начинают дальше отступать от центра — снижается виньетирование. Впрочем, этому сюжету оно идёт только на пользу. На f/2.8 резкость достигает своего пика. Виньетирование затрагивает только углы снимка, но окончательно оно уходит лишь после f/5.6. Резкость же остаётся высокой до f/16 включительно и незначительно снижается из-за дифракции при f/22. Очень неплохой результат! Пожалуй, это один из самых резких фиксов, которые мы тестировали в последнее время.
Боке
Любой опытный фотограф знает: объектив может иметь или высокую резкость, или красивый рисунок. Именно так было до недавнего времени. Но прогресс не стоит на месте, и исключения из этого правила встречаются всё чаще. Боке SEL-55F18Z — это пастозные мазки маслом: жирные, яркие, живописные.
Никакого двоения боке не будет даже в том случае, если вы попытаетесь спровоцировать объектив. Рисунок в зоне нерезкости потрясающе спокойный.
Одиночные блики имеют равномерное заполнение и очень мягкие края. Закручивания боке тоже не наблюдается, оно в целом нехарактерно для объективов с оптической схемой Sonnar.
Даже на прикрытой диафрагме боке не начинает пестрить, а одиночные блики сохраняют круглую форму благодаря 9-лепестковой скруглённой диафрагме.
Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA может не только деликатно разделить планы за счёт малой глубины резкости. Он дарит фотографии объём, ту самую магию, на которую способна лишь дорогая и «породистая» оптика.
Хроматические аберрации
Пожалуй, единственным формальным недостатком рисунка SEL-55F18Z можно назвать хроматические аберрации, которые присутствуют на открытой диафрагме. Они есть и в зоне резкости, и в зоне боке.
Портят ли они картинку? Скорее нет, но их присутствие я просто обязан отметить. При диафрагмировании уровень хроматических аберраций сходит на нет: на f/2.8 вы их уже не найдёте.
Диафрагмирование на ступень почти полностью убирает хроматические аберрации.
Контровой свет
В качестве последнего испытания для Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA мы выбрали съёмку в контровом свете. Даже если солнце заглядывает к вам в кадр, падения резкости и контраста не происходит. Хроматические аберрации выражены слабо.
Появление бликов весьма вероятно. Они проявляются тем сильнее, чем больше вы закрываете диафрагму. Однако сравнительно простая оптическая схема с малым количеством переходов воздух-стекло сводит количество бликов в кадре к минимуму. Бояться их не стоит. Порой даже незначительное изменение угла съёмки позволяет полностью от них избавиться.
Выводы
Создатели Sony Carl Zeiss Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA постарались на славу. На современном фоторынке не так много столь универсальных объективов. Ограничить сферу применения этой модели двумя-тремя жанрами не удастся. Распределение свойств и характеристик настолько ровное, что работать им можно в любом жанре, от портрета до пейзажа. Всё на своих местах: размер — компактный, дизайн — строгий, светосила — в меру высокая, резкость — выше всяких похвал, аберрации — выражены слабо.
Впрочем, на техническом качестве снимков мы остановимся чуть подробнее. SEL-55F18Z — очень резкий фикс. Уже на открытой диафрагме он обеспечивает отличную детализацию по всему полю кадра даже на 42-мегапиксельной матрице. Чудесным образом высокая резкость в нём уживается с мягким и пластичным боке. К формальным недостаткам можно отнести заметное виньетирование и присутствие хроматических аберраций на открытой диафрагме. Однако существенного негативного влияния на качество изображения они не оказывают.
Стоит ли объектив своих денег? Однозначно да, если не рассматривать его как «просто полтинник» со светосилой f/1.8. Это качественный и «породистый» объектив с собственным рисунком и уникальным качеством изображения. И именно по этой причине в нашем большом тесте топовой оптики Sony он участвует наравне с G Master.
Плюсы:
- высокая резкость уже на открытой диафрагме;
- равномерное распределение резкости по полю кадра;
- мягкое и пластичное боке;
- не теряет контраст в контровом свете;
- компактный размер и малый вес;
- быстрый и бесшумный автофокус;
Минус:
- заметное виньетирование на открытой диафрагме;
- незначительные хроматические аберрации на открытой диафрагме;
- отсутствие выключателя автофокуса на корпусе.